Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (Нормативная база, значение и задачи бухгалтерского учета денежных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо этого учреждения банков также производят проверки соблюдения предприятиями действующих правил ведения кассовых операций. Что касается бюджетных организаций, то состояние их кассового хозяйства проверяется финансовыми органами [15, c. 37].

Наиболее характерными нарушениями учета денежных средств в кассе предприятия являются:

  • наличие сверхустановленных норм расходования кассовой выручки;
  • случаи несвоевременно сдачи выручки в банк;
  • допущение остатка наличных денег в кассе сверх установленного лимита;
  • нецелевое расходование полученных в банке денег;
  • выдача наличных денег из кассы взаймы другим организациям;
  • прямое хищение денежных средств;
  • преднамеренное искажение или подсчет итогов в кассовых документах и отчетах;
  • расход денежных средств без оснований или по поддельным документам;
  • присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям;
  • некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.

Аудиторская проверка состояния учета денежных средств на расчетном счете начинается с того, что аудитору следует определить круг счетов: расчетных, валютных, ссудных, текущих и других, которые могут быть открыты предприятием в коммерческих банках. При наличии в действительности таких счетов, аудитор должен быть убежден в том, что по каждому из них имеется договор и по ним имеется официальное уведомление органов налоговой службы.

В ходе проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности оборотов и сальдо по счетам предприятия в банках аудитором применяется ряд процедур в том числе:

  • наличие и полноты выписок банка по расчетному счету (счетам) и документов, приложенных к нам;
  • соответствия сумм в банковских выписках по расчетному счету (счетам) с данными первичных документов, приложенных к выпискам;
  • полноты банковских выписок по валютному счету (счетам) и приложенных к ним документов;
  • соответствия сумм в банковских выписках по валютному счету (счетам) с данными первичных документов, приложенных к ним;
  • правильности расчетов и отражения в учете курсовых разниц по валютному счету;
  • своевременность и правильность отражения в учете операций по покупке валюты.

В тех случаях, когда за какие-то дни (периоды) отсутствуют банковские выписки или они заменены копиями, аудитору следует получить в банке заверенные дубликаты и сличить их с первичными документами и бухгалтерскими записями в учетных регистрах. При этом необходимо также проверить правильность оформления выписок и убедиться, что в них нет каких-либо исправлений, подчисток [11, c. 109].


Одним из основных моментов проверки операций по расчетному счету является проверка остатков на счетах клиента, путем подсчета оборотов по каждому счету на основе выписок банка за каждый месяц и сверки их с данными бухгалтерского учета.

Серьезное внимание по расчетному счету следует уделять содержанию операций, которые позволяет выявить перечисление авансов поставщикам по товарным операциям; операциям по оплате за выполненные работы по капитальному ремонту или капитальным вложениям, за счет оборотных средств; незаконные зачеты при расчетах во встречных операциях.

Проверяя перечисления средств с расчетного счета за материалы, работы и услуги аудитору необходимо установить фактическое оприходование предприятием оплаченные ценности и принятие их по актам выполненных работ и оказанных услуг.

Характерными ошибками, допускаемыми при совершении хозяйственных операций по расчетному счету могут быть:

  • отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках банка;
  • неполное представление оправдательных документов к выпискам банка;
  • отсутствие на документах штампа банка о принятии документов для обработки;
  • нарушение порядка аккредитивной формы расчетов [18, c. 68].

Глава 2. Бухгалтерский учет операций с денежными средствами в торговой компании ООО «Феникс»

2.1 Организация бухгалтерского учета в торговой компании ООО «Феникс»

ООО «Феникс» появилось на базе уже существующей фирмы: ИП Жуков В.И., созданной более 12 лет назад, поэтому в дальнейшем все, что касается достижений ООО «Феникс» будет базироваться с учетом всего пути развития.

Основное направление деятельности фирмы «Феникс» - торговля товарами бытовой химии, хозяйственных товаров, косметикой всех ведущих отечественных и зарубежных фирм-производителей, торговля профессиональными линейками химии, инвентарем для клининга, различных товаров для дома(изделия из пластмассы, текстиль для дома, постельное белье).


Основными покупателями ООО «Феникс» являются: индивидуальные предприниматели, мелкооптовые склады, организации и учреждения, райпо, клининговые компании, рестораны и другие сети питания города и области.

ООО «Феникс» работает с клиентами по безналичному расчету. ИП Жуков имеет право на продажи за наличный расчет. Благодаря этому фирма может предложить любой удобный клиенту вид оплаты (оплата по счету, или счет-фактуре или по факту).

ООО «Феникс» имеет линейную организационную структуру. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель - подразделения - исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют. Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей. Структура фирмы - это состав и соотношение ее внутренних звеньев, отделов.

ООО «Феникс» имеет небольшой штат сотрудников. Число сотрудников составляет двенадцать человек: директор фирмы, коммерческий директор, три ведущих менеджера, два оператора торгового зала, водитель и четыре человека, работающие на складе.

У каждого сотрудника есть свои обязанности. Опишу лишь основные. Директор занимается формирование заявок поставщикам товаров, контролем поставок и недопоставок, расчетом с поставщиками, таким образом становится понятно, что его основная функция: закупка товара; менеджеры принимают и обрабатывают заявки клиентов; полное сопровождение клиента: принятие заявки (телефон, электронная почта факс), контроль сбора заявки складом, подготовка документов, контроль доставки товара, контроль оплаты товара, поиск новых клиентов; операторы торгового зала имеют непосредственный контакт с клиентами, осуществляют выписку товара и расчет с клиентами, занимаются оформлением торгового зала; кладовщики осуществляют прием товара по накладным поставщиков и отпускают товар клиентам.

