Файл: Управление дебиторской задолженностью(Теоретические основы и методологические аспекты управления дебиторской задолженностью предприятия ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
Расчетное значение реальной дебиторской задолженности и сопоставление ее с бухгалтерской суммой дебиторской задолженности позволяет определять потери предприятия в результате реализации продукции в кредит.
Предельный размер дебиторской задолженности. Организация ООО «Продторг-НТ» работает с рядом контрагентов, будь то покупатели или поставщики.
В представленной работе проанализируем систему управления дебиторской задолженностью на таких крупнейших покупателях и заказчиках как:
ИП Мелентьева Надежда Николаевна;
ООО «Репант»;
Столовая «Чародейка» (ИП Толстов Сергей Николаевич);
ТС Магнит;
ООО «Алкоточка»;
ООО «Кантур»;
ООО «ПОЛЮС-ТУР»;
ООО «ПРОДСЕРВИС-2004»;
ООО «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ №1».
Рассмотрим вариант формирования допустимого кредитного лимита на предприятии для контрагента, имеющего солидную долю в общем объеме продажа Торговая Сеть «Магнит» (далее ТС «Магнит»).
Предприятие приобретает готовые товары и упаковку для последующей перепродажи в розницу. Так, например 1 тн. апельсин стоит 35.000 руб. за 1 тн. Затраты на перевозку и хранение этого товара составляют 5.000 руб. за 1 тн. Продажная цена апельсин составляет 46.000 руб. за 1 тн. Поскольку ежедневный объем реализации товара в кредит составляет 0,2 тн., а период с момента реализации до момента получения дебиторской задолженности равен 40 дням, то допустимый размер дебиторской задолженности на предприятии составит:
В целях снижения вероятности невозврата дебиторской задолженности и недопущения ее просрочки на предприятии в соответствии с кредитной политикой предусмотрен метод оценка кредитоспособности каждого контрагента.
Кредитной политикой предприятия предусмотрен метод ранжирования по данным рейтинговой шкалы надежности контрагентов. Данная шкала представлена в таблице 2.
Таблица 2
Шкала оценки показателей надежности клиента
Показатели* |
Баллы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Срок работы с клиентом, лет. |
<1 |
1-2 |
2-4 |
>4 |
Объем продаж клиенту в объеме продаж, %. |
< 10 |
10-15 |
15-20 |
>20 |
Объем просроченной задолженности на конец периода, % от объема отгрузки. |
50-100 |
20-50 |
5-20 |
0-5 |
* Диапазон значений показателей установлен кредитной политикой исходя из целей и возможности предприятия.
На предприятии создана система балльной оценки надежности контрагента на основании анализа работы с ним. Все контрагенты объединены в четыре группы по уровню надежности:
-риска;
-повышенного внимания;
-надежных клиентов;
-«золотых» клиентов.
Оценка надежности каждого контрагентов производится на основании срока работы с клиентом, объема продаж клиенту и объема просроченной задолженности данного клиента на конец периода (см. таблицу 2).
Отнесение контрагента к той или иной группе осуществляется на основе интегральной оценки, которая рассчитывается как произведение балльных оценок по всем трем показателям. К группе риска относятся предприятия с интегральным баллом от 1 до 4, к группе повышенного внимания - предприятия с 5-12 баллами, к надежным клиентам - с 12-27, к «золотым» - с 28-64.
Например, ТС «Магнит» уже более 5 лет является клиентом компании ООО «Продторг-НТ», объем продаж этой компании в общей доле продаж составляет 16%, а объем просроченной дебиторской задолженности не превышает 5%. Соответственно при оценке она получит баллы 4, 3, 4. Интегральная оценка будет равна 48, следовательно, ТС «Магнит» нужно отнести к группе «золотых» клиентов. Это означает льготные условия предоставления кредита, высокие скидки, большой размер кредитного лимита.
Резерв по сомнительной дебиторской задолженности.
Дебиторскую задолженность, которая не оплачена покупателями в срок и по которой предположительно организация не получит заемные средства, называют сомнительной или безнадежной.
В результате проведения мероприятия по оценке вероятности возникновения безнадежной дебиторской задолженности, а также наличия сомнительной задолженности на предприятии формируется резерв.
Формирование резерва по сомнительным долгам непосредственно относится к управлению дебиторской задолженностью. Создание резерва должно быть предусмотрено учетной политикой предприятия. Отчисления в резерв по сомнительным долгам относятся к внереализационным расходам и уменьшают облагаемую налогом прибыль. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам регламентируются ст. 266 НК РФ.
По итогам отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев и года) необходимо проводить инвентаризацию задолженности. Особое внимание стоит уделить анализу именно сомнительной дебиторской задолженности. Не признаются сомнительной задолженностью:
-долги по штрафным санкциям за нарушение условий договора;
-задолженность принципала по возмещению расходов агента;
-задолженность по денежному требованию к третьему лицу, перешедшему к финансовому агенту по договору финансирования под уступку денежного требования;
-задолженность поставщика, получившего предоплату;
-задолженность по договорам переуступки права требования;
-задолженности по ценным бумагам, в частности по векселям;
-задолженность по оплате проданного недвижимого имущества;
-задолженность по займу.
