Файл: Проблемы в организации государственного финансового контроля.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ И АУДИТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ: ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
При этом процесс реализации социальных программ, осуществляемый государством, расширяет сферу использования общественных ресурсов и количество финансируемых объектов, которые подвержены государственному финансовому контролю.
Существует достаточное количество организаций, использующих в своей деятельности имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, которые частично или в полном объеме финансируются за счет средств бюджетов различных уровней. Поэтому государство заинтересовано в сохранности и результативности использования выделенных ресурсов.
Анализ объемов денежных средств бюджетов показывает нестабильность финансовой ситуации в стране, существует дефицит бюджета. В таких условиях возникает необходимость совершенствования контроля за общественными ресурсами. Появилась потребность в эффективной, результативной, а главное, целостной системе государственного финансового контроля, неотъемлемой частью которой также является и сам внутренний контроль. [49]
В результате реформ Россия оказалась в ситуации, когда нет адекватной общегосударственной контрольной системы, ориентированной на новые демократические задачи. Следует признать, что существующая в стране система финансового контроля в полной мере не выполняет своего назначения и нуждается в серьезной реструктуризации. [50]
Примеров нецелевого использования и невозврата государственных средств, нерационального управления ими, иных финансово-хозяйственных нарушений множество. Факты таких нарушений приводятся в опубликованных в печати отчетах контрольных органов.
В РФ сегодня отсутствует не только единая система финансового контроля, но и единая концепция ее формирования. Формирование органов государственного и негосударственного финансового контроля в Российской Федерации все еще продолжается. [51]
Свою специфику на этот процесс накладывает пока еще становление рыночной экономики. Можно констатировать, что работа по формированию всей системы финансового контроля в целом и контрольных органов в частности, проводимая в стране, пока недостаточно эффективна. [52]
Неэффективность этой работы можно связать с отсутствием образцов, которые могли бы служить ориентиром в формировании контрольной системы. При этом работу по совершенствованию организации финансового контроля необходимо начинать с выявления существующих проблем, ограничивающих достижение поставленных задач, а также факторов, вызывающих эти проблемы. [53]
Базируясь на выделенных проблемах организации финансового контроля в Российской Федерации, можно определить две большие группы этих проблем: проблемы слабой нормативно-правовой базы, регламентирующей осуществление финансового контроля в Российской Федерации. [54]
Эту группу составляют такие правовые упущения, как: отсутствие
- четкой законодательной определенности полномочий контрольных органов;
- смешение контрольных функций органов, пересечение их сфер деятельности;
- неопределенность круга объектов финансового контроля; отсутствие алгоритма и порядка реагирования на выявленные нарушения как органов, так и объектов контроля; низкая оперативность принятия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по осуществлению финансового контроля; отсутствие четких внутренних стандартов составления нормативно-правовых актов;
- «оторванность» стратегического финансового контроля от текущего финансового контроля. Вторую группу проблем составляют проблемы, связанные с недостатками работы органов финансового контроля.
К этой группе относятся такие проблемы, как:
- недостаточность и неправомерность мер по исполнению доходной части бюджета (сбор налогов и сборов, установление различных льгот и освобождение от уплаты платежей, растущая задолженность перед бюджетом);
- невыполнение требований соответствующих нормативных актов;
- отсутствие должного контроля заэффективным расходованием государственных финансовых средств, в том числе иностранных займов, полученных под гарантии Правительства РФ;
- нарушения самими контрольными органами действующего законодательства; нецелевое расходование средств;
- функциональная разобщенность органов финансового контроля и некоторые другие проблемы. [55]
В свое время господствовала идеология, что рынок сам разберется и отстроит процессы, а зона ответственности государства ограничивается пенсиями, зарплатой бюджетникам и социальными выплатами, а также участием в инфраструктурных проектах, которые без этого не смогут функционировать.
