Файл: Проблемы в организации государственного финансового контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одни из последних коррупционных скандалов связаны с Обронсервисом, губернатором Сахалинской области, космодромом Восточный, строительством Приморского океанариума и т.д. Также постоянный рост сумм, выявляемых Счетной палатой РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, который также появляется в результате неправомерного и неэффективного использования средств бюджетный системы РФ. [17]

Данные проблемы возникают в большей степени из-за отсутствия организации государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительной властью, а именно – главными распорядителями бюджетных средств РФ. Зная эти проблемы, Президент 4 декабря 2014 года в послании Федеральному собранию призвал «ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на 5% от общих расходов в реальном выражении».

Результативность использования активов государства в зарубежных странах проверяется высшим органом финансового контроля путем использования аудита эффективности. После принятия нового Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Счетная палата Российской Федерации также стала активно внедрять в свою деятельность проведение аудита по вопросам эффективного использования бюджетных средств. [18]

Назначение аудита эффективности в первую очередь связано с экономическим обоснованием, целесообразности и выбора мероприятий. Также аудит неразрывно сопровождается оценкой затрат на мероприятия и ожидаемым эффектом от реализации.

Для наглядного примера рассмотрим Контрольно-счетную палату Томской области и проведем анализ деятельности, результаты и конкретные показатели эффективности. Основными организационными формами осуществления внешнего государственного финансового контроля являются контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.

В 2013 году в Бюджетный кодекс были внесены значительные изменения и дополнения, в том числе были утверждены виды методы финансового контроля. Законодательством регламентировано 4 вида государственного финансового контроля. [19]

Такие как: внешний, внутренний, предварительный и последующий. Данные виды распространяются как на государственный финансовый контроль, так и на муниципальный. Сегодня методами осуществления государственного и муниципального финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Наиболее часто использующимися методами являются проверка и ревизия.


Контрольная – счетная палата подготовила 46 экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов, поступивших от Законодательной Думы Томской области. В 2013 таких заключений было подготовлено 56, отсюда можно вы- явить отрицательную динамику. [20]

В ходе контрольных мероприятий всего выявлено 424 нарушения действующего законодательства, допущенные 61 объектами проверок – участниками бюджетного процесса и субъектами экономической деятельности, не являющимися участниками бюджетного процесса, в их числе:

- 70 нарушений – при формировании доходов и планировании расходов бюджетных средств;

- 9 фактов – нецелевого и 13 фактов неправомерного использования бюджетных средств;

- в 11 случаях дана оценка неэффективной деятельности при предоставлении и расходовании средств областного бюджета, предоставлении и использовании областной собственности;

- 61 факт нарушений и недостатков – при предоставлении и расходовании бюджетных средств (кроме нецелевого, неправомерного и неэффективного), например, расходование субсидий с нарушением условий их предоставления, несоблюдение контрактов и соглашений и другие;

- 9 нарушений – при работе с собственностью;

- 80 фактов нарушений и недостатков – по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;

- 171 факт других нарушений и недостатков, допущенных в деятельности государственных органов и организаций при выполнении установленных им задач и функций (нарушения при заключении и исполнении контрактов и соглашений, при определении сметной стоимости объектов строительства, нарушения законодательства о закупках и др.). [21]

Объем проверенных средств составил 88 591,5 млн.руб., объем выявленных нарушений составил 3 908,3 млн.руб. Таким образом, сумма нарушений в процентном соотношении составляет 4,4%, что меньше на 8 п.п., чем в 2013 году. [22]

Поделились доли между видами нарушений, а именно:

– нарушения и недостатки при формировании доходов и планировании расходов бюджетных средств – 374,2 млн.руб.;

– нецелевое и неправомерное использование бюджетных средств – 115,9 млн.руб.;

– неэффективное использование бюджетных средств и областной собственности – 208,6 млн.руб.;

– нарушения и недостатки при предоставлении и расходовании бюджетных средств (кроме нецелевого, неправо- мерного и неэффективного) – 429,5 млн.руб.;

– нарушения ведения бухгалтерского учета и составления отчетности – 624,7 млн.руб.;


– другие нарушения и недостатки, допущенные в деятельности государственных органов и организаций при выполнении установленных им задач и функций, – 2 155,4 млн. руб. С учетом динамики результатов деятельности Контрольно-счетной палаты 2010 – 2014 годов можно сравнить объемы выявленных нарушений. [23]

В отчетном периоде объем выявленных нарушений меньше, чем в прошлом почти в 3 раза. Это свидетельствует о том, что Контрольно-счетной палатой максимально использовались все предоставленные действующим законодательством возможности по устранению негативных последствий финансовых нарушений, возмещению причиненного бюджетам ущерба, возврату средств, использованных не по целевому назначению.

