Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана
1.1. Сущность и концепция бизнес-планирования
1.2. Этапы разработки бизнес-плана
Глава 2. Формирование бизнес-плана расширения сети ресторана «Ереван»
2.1. Разработка основных разделов бизнес-плана
Введение
Актуальность. Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата, образ которого он идеально имеет в самом начале любой работы, в том числе и в бизнесе. Также известно, что самоорганизация не есть первичное свойство вещей, как дезорганизация и требует особой заботы-управления, важнейшая функция которого состоит в планировании. Поэтому планирование можно рассматривать как проектирование процесса создания из беспорядка порядка и повышения его степени, который уменьшает неопределенность в данном случае системы предпринимательства.
Бизнес-планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-
правовых форм предприятий. Рынок не подавляет и не отрицает плановость
вообще, а только перемешает ее в основном в первичное производственное
звено - предприятия и их объединения. Даже в стране в целом область необходимого планирования не заменяется полностью невидимой регулирующей рукой рынка. И на западе и на востоке государства определяют стратегии своего экономического развития, глобальные экологические проблемы, крупные социальные и научно-технические программы, распределение бюджета страны, оборону. На уровне же предприятий осуществляется не столько стратегическое само планирование, но и детальная разработка оперативных планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе[1]. Поэтому всякий, кто всерьез хочет заниматься коммерческой деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный бизнес-план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции.
В современных условиях хозяйствования возрастает актуальность бизнес-планирования как инструмента организации и координации менеджмента предприятия, обеспечивающего формирование программы действий. Вне зависимости от отраслевой принадлежности коммерческих организаций планирование бизнеса основано на систематической методологии достижения эффективности при реализации любого типа деловых операций и сохранении приемлемых уровней рисков.
Создание эффективной организации возможно только при тщательно разработанном бизнес-плане, учитывающим состояние рынка общественного питания, анализ отрасли и тенденции ее развития, размер и состав единовременных и текущих затрат, экономическую эффективность деятельности будущего предприятия. Бизнес-планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно- правовых форм предприятий. Во всемирном справочнике банкротств
ресторанный бизнес занимает четвертое место в списке банкротств после магазинов, торгующих одеждой, мебелью и фотоматериалами. Среди основных причин банкротств в сфере ресторанного бизнеса – общая экономическая ситуация в стране, нехватка средств, неэффективное управление и неплатежеспособность клиентуры, то есть факторы, в большинстве своем не подвластные ресторатору.
Целью работы является разработка бизнес-плана по развитию организации ресторанного бизнеса на примере ресторана «Ереван».
В соответствии с указанной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты разработки бизнес-плана;
2) разработать основные разделы бизнес-плана развития сети ресторанов «Ереван».
Объектом исследования послужил ресторан «Ереван».
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические вопросы бизнес-планирования развития ресторанного бизнеса.
Исследования проводились на основании изучения действующего
законодательства и финансово-экономических нормативов по заявленной теме, открытые данные бухгалтерской отчетности ресторана «Ереван», планы развития предприятия на краткосрочную перспективу, экономико-статистическая информация, характеризующая общую ситуацию в ресторанном бизнесе в регионах РФ, аналитические материалы, материалы периодической печати.
При разработке бизнес-плана в работе были использованы методы анализа рынка, метод сегментирования и метод экспертных оценок.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, бизнес-планирования, инвестиционной деятельности, менеджмента, комплексного финансового анализа.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана
1.1. Сущность и концепция бизнес-планирования
Под бизнес-планированием понимают процесс разработки бизнес-плана,
который представляет собой упорядоченную организационную процедуру,
связанную со сбором и обработкой информации, принятием решений, которые осуществляются с целью получения желаемого результата в виде целостной системы взаимосвязанных управленческих решений[2].
Результатом бизнес-планирования является бизнес-план, который представляет краткое, точное, доступное и понятное описание бизнеса. Он является важнейшим инструментом при рассмотрении различных ситуаций, позволяет выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Стоит отметить, что бизнес-план является формой тактического, стратегического, а также оперативного планирования, что позволяет организации развиваться и оставаться наплаву[3].
Бизнес-планирование является важным фактором конкурентоспособности в условиях рынка. Во-первых, бизнес-план является элементом инвестиционного проекта организации, что способствует модернизации и расширению производства с помощью привлечения дополнительных средств от инвесторов. Во-вторых, с помощью бизнес-плана анализируются все возможные риски. В-третьих, бизнес-планирование помогает учитывать будущие денежные оттоки организации, в том числе на налогообложение[4].
Кроме того, еще одной очень важной причиной, по которой стоит составить этот документ, является то что, в дальнейшем при непосредственном ведении бизнеса, бизнес-план будет служить стандартом, показывающим, какими путями следует развивать бизнес. Участники фирмы будут четко знать свои задачи, состояние рынка, конкурентов, и таким образом будут иметь возможность минимизировать издержки и при надобности вносить коррективы в деятельность фирмы[5].
Существуют различные мнения по вопросам определения экономической сущности бизнес-плана и содержания процесса бизнес-планирования.
