Файл: Проблемы в организации государственного финансового контроля.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ И АУДИТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ: ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Предметом финансового контроля являются фонды денежных средств и накоплений участников финансовых отношений, а также их формирование и целевое использование. Методом финансового контроля – является способ осуществления финансового контроля, основанный на комплексном, изучении законности, достоверности, целесообразности и эффективности совершаемых финансовых операций. [34]
Объектом финансового контроля выступают не только финансовые средства, но и материальные, трудовые и иные ресурсы, так как их использование осуществляется посредством денежных отношений. Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. [35]
Он осуществляется законодательной (представительной) властью, созданными ею контрольными органами и исполнительной властью. При этом, финансовый контроль, осуществляемый законодательной (представительной) властью и созданными ее контрольными органами, является внешним контролем; а государственный (муниципальный) финансовый контроль, который осуществляется органами исполнительной власти (местными администрациями) – внутренним. Федеральным законом «О парламентском контроле» установлено, что Федеральное Собрание РФ и Счетная палата Российской Федерации осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль «в сфере бюджетных правоотношений».
Счетная палата РФ призвана организовывать и осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Федеральный закон «О Счетной палате РФ» определяет состав и структуру ее деятельности и на законодательном уровне подтверждает ее статус как высшего органа внешнего государственного аудита (контроля).
На других уровнях созданы соответствующие органы внешнего финансового контроля – контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Основными законодательными актами, регулирующими деятельность контрольно-счетные органов субъектов РФ и муниципальных образований, является Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольносчетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». [36]
Государственный финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляет Контрольное управление Президента РФ, являющееся структурным подразделением Администрации Президента РФ. К основным задачам Контрольного управления Президента РФ относятся контроль и проверка исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ), указов, распоряжений, решений и программных документов Президента РФ, а также подготовка предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений. [37]
В настоящее время состояние методического и правового обеспечения государственного финансового контроля в РФ требует своего дальнейшего совершенства. В условиях действия санкций и последствий экономического кризиса эта проблема приобретает особую актуальность. Согласно Бюджетному кодексу РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляют Федеральное казначейство, органы государственного финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов РФ. [38]
Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект федерального бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение в стране единой финансовой, денежной и кредитной политики, а также осуществляет управление федеральной собственностью.
Правительство РФ может проводить контроль либо само, либо делегировать эти полномочия соответствующим федеральным органам, например, Федеральному казначейству. [39]
В системе внутреннего государственного финансового контроля РФ до недавнего времени действовали Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ и Федеральное казначейство РФ. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ осуществляла функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля и функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. В этой связи Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ в определенной степени дублировала полномочия Счетной палаты РФ в части осуществления контроля за использованием средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ России и т.д.
С целью устранения дублирования контрольных обязанностей реформирование органов государственного финансового контроля привело к упразднению Федеральной службы финансово- бюджетного надзора РФ и передачи ее полномочий Федеральному казначейству РФ. Казначейству России в настоящее время отводится функция как предварительного, так и последующего контроля.
Отсутствие единой терминологии в отношении финансового контроля снижает его действенность и приводит к дублированию и параллелизму в деятельности контрольных органов. Согласно Бюджетному кодексу РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляют только Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. [40]
Так, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» определено, что Счетная палата РФ является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного контроля, посредством которого Федеральное Собрание РФ осуществляет парламентский контроль за формированием, управлением и распоряжением средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами. [41]
Таким образом, важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, – Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.