Сегодня нужно выбирать, что послужит приоритетом: сохранение в полном объеме взятых государством ранее социальных обязательств или же возможность отказаться от чего-то и вкладывать средства в инфраструктуру. Ограничения неизбежны, поэтому нужно объяснить людям, куда тратятся деньги из бюджета. [56]
Если говорить о некой справедливости, включая социальную, надо объяснять людям, что и куда тратится. Планы заявляются прекрасные, но на деле картина часто иная. Люди видят и долгострой, и плохие дороги, и состояние ЖКХ. Граждане платят налоги и вправе знать: хоть когда-нибудь кто-то ответит за всё это, за коррупцию и безответственное использованием средств. [57]
В заключение можно сделать вывод, что необходима качественная пере- работка действующих правовых норм в сфере регулирования финансового контроля, устранение несогласованностей и противоречий правового регулирования системы органов государственного финансового контроля, восполнение пробелов и отмена устаревших норм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в научных кругах не утихают споры о том, как усовершенствовать существующую систему государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Многие сходятся во мнении, что ГФК в том виде, в котором он существует сегодня, не отвечает реалиям современной финансовой политики государства.
Он оставляет много лазеек для использования лицами, допущенными к распоряжению государственными финансами на любом уровне, бюджетных средств в личных целях, не способствует эффективности использования денежных средств государства для достижения целей, поставленных перед сектором государственного управления.
Основной вопрос, который возникает в отношении реформирования системы ГФК, – кто должен его возглавить на федеральном уровне.
При этом рассматриваются «кандидатуры» Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного и валютного надзора.
Считается, что без решения этого вопроса фактически невозможно создать действенную систему ГФК.
В пользу этого предположения говорят многие факты.
Например, отсутствие взаимодействия между названными органами и другими участниками системы ГФК – главным контрольным управлением при Президенте Российской Федерации и подразделениями внутреннего контроля и аудита главных распорядителей средств федерального бюджета.
Или тот факт, что названные участники системы ГФК осуществляют одинаковые полномочия, проверяют одни и те же объекты, но при этом полученная ими информация никак не корреспондируется между собой.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Пути развития современного российского аудита.//Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 486-489.
- Бамматказиева Ф.А. Управление государственной собственностью на уровне региона.//Актуальные вопросы современной экономики. -№4- 2014.-С.191-199.
- Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49.
- Воронин Ю.М. О государственном (муниципальном) финансовом контроле // Финансы. 2014. №6.
- Гамукин В.В. Финансовые ошибки / В.В. Гамукин // Финансовая аналитика. – 2015. – №12. – С. 15-24.
- Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69
- Гутцайт Е.М. Эффективность в финансовом контроле: методы оценки / Е.М. Гутцайт // Теория и методология аудита. – 2014. – №4. – С. 3-10.
- Ибрагимова Д.А., Рябичева О.И. Оценка качества финансового менеджмента на региональном уровне // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6-1. С. 183-186.
- Иванов М.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: скрытый потенциал великой страны.// Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".-2013.-№4.- С.58-64
- Калиничева Е.Ю. Об эффективности инвентаризационных мероприятий в системе внутрихозяйственного контроля птицеводческих организаций//Аудит и финансовый анализ. 2014. № 3. С. 226-229.
- Касимова Д.М. Перспективы социально-экономического развития России.//Актуальные вопросы современной экономики. -№4- 2014.-С.421-428.
- Климанов В.В., Михайлова А.А. Открытость и прозрачность российского бюджета в мировом измерении // Финансы. 2014. № 7.
- Кокарев А.И. Вопросы реформирования государственного финансового контроля // Финансы и кредит- №11(587) - 2014.
- Колесников С.И. О главных методах финансового контроля. //Финансы и кредит - 36(468) - 2011.
- Личутина Е.А. К вопросу о государственном финансовом контроле / Е.А. Личутина // Научный альманах. – 2015.