Бринк И. Ю., Савельева Н. А. определяют бизнес-план как понятное,
доступное, точное и краткое описание будущего бизнеса, важнейший инструмент при оценке разных ситуаций, который позволяет выбрать наиболее перспективные решения и выявить средства их достижения[6]. Определяя бизнес-план как инструмент самообучения, они представляют процесс бизнес-планирования как творческий, требующий высокого профессионального уровня разработчика.
Бизнес-планирование — это совокупность последовательных действий,
связанных с постановкой целей бизнес-планирования, разработкой бизнес-
плана, продвижением бизнес-плана на рынок инноваций, контролем за его
реализацией, ситуационным анализом окружающей среды. Бринк И. Ю. и Савельева Н. А. выделяют следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
1) подготовительная стадия;
2) стадия формирования бизнес-плана;
3) стадия продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;
4) стадия реализации бизнес-плана.
С математической точки зрения к определению бизнес-плана подходит Головань С. Л. [7] Бизнес-план, по его мнению, — это документ, который призван убедить потенциального инвестора в том, что инвестиционная прибыль будет не ниже ставки банковского процента, приемлемой для инвестора[8]. Следовательно, бизнес-план — это система доказательств, убеждающих потенциального инвестора в экономических выгодах при осуществлении вложений. Более широко подходит к определению сущности бизнес-плана Бронникова Т. С., которая считает, что бизнес-план - это принятая в мировой практике форма представления деловых предложений и проектов, включающая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности организации и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса инициатора проекта и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов в достижении социально-экономических целей бизнес-проектов[9].
Таким образом, бизнес-план с данной позиции разрабатывается для инновационных объектов и процессов, для организации деятельности действующих предприятий разных форм собственности с целью развития производственных и функциональных подразделений, модернизации, реконструкции или расширения предприятия. По сути своей такой подход имеет исключительно инвестиционную направленность, что подтверждается методологией бизнес-планирования, включающей теоретические основы, методический инструментарий и рекомендуемые формы практического представления информации по каждой подсистеме (разделу) бизнес-плана как части единого целого — бизнес-плана проекта. Особый интерес вызывает позиция Романовой М. В., которая связывает бизнес-план с проектно-инновационными решениями, отражая инновационную направленность российской экономики и курс на модернизацию российских организаций[10].
Инициаторами разработки и реализации бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируется в подобном плане[11].
Бизнес-планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей[12].
Применение планирования создает следующие важные преимущества:
1) делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
2) проясняет возникающие проблемы;
3) стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей
работе;
4) улучшает координацию действий в организации;
5) создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
6) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
7) способствует более рациональному распределению ресурсов;
8) улучшает контроль в организации[13].
1.2. Этапы разработки бизнес-плана
Существует несколько подходов к определению этапов разработки. Одни подходы основаны на очень подробной схеме составления бизнес-плана, и в этом случае этапов очень много - от 10 до 20 и более. Другие основаны на
выделении крупных блоков в составлении бизнес-плана, и в этом случае этапов очень мало - пять.
Можно рассмотреть два подхода: более подробный и менее подробный.
При более подробном подходе алгоритм составления бизнес-плана содержит наиболее общие стадии процесса планирования нового дела. Данный
алгоритм еще называют планом действий по разработке бизнес-плана. При достижении определенного опыта на основе данного алгоритма можно составить свой план действий (с учетом специфики сферы деятельности предприятия или проекта)[14]. Однако при разработке бизнес-плана в какой-либо новой сфере деятельности лучше придерживаться данного (или подобного) подробного варианта, так как он позволит наиболее всесторонне изучить новый объект приложения сил.
При детальном подходе выделяют следующие этапы в процессе разработки бизнес-плана[15]:
этап 1. Решение о начале деятельности в новом бизнесе или начале
реализации нового проекта или разработке нового бизнес-плана;
этап 2. Формирование цели нового бизнеса или нового проекта;
этап 3. Формирование представлений о бизнес-плане и его структуре[16].
этап 4. Поиск источников необходимой информации;
этап 5. Анализ и оценка собственного потенциала (возможностей и способностей) для начала новой деятельности;
этап 6. Выбор объекта, являющегося основой новой деятельности (профиля предприятия);
этап 7. Исследование потенциального рынка сбыта;
этап 8. Разработка предварительного прогноза продаж;
этап 9. Территориального размещение бизнеса;
этап 10. Разработка маркетингового плана;
этап 11. Разработка календарного плана;
этап 12. Разработка производственного плана;
этап 13. Выбор организационно-правовой формы и юридического статуса;
этап 14. Разработка организационного плана;
этап 15. Принятие решения о персонале;
этап 16. Разработка финансового плана;
этап 17. Разработка плана страхования рисков деятельности;
этап 18. Подготовка делового резюме бизнес-плана;
этап 19. Оформление бизнес-плана;
этап 20. Презентация бизнес-плана;
этап 21. Принятие решения о начале деятельности.
При втором подходе, выделяют более крупные блоки. Но эти блоки, по
сути, содержат те же этапы, что и в предыдущем подходе. Данный вариант больше подходит для опытного пользователя[17].
Выделяют пять этапов.
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) — краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества[18].