Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО Подушечка)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выше представленная таблица содержит сведения об основных экономических показателях магазина «Подушечка» в динамике за 2016-2018 г.г., а также темпы роста 2018 года к 2016 и 2017 годам. Для того чтобы произвести анализ эффективности деятельности предприятия необходимо рассмотреть экономическую сущность данных показателей и факторы, которые в наибольшей степени могут повлиять на них.

Одним из основных показателей, по которым оценивается экономическая и другая деятельность предприятия торговли является выручка от продаж.

Под выручкой от продаж понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Сущность выручки от продаж выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.

Выручка от продаж в 2017 по сравнению с 2016 годом увеличился на 1448 тыс. руб., что составляет 8,3 %, а в 2018 по сравнению с 2017 годом увеличился на 7,1 %.

Важнейшим показателем оценки состояния предприятия является валовой доход. Валовой доход предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, в общеэкономическом смысле - это выручка от основной деятельности (реализации товаров и услуг), а также доходы, получаемые помимо основной деятельности, из других источников. Валовой доход предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, складывается из нескольких источников.

В упрощенном виде валовой доход представлен разницей выручки от продаж и себестоимости проданных товаров. Валовой доход на данном предприятии в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 362,00 тыс. руб., что составляет 8,3%, а в 2018 году вырос на 335,25 тыс. руб.(7,1%).

Уровень валового дохода показывает, какую часть он составляет в выручке от продаж. В ООО «Подушечка» за весь рассматриваемый период уровень валового дохода составлял 25,00 %.

Следующий показатель, который необходимо проанализировать, это издержи обращения. Затраты по доведению товаров от производителей к потребителю, выраженные в денежной форме, называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий.

Коммерческие и управленческие расходы в ООО «Подушечка» увеличились в 2017 году по сравнению с 2016 на 7,78 %, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 5,90 %. Этот рост вызван увеличением фонда оплаты труда.

Финансовый результат от продаж определяется путем вычитания из валового дохода коммерческих и управленческих расходов. На анализируемом предприятии наблюдается тенденция роста прибыли, так в 2016 году прибыль составляет 1327,65 тыс. руб., в 2017 - 1453,61 тыс. руб., в 2018 - 1596,10 тыс. руб.


Рентабельность продаж показывает результативность текущих затрат. Рентабельность продаж на предприятии «Подушечка» в исследуемом периоде практически не изменялась и составляла в 2016 - 7,61 %, в 2017 - 7,69 % , в 2018 - 7,89 %.

Темп роста производительности труда по отношению к темпу роста заработной платы в 2018 году к 2016 году составил 1,016, а в 2018 году к 2017 году - 1,019. Что свидетельствует о некотором превышении темпов роста производительности труда над темпами роста среднегодовой заработной платы.

Согласно проведенному анализу экономических показателей деятельности предприятия можно сделать следующие вывод, что предприятие работает стабильно. Но особого повышения основных показателей не происходит. Администрации данного предприятия следует обратить более пристальное внимание на данные факты и провести ряд мероприятий для повышения выручки от продаж и прибыли.

Выручка от продаж - это важнейший количественный показатель для торгового предприятия, характеризующий объем осуществленных продаж. Данный показатель отражает успех предприятия, спрос покупателей на реализуемые товары. От выручки от продаж зависят все важнейшие финансово­экономические показатели торговли, включая валовой доход, уровень коммерческих и управленческих расходов, прибыль и рентабельность. Анализ выручки от продаж, т. е. определение его структуры и динамики, осуществляется с целью изучения возможностей увеличения и максимизации прибыли .

Общий анализ выручки от продаж начинают с изучения его объема в динамике. Изменение динамики выручки от продаж позволяет выявить тенденции и закономерности развития предприятия с целью оказания на них положительного влияния и выявления возможностей улучшения динамики продаж.

В табл. 3 представлена динамика выручки от продаж ООО «Подушечка» за 2016-2018 гг.

Таблица 3

Динамика выручки от продаж ООО «Подушечка» за 2016-2018 гг.

Годы

Выручка от

Абсолютный

Темпы роста,

Темпы

Значение 1%

продаж, тыс. руб.

прирост выручки от

%

прироста,

%

прироста,

тыс.руб.

продаж,

тыс.руб.

Пред.

год

Баз.