В таблице 1 дадим оценку основным показателям деятельности торговой компании ООО «Феникс» за 2015 – 2016 годы.

Таблица 1 - Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

фактически за прошлый год

Отчётный год

В % к прошлому году

Фактических ценах

Сопоставимых ценах

Откло­нение (±)

фактическая цена

сопоставимая цена

1.

Товарооборот

Тыс.руб

руб.

54 568

60 057

54 597

+5 489

110,06

100,05

2

Валовой доход (без НДС)

Тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

3.

Уровень к товарообороту

%

83,33

83,33

83,33

-

-

-

4.

Издержки обращения

Тыс. руб.

42 115

45 689

41 535

+3 574

108,48

98,62

5.

Уровень издержек обращения

%

77,2

76

76,1

-1,2

98,45

100,1

6.

Прибыль от реализации

Тыс. руб.

12 453

14 368

13 062

+1 915

115,38

104,9

7.

В % к товарообороту

%

22,8

24

23,9

+1,2

105,26

104,82

8.

Внереализационные доходы

Тыс. руб.

173

179

180

+6

103,47

104,04

9.

Внереализационные расходы

Тыс. руб.

2 114

2 188

2 345

+74

103,5

110,93

10.

Балансовая прибыль

Тыс. руб.

10 512

12 359

10 897

+1 847

117,57

103,66

11.

Уровень рентабельности

%

19,26

20,58

19,96

+1,32

106,85

103,63

12.

Налог на прибыль

Тыс. руб.

2 102

2 472

2 179

+370

117,6

88,15

13.

Чистая прибыль

Тыс.

руб.

8 410

9 887

8 718

+1 477

117,56

88,18

14.

Уровень прибыли

%

15,4

16,46

15,97

+1,06

106,88

97,02

Индекс цен

1,1

1,14

-

-

-

-


Расчет основных показателей деятельности торговой компании ООО «Феникс» в таблице 1 показывает, что в 2016 году наметилось существенное улучшение деятельности, так как вырос товарооборот компании на 5 489 тыс руб или в относительном выражении на 10,06%. В то же время себестоимость имеет меньшую динамику и выросла только на 8,48% или в денежном выражении на 3 574 тыс руб. Как результат, наблюдается прирост прибыли от реализации на 1 915 тыс руб, а это обеспечило рост чистой прибыли на 1 477 тыс руб и улучшение чистой рентабельности на 1,06%.

Рассмотрим эффективность использования персонала компании ООО «Феникс» в таблице 2.

Таблица 2 - Анализ производительности труда работников предприятия

Показатель

Ед. изм.

2015 год

2016 год

Отклонение (±) в сопоставимых ценах

Темп роста

%

Фактических ценах

Сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6 = 5 - 3

7 = 4/3 * 100

Товарооборот

Тыс. руб.

54 568

60 057

54 597

+29

110,06

Численность работников, всего

Чел.

11

12

12

+1

109,1

Численность работников прилавка

Чел.

6

6

6

-

-

Товарооборот на 1 работника

Тыс. руб.

4 960,73

5 004,75

4 549,75

+44,02

100,9

Товарооборот на 1 работника прилавка

Тыс. руб.

9 094,67

10 009,5

9 099,5

+914,83

110,06

Среднемесячная заработная плата на 1 работника

Руб.

24

25

25

+1

104,17

Среднемесячная заработная плата на 1 работника прилавка

Руб.

19

20

20

+1

105,26

Анализ эффективности использования персонала в торговой компании ООО «Феникс» за 2015 – 2016 годы показывает, что кадровая политика построена продуктивно, так как уровень производительности торгового персонала опережает рост расходов на оплату труда (110,06% ≥ 105,26%), это обеспечивает экономию данной группы затрат.

В то же время средняя производительность персонала компании ниже динамики изменения фонда оплаты труда (100,9% ≤ 104,17%).


Это свидетельствует о необходимости применения мер, направленных на изменение системы мотивации управленческого персонала и внедрение более прогрессивных форм оплаты труда менеджеров, нацеленных на результат.

В ООО «Феникс» вопросы, связанные с управлением финансами, денежным оборотом решаются директором компании, бухгалтером и экономистом.

Рассмотрим задачи, которые решают система учета компании:

- финансовый контроллинг;

- казначейская функция;

- привлечение финансирования;

- нормирование;

- экспертиза инвестиционных проектов;

- организация и ведение бухгалтерского и налогового учета;

- разработка и внедрение финансово-правовой схемы деятельности.

Структура финансовой службы представлена на рисунке 1.

Директор

Бухгалтер

Экономист

Рисунок 1. - Структура управления учетными операциями в ООО «Феникс»

Проведем оценку подсистем управления финансовой деятельности предприятия (таблица 3).

Таблица 3. - Оценка системы финансового менеджмента в ООО «Феникс»

Функции

Исполнитель

Финансовый контроллинг

Бухгалтер

Казначейская функция

Бухгалтер

Привлечение источников финансирования

Бухгалтер + экономист (обоснование привлечения)

Разработка нормативов

Директор + бухгалтер

Экспертиза инвестиционных проектов

Экономист

Организация и ведение учета

бухгалтер

Разработка и внедрение финансово – правовой схемы деятельности

Директор

Вывод: управление учетом денежных средств в компании осуществляется примитивно, на простом уровне. На предприятии отсутствует автоматизированный управленческий учет. Разрабатываются как долгосрочные так и краткосрочные финансовые и инвестиционные планы, связанные с организацией финансовой службы, что позволит проводить регулярные внутренние аудиторские проверки, позволяющие вовремя выявить и исправить ошибки ведения отчетности.

2.2 Бухгалтерский учет операций на расчетных, валютных и специальных счетах в банках