Соответствующие разъяснения были даны Минфином России в Письмах от 17.06.2009 № 03-03-06/1/398, от 12.05.2009 № 03-03-06/1/318. Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2007 № Ф04-2386/2007(33541-А67-40) по делу № А67-3943/06.
При выборе рассматриваемого варианта формирования резерва, перечисленные особенности должны быть учтены.
При оформлении результатов инвентаризации дебиторской задолженности на предприятии оформляются следующие аналитические отчеты:
-«свод с общими данными о дебиторской задолженности и сроках ее возникновения»;
-«подробный отчет с приведением сведений обо всех контрагентах-дебиторах», у которых период образования дебиторской задолженности 45 и более дней, с указанием суммы для резервирования.
Эти данные оформляются в виде таблицы (см. таблицу 3).
Таблица 3
Общие сведения о дебиторской задолженности контрагентов ООО «Продторг-НТ».
Наименование контрагента |
до 45 дн. |
45 - 90 дн. |
св. 90 дн. |
Итого: |
ИП Мелентьева Н.Н. |
- |
30 000 |
20 000 |
50 000 |
ООО «Алкоточка» |
1 000 |
8 000 |
2 000 |
53 700 |
ООО «ПОЛЮС-ТУР» |
- |
25 000 |
3 000 |
28 000 |
ООО «ПРОДСЕРВИС-2004» |
- |
7 000 |
45 000 |
52 000 |
ООО «Кантур» |
- |
- |
10 000 |
10 000 |
Всего: |
1 000 |
70 000 |
80 000 |
151 000 |
Величина резерва по сомнительным долгам рассчитана в таблице 4:
-если период образования до 45 дней, резервирования не проводилось;
-если период образования от 45 до 90 дней - в резерв списывалось 50% задолженности;
-если период образования более 90 дней - резервировалась сумма, равная 100% задолженности.
Резерв создается по каждому сомнительному долгу, не погашаемому в течение 45 дней, если он не обеспечен залогом, поручительством или банковской гарантией.
При этом общая сумма создаваемого резерва не может превышать 10% выручки от реализации последнего отчетного периода.
Таблица 4
Формирование резерва по сомнительным долгам
№ п/п |
Контрагент |
Сумма задолженности, руб. |
Период образования задолженности |
Сумма резерва |
Комментарий |
||
> 45 дн. |
45 - 90 дн. |
< 90 дн. |
|||||
1 |
ООО «Алкоточка» |
11 000 |
1 000 |
8 000 |
2 000 |
6 000 |
Задолженность за товар |
2 |
ИП Мелентьева Н.Н. |
50 000 |
0 |
30 000 |
20 000 |
35 000 |
Задолженность за товар |
3 |
ООО «ПОЛЮС-ТУР» |
28 000 |
0 |
25 000 |
3 000 |
15 500 |
Задолженность за товар |
4 |
ООО «Продсервис - 2004» |
52 000 |
0 |
7 000 |
45 000 |
48 500 |
Задолженность за товар |
5 |
ООО «Кантур» |
10 000 |
0 |
0 |
10 000 |
0 |
Аванс поставщику, резерв не может быть сформирован, так как по условиям НК РФ задолженность обязательно должна быть связана с реализацией товаров, работ, услуг |
6 |
Итого |
151 000 |
1000 |
70 000 |
80 000 |
105 000 |
Далее проанализируем изменение дебиторской задолженности по срокам ее образования в целом по организации ООО «Продторг-НТ».
С этой целью необходимо провести ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку в днях: до 30 дней; от 31 до 60 дней; от 61 до 90 дней; от 91 до 120 дней; свыше 121 дня.
На ООО «Продторг-НТ» оперативным учетом за состоянием и изменением дебиторской задолженности по срокам и объемам занимается финансовый менеджер.
Таблица 5
Динамика и состав дебиторской задолженности
Период |
Сумма |
Сумма |
Отклонения |
||||||
Расчеты с покупателями и заказчиками |
% |
Прочая |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
% |
Прочая |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
% |
Прочая |
|
на 01.01.2015 |
на 01.01.2016 |
+/- |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 = 5 - 2 |
9 = 6 - 3 |
10 = 7 - 4 |
до 45 дней |
4358120 |
53 |
1912454 |
6001398 |
75 |
2906245 |
1643278 |
22 |
993791 |
от 45 до 90 дней |
2421363 |
29 |
194851 |
1881331 |
24 |
1017662 |
-540032 |
-6 |
822811 |
свыше 90 дней |
1507457 |
18 |
429701 |
118342 |
1 |
187512 |
-1389115 |
-17 |
-242189 |
ИТОГО: |
8286940 |
х |
2537006 |
8001071 |
х |
4111419 |
-285869 |
х |
1574413 |
Финансовые показатели таблицы 5 свидетельствуют о росте объемов дебиторской задолженности с меньшими сроками возврата на 22 % и снижении задолженности покупателей и заказчиков со сроком возврата более 90 дней на 17 %. Данные изменения свидетельствуют об эффективном управлении дебиторской задолженностью на предприятии, а также изменении финансового положения контрагентов.