В зависимости от характера выявляемых нарушений и недостатков строилась направленная на их устранение работа, принимались соответствующие меры в рамках установленной компетенции и предоставленных полномочий. [24]

Для возврата бюджетных средств в связи с нарушениями, применяются меры по их устранению. Контрольно-счетной палатой направлено 22 Представления руководителям проверенных учреждений и организаций, 27 информационных писем – заместителям Губернатора Томской области и руководителям департаментов и 1 уведомление о применении бюджетных мер принуждения. [25]

По итогам исполнения представлений Контрольно-счетной палаты восстановлено в областной бюджет 32,5 млн.руб., принимаются меры по восстановлению 20,0 млн.руб. Тем не менее, из общего объема выявленных нарушений на сумму 3 908,3 млн.руб., возврат на данный момент на сумму 32,5 млн. руб. – ничтожно малая сумма. [26]

Однако, есть положительная динамика. По результатам проверок и выявленным нарушениям 10 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 1 – уволено. Кроме того, приняты меры по устранению нарушений – Количество выявленных нарушений в 2014 году– Объем выявленных нарушений в 2014 году, млн.руб.– Объем выявленных нарушений в 2010 – 2014 гг., млн.руб. недопущению их в дальнейшем: разработаны и приняты нормативные правовые акты, внесены изменения в действующие, приведены в порядок бухгалтерский учет и отчетность, внесены изменения в локальные нормативные акты проверенных объектов.

Всего по результатам проведенных палатой мероприятий принято и внесено изменений в 18 правовых актов. Материалы по 8 проверкам направлены в правоохранительные органы. Прокуратурой возбуждено 3 дела об административных правонарушениях и вынесено 8 представлений об устранении нарушений, выявленных палатой.


Проблемы Контрольно-счетной палаты лежат прежде всего в том, что существующие механизмы управления не позволяют эффективно использовать бюджетные средства, федеральную и региональную собственность. Необходимы меры, способствующие созданию единой системы управления государственным имуществом.

Проблемы законодательства на данном этапе решены, существует нормативно – правовая база, закреплены виды контроля, методы проведения, единая концепция государственного финансового контроля. [27] Проблема, связанная с объективной необходимостью в корректном и гибком планировании планов проверок и осуществлении проверок и ревизий также решена на данный момент и урегулирована законодательством путем планирования на очередной финансовый год, утверждение графика руководителем, обоснование проверок. [28]

Серьезным недостатком для эффективной реализации государственного финансового контроля – достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. [29]

Государственный финансовый контроль играет важную роль не только в обеспечении успешного решения задач бюджетной реформы, но и в обеспечении экономической безопасности государства. Имеющиеся проблемы в борьбе с коррупцией свидетельствуют о недостатках в организации государственного финансового контроля.

Вопросы создания единой системы финансового контроля и единых критериев оценки эффективности использования государственных средств также имеют актуальность. Сейчас существует три критерия: результативность, действенность и экономичность, но этого не достаточно, чтобы оценивать такую крупную и значимую систему как государственный финансовый контроль. [30]

Эффективность всегда должна определяться как качественно, так и количественно, так как всегда есть риск, что оценка станет субъективной. Критерий результативности определяется как отношение общего объема выявленных нарушений к общему объему проверенных средств. Под результативностью понимается величина, которая отражает степень достижения поставленных целей. При расчете критерия результативности необходимо анализировать абсолютные и относительные значения, а так- же рассматривать критерий в динамике за прошедшие года. [31]


Существует дополнительный показатель – коэффициент реализуемости контроля и определяется как отношение количества представлений и предписаний к количеству актов проверки. Критерий экономичности является отношением достигнутого результата к затратам на содержание отдела внутреннего государственного финансового контроля. Критерий действенности показывает степень исполнения проверенными организациями решений по устранению нарушений.

Критерий действенности определяется отношением количества исполненных представлений и предписаний к их общему количеству предложенных к исполнению. Существует дополнительный показатель, который отражает интенсивность деятельности в расчете на одного государственного гражданского служащего органов внутреннего финансового контроля. Коэффициент интенсивности определяется отношением количества проверенных объектов или объема проверенных средств к средней численности органов государственного финансового контроля.

Таким образом, посредством использования данных критериев и показателей есть возможность определить эффективность и результативность государственного финансового контроля. Можно определить не только деятельность самого органа государственного финансового контроля, но и выполнение им своих функций и полномочий. [32]

Данная методика дает сквозную оценку и применима на разных уровнях управления органа финансового контроля. Также преимуществом методики в количественном выражении, что позволяет оценивать деятельность органов государственного финансового контроля в динамике.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

2.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В современных условиях важнейшей задачей в сфере государственного и муниципального управления являются развитие и совершенствование системы государственного финансового контроля. Государственный финансовый контроль – это совокупность действий и процессов по проверке соблюдения государственными и иными органами, а также органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового и иного связанного с ним 400 законодательства Российской Федерации и субъектов РФ, эффективности и результативности использования государственных финансовых и иных ресурсов. [33]