Файл: Управление дебиторской задолженностью(Теоретические основы и методологические аспекты управления дебиторской задолженностью предприятия ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
- Налоговый кодекс - определены порядок учета списанной задолженности и включения ее в налоговую базу по различным платежам в бюджет. По Налоговому кодексу (п. 1 ст. 266) [1] просроченная дебиторская задолженность, обязательство по которой не обеспечено залогом, поручительством, банковской гарантией и иными способами, признается сомнительным долгом. Резерв по сомнительным долгам создается и в бухгалтерском, и в налоговом учете на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности коммерческой организации. Инвентаризация дебиторской задолженности, должна проводиться согласно Федерального закона "О бухгалтерском учете" [3] и Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
- приказы Минфина России: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н);
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н);
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (утв. приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н);
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н в ред. от 27.11.2006);
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н в ред. от 27.11.2006)
Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н);
Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ20/03 (утв. приказом Минфина РФ от 24.11.2003 №105н);
- ведомственные распорядительные документы.
Методический уровень образуют инструкции, рекомендации и аналогичные методические указания и разъяснения по вопросам постановки бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином России, Центральный банком РФ, другими федеральными органами исполнительной власти и носят рекомендательный характер. К ним относятся:
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н);
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49);
Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н);
Письмо Минфина РФ от 31.10.94 г. №142 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (в ред. письма Минфина РФ от 16.07.96 № 62);
Организационный уровень составляют рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации, которые утверждаются руководителем, а разрабатываются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами предприятия. К документам этого уровня относятся: учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота, приказы, распоряжения, рабочие инструкции и другие.
Дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам организаций, но одновременно сопровождается высоким риском невозврата долгов. Нереальная к взысканию дебиторская задолженность и задолженность с истекшим сроком исковой давности согласно п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, подлежат списанию на прочие расходы организации, уменьшая этим финансовые результаты. Однако начиная с отчетности за 2011 г., экономические субъекты обязаны создавать резерв по сомнительным долгам. Этот резерв должен создаваться при наличии не только дебиторской задолженности за поставленные товары и материалы, но и под выданные займы и авансы, прочие виды дебиторской задолженности. Все организации, которые должны соблюдать правила бухгалтерского учета, обязаны создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и относить суммы резерва на финансовые результаты. Это соответствует требованиям Положения по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету".
Отказ от создания в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам может быть квалифицирован как грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Даже при отсутствии признаков налогового правонарушения в этих случаях в ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен штраф в размере 10 000 руб., но если это нарушение допущено в течение более одного налогового периода, то размер штрафа предусмотрен в сумме 30 000 руб. Кроме того, за нарушение правил учета доходов и расходов предусмотрен административный штраф для должностных лиц в ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере от 2 000 до 3 000 руб.
1.3 Построение системы учета и контроля дебиторской задолженности на предприятии
Отраженные в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели должны быть реальными. Именно поэтому одной из стоящих перед бухгалтером задач является проведение инвентаризации дебиторской задолженностей. Однако для осуществления качественного контроля, дебиторской задолженности одной инвентаризацией обойтись невозможно, на предприятии должна быть система учета и контроля дебиторской задолженности. Система включает ряд мероприятий, действий , методов для осуществления учета и контроля дебиторской задолженности.
В систему контроля, входит требование о проведении инвентаризации содержится в ст. 11 Закона N 402-ФЗ [1] и ПВБУ N 34н [9]. При этом задачей проведения инвентаризации является сопоставление фактического наличия соответствующих объектов с данными регистров бухгалтерского учета. Необходимо убедиться в том, что отраженные в учете суммы дебиторской задолженностей подтверждены соответствующими документами: накладными, актами, платежными поручениями (например, на перечисление аванса), расходными кассовыми ордерами (например, на выдачу займа) и т.д. Поэтому задача инвентаризационной комиссии - проверить наличие документов, подтверждающих величину каждой задолженности и никаким другим способом выполнить требование ст. 11 Закона N 402-ФЗ не получится [1].
При инвентаризации обязательно сверяют данные в регистрах бухгалтерского учета и данные, содержащиеся в первичных учетных документах, на основание которых составлены регистры. Поэтому, если первичные документы отсутствует, то и дебиторская задолженность в учете не должна быть отражена и может быть списана. Неподтвержденная в первичных документах сумма задолженности не может числиться в составе активов должна быть списана.