год

Пред.

год

Баз.

год

Пред.

год

Баз.

год

Пред.

год

Баз.

год

2016

17450,00

-

-

-

-

-

-

-

-

2017

18898,00

1448,00

1448,00

108,29

108,29

8,29

8,29

174,67

174,67

2018

20239,00

1341,00

2789,00

107,09

115,98

7,09

15,98

189,14

24,05


Проанализировав данные таблицы можно отметить, что абсолютный прирост выручки от продаж в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 1448,00 тыс. руб., а в 2018 году по сравнению с 2017 годом - 1341,00 тыс. руб., что меньше на 7,39 %. По сравнению с 2016 годом в 2018 абсолютный прирост выручки от продаж составил 2789,00 тыс. руб.

Темпы роста показывают, сколько процентов составляет выручка от продаж отчетного периода в отношении к предшествующему, либо базисному периоду. Темпы роста выручки от продаж ООО «Подушечка» в 2017 равны 108,29%, в 2018 - 107,09%,что меньше на 1,2 %, а в 2018 году по сравнению с 2016 темпы роста составили 115,98 %.

Выручка от продаж ООО «Подушечка» в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 8,29 %, в относительно 2017 - на 7,09 %,а в 2018 по сравнению с 2016 годом выручка увеличился на 15,98 %.

Для оценки интенсивности изменений следует определить абсолютное значение одного процента прироста. На 1 % темпов прироста выручки от продаж приходится 174,67 тыс. руб. и 189,14 тыс. руб. в 2017 и 2018 году соответственно.

На анализируемом предприятии выделяют две формы торгового обслуживания: индивидуальное обслуживание через прилавок и обслуживание по образцам. Через прилавок обслуживаются покупатели в отделе «Текстиль для дома», а по образцам - покупатели в отделе «Ткани».

Следующим этапом анализа выручки от продаж ООО «Подушечка» является анализ сезонности продаж.

Под сезонностью обычно понимают периодические изменения спроса в зависимости от различных факторов, чаще всего времени года.

В табл. 4 представлена сезонность продаж розничного торгового предприятия ООО «Подушечка».

Таблица 4

Показатели характеризующие сезонность спроса на товары

ООО «Подушечка»

Месяцы 2018 г.

Выручка

тыс.руб.

Коэффициент

сезонности

Абсолютное

отклонение

Квадратное

абсолютное

отклонение

1

2

3

4

5

1 квартал

Январь

1623,75

0,96

0,04

0,0016

Февраль

1876,58

1,11

-0,11

0,0121

Март

1556,32

0,92

0,08

0,0064

Итого

5056,65

2 квартал

Апрель

1674,42

0,99

0,01

0,0001

Май

1748,25

1,04

-0,04

0,0016

Июнь

1721,00

1,02

-0,02

0,0004

Итого

5143,67

3 квартал

Июль

1426,67

0,85

0,15

0,0225

Август

1489,00

0,88

0,12

0,0144

Сентябрь

1553,34

0,92

0,08

0,0064

Итого

4469,01

4 квартал

Октябрь

1693,13

1,01

-0,01

0,0001

Ноябрь

1862,99

1,10

-0,10

0,01

Декабрь

2016,55

1,19

-0,19

0,0361

Итого

5569,67


Анализируя данные табл. 4, можно сделать вывод о том, что особо выраженной сезонности спроса на товары, реализуемые ООО «Подушечка» не наблюдается. Отмечается спад продаж в летний период, а самый наибольший подъем характерен для периода праздников Новый год (ноябрь 1862,99 тыс. руб., декабрь 2016,55 тыс. руб.), 23 февраля и 8 марта (февраль 1876,58 тыс. руб). И если подарки на Новый год потребители начинают покупать уже в конце ноября, то подарки мужчинам и женщинам покупаются чаще всего не ранее, чем за 2-3 недели до самого праздника. Причем продажи перед 23 февраля могут быть (по данным некоторых локальных исследований) несколько больше, чем перед 8 марта. Видимо в силу того, что женщины, покупающие подарки мужчинам, одновременно покупают подарки и знакомым женщинам.