- Толчинская М.Н., Ахмедова Л.А. Развитие государственного аудита в Российской Федерации.// Финансы и кредит- № 14(638) -2015. С. 42-54.
- Чумакова М.К. Теоретические аспекты государственного финансового контроля и направления его совершенствования в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-1 (41- 1). С. 49-52.
- Чхутиашвили Л.В. Аудит эффективности как инструмент противодействия коррупции в РФ / Л.В. Чхутиашвили // Финансы и управление. – 2014. – №3. – С. 1-22.
- Шахбанов Р.Б. Региональный экономический рост: анализ факторов.//Актуальные вопросы современной экономики. – №2- 2013.С.1-9
- Шевчук О.А. Государственный аудит в системе финансового контроля. // Финансы и кредит-№20(548) - 2013 .
-
Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Пути развития современного российского аудита.//Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 486-489. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Гамукин В.В. Финансовые ошибки / В.В. Гамукин // Финансовая аналитика. – 2015. – №12. – С. 15-24. ↑
-
Гамукин В.В. Финансовые ошибки / В.В. Гамукин // Финансовая аналитика. – 2015. – №12. – С. 15-24. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Пути развития современного российского аудита.//Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 486-489. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Гамукин В.В. Финансовые ошибки / В.В. Гамукин // Финансовая аналитика. – 2015. – №12. – С. 15-24. ↑
-
Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Пути развития современного российского аудита.//Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 486-489. ↑
-
Гамукин В.В. Финансовые ошибки / В.В. Гамукин // Финансовая аналитика. – 2015. – №12. – С. 15-24. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Пути развития современного российского аудита.//Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 486-489. ↑
-
Гамукин В.В. Финансовые ошибки / В.В. Гамукин // Финансовая аналитика. – 2015. – №12. – С. 15-24. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Пути развития современного российского аудита.//Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 486-489. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Пути развития современного российского аудита.//Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 486-489. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Пути развития современного российского аудита.//Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 486-489. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Пути развития современного российского аудита.//Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 486-489. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Пути развития современного российского аудита.//Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 486-489. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Пути развития современного российского аудита.//Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 486-489. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Касимова Д.М. Перспективы социально-экономического развития России.//Актуальные вопросы современной экономики. -№4- 2014.-С.421-428. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Касимова Д.М. Перспективы социально-экономического развития России.//Актуальные вопросы современной экономики. -№4- 2014.-С.421-428. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Касимова Д.М. Перспективы социально-экономического развития России.//Актуальные вопросы современной экономики. -№4- 2014.-С.421-428. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Касимова Д.М. Перспективы социально-экономического развития России.//Актуальные вопросы современной экономики. -№4- 2014.-С.421-428. ↑
-
Касимова Д.М. Перспективы социально-экономического развития России.//Актуальные вопросы современной экономики. -№4- 2014.-С.421-428. ↑
-
Касимова Д.М. Перспективы социально-экономического развития России.//Актуальные вопросы современной экономики. -№4- 2014.-С.421-428. ↑
-
Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.- 2014. — С. 67-69 ↑
-
Иванов М.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: скрытый потенциал великой страны.// Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".-2013.-№4.- С.58-64 ↑
-
Гутцайт Е.М. Эффективность в финансовом контроле: методы оценки / Е.М. Гутцайт // Теория и методология аудита. – 2014. – №4. – С. 3-10. ↑
-
Гамукин В.В. Финансовые ошибки / В.В. Гамукин // Финансовая аналитика. – 2015. – №12. – С. 15-24. ↑
-
Воронин Ю.М. О государственном (муниципальном) финансовом контроле // Финансы. 2014. №6. ↑
-
Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2015. – №3 – С. 46-49. ↑
-
Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Пути развития современного российского аудита.//Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 486-489. ↑
-
Бамматказиева Ф.А. Управление государственной собственностью на уровне региона.//Актуальные вопросы современной экономики. -№4- 2014.-С.191-199. ↑