В систему контроля за дебиторской задолженность так же входит составление акта сверки расчетов, но он не является первичным учетным документом, на основании которого могут быть сделаны записи в бухгалтерском учете организации. Первичными учетными документами оформляются факты хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), последними же являются сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). В этом смысле составление акта сверки не является ни сделкой, ни операцией, ни событием, поэтому к первичному документу акт сверки не относится. Поэтому сверка расчетов с дебиторами и кредиторами (за исключением расчетов с бюджетом и банками) не является частью инвентаризации, но входит в систему контроля за дебиторской задолженностью.
В отчетности должны быть отражены те суммы задолженностей, которые, по мнению конкретной организации, являются правильными и подтверждены первичными документами. Требования о совпадении сумм задолженностей в учете контрагентов законодательство не содержит. Этот вывод основан на формулировке п. 73 ПВБУ N 34н, в котором сказано: расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Однако отсутствие требования о наличии актов сверки не означает, что от их составления можно вообще отказаться. Проводить сверку целесообразно, ведь эта процедура помогает выявить допущенные ошибки. Тем не менее делать записи на счетах учета (исправлять ошибки) бухгалтер будет не на основании акта сверки, а на основании первичных учетных документов.
Глава 2 Управление дебиторской задолженностью на примере компании «Продторг-НТ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Продторг-НТ» - предприятия оптово-розничной торговли продуктами питания и алкогольной продукцией. В собственности ООО «Продторг-НТ» - павильон, в котором находится продуктовый магазин, также арендуется склад на территории крупной торговой базы. Предприятие создано в 2011 году и постоянно расширяет круг клиентов своих клиентов.
Предприятие осуществляет поставку алкогольной продукции и продуктов питания в пункты розничной торговли в г. Нижнем Тагиле и Свердловской области, включая такие торговые точки как:
ИП Мелентьева Надежда Николаевна;
ООО «Репант»;
ИП Толстов Сергей Николаевич (Столовая «Чародейка»);
ТС «Магнит»;
ООО «Алкоточка»;
ООО «Кантур»;
ООО «ПОЛЮС-ТУР»;
ООО «ПРОДСЕРВИС-2004»;
ООО «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ №1».
ООО «Продторг-НТ» получает только лицензированную продукцию с заводов-изготовителей, с большинством которых договоры заключены уже на протяжении 7 - 10 лет. Основной ассортимент ООО «Продторг-НТ» - крепкий алкоголь (водка, коньяк, горькие и сладкие настойки) отечественных производителей.
Для нормального функционирования предприятия проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволяет сделать бизнес устойчивым - прибыльным и конкурентоспособным, а также обеспечить его дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным финансовым ресурсом.
Проведение систематических анализов деятельности позволяет:
-быстро, качественно и персонально оценивать результаты деятельности предприятия;
-точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль;
-определить расходы и тенденцию их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;
-находить оптимальные пути решения различных проблем и получение достаточной прибыли.
Для всесторонней оценки эффективности торговой деятельности используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и т.д.
При планировании прибыли определяется, какое влияние на ее размер оказывают экономические факторы, а именно: определяется процент прибыли по товарной продукции в базовом году и увеличение прибыли вследствие увеличения объема закупок товарной продукции; увеличение или уменьшение прибыли в связи с увеличением или уменьшением себестоимости товарной продукции, увеличение прибыли за счет изменения цен и ряда других факторов.
Информационной основой анализа хозяйственной деятельности являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские балансы.
Документооборот на предприятии играет очень важную роль. Здесь очень важным является документальное оформление сделок (договоров). Очень важным аспектом является оформление первичных документов (счета-фактуры, товарные накладные, акты на оказанные услуги и т.д.)
Документация оформляется менеджерским составом (оформление сделок) и кассирами, продавцами (платежные документы), заверяется печатью. Процесс оформления документации контролируется бухгалтерией. Организация работы с документами - это создание оптимальных условий для всех видов работ с документами. К таким работам относятся: прием и регистрация, рассмотрение документов руководителем, порядок прохождения документов в организации и в исполнении, контроль исполнения, формирование дел, подготовка и передача дел в архив.
Другой вид деятельности - розничный продуктовый магазин в Дзержинском районе города. Ассортимент магазина - 700 наименований продукции. Магазин функционирует с 2011 года, за этот период, дважды проводился капитальный ремонт с перестройкой торгового зала и заменой оборудования, сформировался круг постоянных покупателей.
Продажа продукции происходит с открытой выкладкой. Покупатель имеет возможность отобрать выложенные на рабочем месте продовольственные товары (на прилавках, стеллажах). Функции продавца сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию и упаковке. Метод позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить производительность труда. При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Товары группируются по видам и по ценам. В магазине действует расчетно-кассовое обслуживание.