Также при анализе выручки от продаж важно определить его структуру и распределение по отдельным товарным группам (ассортимент). Необходимо рассмотреть структуру ассортимента ООО «Подушечка». Изучение ассортимента так же позволяет проанализировать удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды. Для изучения ассортимента следуетвоспользоваться данными таблицы 6., проследить динамику реализации товарных групп за 2016- 2018 гг. и удельный вес каждой товарной группы в общем объеме выручки от продаж. Результаты расчетов послужили основой таблицы структуры ассортимента за 2016 - 2018 гг., позволяющей выявить преобладающие товарные группы, имеющие наибольший удельный вес в общем объеме выручки от продаж.

На основании таблицы можно сделать следующие выводы по ассортименту торгового предприятия.

Необходимо отметить, что выручка от продаж на предприятии ООО «Подушечка» возрастает в период с 2016 по 2017 год, что обусловлено наличием развернутого ассортимента представленного ниже

Неравномерность развития выручки от продаж в ассортименте привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объеме выручки от продаж.

Так в 2017 и 2018 году по сравнению с 2016 годом возросла доля постельного белья и махровых полотенец в выручке, эти товарные группы занимают преобладающее положение в общем объеме выручки от продаж, а это свидетельствует о том, что эти товарные группы составляют основную массу прибыли торгового предприятия. И соответственно уменьшился удельный вес других товарных групп и товаров.

К товарам, имеющим небольшой удельный вес в выручке, относятся: скатерти, одеяла и махровые простыни, что свидетельствует о низком спросе на данные товарные группы. Следовательно, эти группы товаров дают меньшую массу прибыли. А наибольшую прибыль приносят такие товарные группы как: ткани, подушки и вафельные полотенца.


Возможно в дальнейшем расширение ассортимента этих товарных групп и ликвидация товарных групп, которые приносят наименьшую прибыль.

Следующий этап анализа выручки от продаж ООО «Подушечка» - анализ ритмичности и равномерности продаж.

Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы торговой организации в реализации товаров покупателями, а также в поступлении товаров от поставщиков. Если товародвижение осуществляется неравномерно, происходят потери в выручке и выручке, выручка теряет свою динамичность, интенсивность работы торгового предприятия снижается, организация упускает возможности улучшения финансовых результатов. Поскольку данные критерии позволяют выявить анализ ритмичности и равномерности продаж, это свидетельствует о его важности и актуальности.

Оценка выручки от продаж является первым и важным шагом в анализе показателей деятельности предприятия, позволяющим оценить характер его динамики и факторов, влияющих на нее.

Таблица 5

Структура торгового ассортимента ООО «Подушечка» за 2016 - 2018 гг.

Наименование товаров

2016

год

Удельный вес, %

2017

год

Удельный вес, %

2018

год

Удельный вес, %

Абс. Изменение

Темп прироста, %

Изм. дельного веса, %

2018 г к 2016 г

2018 г к 2017 г

2018 г к 2016 г

2018 г к 2017 г

2018 г к 2016 г

2018 г к 2017 г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Постельное белье

4620,76

26,48

5191,28

27,47

5824,78

28,78

1204,02

633,5

26,06

12,20

2,3

1,31

Скатерти

464,17

2,66

540,48

2,86

603,12

2,98

138,95

62,64

29,94

11,59

0,32

0,12

Ткани (х/б, шелк, атлас, лен)

3500,47

20,06

3668,1

19,41

4341,27

24,45

840,8

673,17

24,02

18,35

4,39

5,04

Подушки

1682,18

9,64

1836,89

9,72

2025,92

10,01

343,74

189,03

20,43

10,29

0,37

0,29

Полотенца вафельные

1549,56

8,88

1449,48

7,67

1554,36

7,68

4,8

104,88

0,31

7,24

-1,2

0,01

Полотенца махровые

2573,88

14,75

2834,7

15

3058,11

15,11

484,23

223,41

18,81

7,88

0,36

0,11

Одеяла

731,16

4,19

623,63

3,3

505,98

2,5

-225,18

-117,65

-30,80

-18,87

-1,69

-0,8

Пледы

1170,89

6,71

1302,07

6,89

1418,75

7,01

247,86

116,68

21,17

8,96

0,3

0,12

Простыни махровые

1156,93

6,63

1451,36

7,68

906,71

4,48

-250,22

-544,65

-21,63

-37,53

-2,15

-3,2

Всего

17450

100

18898

100

20239

100

2789

1341

15,98

7,10

0

0