Органы Казначейства России как субъекты финансового контроля должны проверять как целевое содержание проводимых операций, так и документы, подтверждающие соответствие обязательств выделяемым ассигнованиям, а также принимаемым и принятым обязательствам. [42]
Операции с бюджетными средствами в процессе подобной контрольной работы обязаны быть законными, максимально открытыми, достоверными и иметь аудиторское обоснование на каждом этапе их согласования и проведения. В Казначействе России, где ежегодно проводится несколько миллионов транзакций только по платежам, предполагается осуществление по каждой из них определенных контрольных мероприятий. [43]
Еще несколько лет назад все соответствующие материалы предоставлялись только на бумажном носителе. Так как они после проведения платежной операции возвращались клиентам Казначейства, никаких аудиторских следов в процессе кассового исполнения бюджетов не оставалось, что повышало степень потенциальной коррупциогенности системы исполнения бюджетов.
Федеральное казначейство шаг за шагом модифицировало эту систему. Вначале документооборот был переведен в электронный вид. В скором будущем самую массовую казначейскую операцию максимально автоматизируют с точки зрения процесса ее проведения.
Она будет происходить максимально быстро, все документы и процессы станут подписываться электронной подписью и не смогут быть изменены в процессе реализации. Впоследствии они будут продолжительное время храниться в электронном архиве, к которому при необходимости можно обратиться в любое время.
Под руководством Минэкономразвития России разрабатывается государственная автоматизированная система (ГАС) «Управление», а под руководством Министерства финансов РФ – ГАС «Электронный бюджет». Результатом ГАС «Электронный бюджет» станет единый портал бюджетной системы Российской Федерации. [44]
В этой системе начнет концентрироваться информация о бюджетах всех уровней бюджетной системы нашей страны. В заключение следует подчеркнуть, что формирование четко определенной с точки зрения терминологии системы государственного финансового контроля, а также жесткого разграничения круга полномочий по субъектам контроля создаст условиях для повышения его действенности в современных условиях. [45]
Принятие федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации» смогло бы решить многие проблемы в данной области. Данный закон также должен касаться и нарушителей финансового законодательства, поскольку без административных материально-финансовых мер воздействия на нарушителей финансового законодательства невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед органами контроля задач.
2.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ: ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Современная контрольная функция системы государственного управления финансами в Российской Федерации требует серьезного совершенствования.
Отсутствие отлаженного механизма государственного финансового контроля оказывает негативное влияние на эффективность функционирования всей структуры государственной власти, создает благоприятные условия для процветания коррупции – основной болевой точки российского государства; препятствует достижению стратегических целей, стоящих перед страной.
О необходимости построения действенной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации речь идет уже давно. Существует огромное количество научных трудов, публикаций, посвященных данной проблеме. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, вопрос выстраивания целостной и эффективно действующей системы государственного финансового контроля и ее совершенствования до сих пор стоит не перестает быть актуальным. [46]
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению проблемы совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации обратимся к теоретическому аспекту данного понятия. [47]
В широком смысле государственный финансовый контроль – это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
1. ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или кос- венный финансовый и/или материальный ущерб государству;
2. несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
3. недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.
Цель государственного финансового контроля – обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению – включая стадии планирования, формирования, распределения и использования – государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Организационно-правовая система финансового контроля в Российской Федерации сегодня не является эффективно функционирующей системой.
Эта система, скорее, состоит из служб, ведомств и органов, на которые возложены определенные контрольные функции, но которые действуют не согласованно и разобщенно, не взаимодействуя друг с другом. Контрольную деятельность этих органов регулируют около 260 законов, постановлений и указов. Такое количество нормативных правовых актов в этой области дезорганизует систему финансового контроля, не определяет порядок работы.
Многочисленные правовые акты, таким образом, повторяют друг друга, полномочия одного органа зачастую дублируются полномочиями другого (например, на федеральном и региональном уровнях). [48] Как результат - отсутствие скоординированности в действиях органов финансового контроля.
Такое положение в системе финансового контроля сигнализирует о несформированности этой системы, отсутствии ее целостности на сегодняшний день. В настоящее время государственный финансовый контроль не охватывает всего объема бюджетных активов. Эффективность деятельности его органов напрямую зависит от суммы выявленных нарушений, в учреждениях, получающих наибольшие объемы финансирования.