Файл: Управление дебиторской задолженностью(Теоретические основы и методологические аспекты управления дебиторской задолженностью предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчетное значение реальной дебиторской задолженности и сопоставление ее с бухгалтерской суммой дебиторской задолженности позволяет определять потери предприятия в результате реализации продукции в кредит.

Предельный размер дебиторской задолженности. Организация ООО «Продторг-НТ» работает с рядом контрагентов, будь то покупатели или поставщики.

В представленной работе проанализируем систему управления дебиторской задолженностью на таких крупнейших покупателях и заказчиках как:

ИП Мелентьева Надежда Николаевна;

ООО «Репант»;

Столовая «Чародейка» (ИП Толстов Сергей Николаевич);

ТС Магнит;

ООО «Алкоточка»;

ООО «Кантур»;

ООО «ПОЛЮС-ТУР»;

ООО «ПРОДСЕРВИС-2004»;

ООО «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ №1».

Рассмотрим вариант формирования допустимого кредитного лимита на предприятии для контрагента, имеющего солидную долю в общем объеме продажа Торговая Сеть «Магнит» (далее ТС «Магнит»).

Предприятие приобретает готовые товары и упаковку для последующей перепродажи в розницу. Так, например 1 тн. апельсин стоит 35.000 руб. за 1 тн. Затраты на перевозку и хранение этого товара составляют 5.000 руб. за 1 тн. Продажная цена апельсин составляет 46.000 руб. за 1 тн. Поскольку ежедневный объем реализации товара в кредит составляет 0,2 тн., а период с момента реализации до момента получения дебиторской задолженности равен 40 дням, то допустимый размер дебиторской задолженности на предприятии составит:

В целях снижения вероятности невозврата дебиторской задолженности и недопущения ее просрочки на предприятии в соответствии с кредитной политикой предусмотрен метод оценка кредитоспособности каждого контрагента.

Кредитной политикой предприятия предусмотрен метод ранжирования по данным рейтинговой шкалы надежности контрагентов. Данная шкала представлена в таблице 2.

Таблица 2

Шкала оценки показателей надежности клиента

Показатели*

Баллы

1

2

3

4

Срок работы с клиентом, лет.

<1

1-2

2-4

>4

Объем продаж клиенту в объеме продаж, %.

< 10

10-15

15-20

>20

Объем просроченной задолженности на конец периода, % от объема отгрузки.

50-100

20-50

5-20

0-5


* Диапазон значений показателей установлен кредитной политикой исходя из целей и возможности предприятия.

На предприятии создана система балльной оценки надежности контрагента на основании анализа работы с ним. Все контрагенты объединены в четыре группы по уровню надежности:

-риска;

-повышенного внимания;

-надежных клиентов;

-«золотых» клиентов.

Оценка надежности каждого контрагентов производится на основании срока работы с клиентом, объема продаж клиенту и объема просроченной задолженности данного клиента на конец периода (см. таблицу 2).

Отнесение контрагента к той или иной группе осуществляется на основе интегральной оценки, которая рассчитывается как произведение балльных оценок по всем трем показателям. К группе риска относятся предприятия с интегральным баллом от 1 до 4, к группе повышенного внимания - предприятия с 5-12 баллами, к надежным клиентам - с 12-27, к «золотым» - с 28-64.

Например, ТС «Магнит» уже более 5 лет является клиентом компании ООО «Продторг-НТ», объем продаж этой компании в общей доле продаж составляет 16%, а объем просроченной дебиторской задолженности не превышает 5%. Соответственно при оценке она получит баллы 4, 3, 4. Интегральная оценка будет равна 48, следовательно, ТС «Магнит» нужно отнести к группе «золотых» клиентов. Это означает льготные условия предоставления кредита, высокие скидки, большой размер кредитного лимита.

Резерв по сомнительной дебиторской задолженности.

Дебиторскую задолженность, которая не оплачена покупателями в срок и по которой предположительно организация не получит заемные средства, называют сомнительной или безнадежной.

В результате проведения мероприятия по оценке вероятности возникновения безнадежной дебиторской задолженности, а также наличия сомнительной задолженности на предприятии формируется резерв.

Формирование резерва по сомнительным долгам непосредственно относится к управлению дебиторской задолженностью. Создание резерва должно быть предусмотрено учетной политикой предприятия. Отчисления в резерв по сомнительным долгам относятся к внереализационным расходам и уменьшают облагаемую налогом прибыль. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам регламентируются ст. 266 НК РФ.

По итогам отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев и года) необходимо проводить инвентаризацию задолженности. Особое внимание стоит уделить анализу именно сомнительной дебиторской задолженности. Не признаются сомнительной задолженностью:


-долги по штрафным санкциям за нарушение условий договора;

-задолженность принципала по возмещению расходов агента;

-задолженность по денежному требованию к третьему лицу, перешедшему к финансовому агенту по договору финансирования под уступку денежного требования;

-задолженность поставщика, получившего предоплату;

-задолженность по договорам переуступки права требования;

-задолженности по ценным бумагам, в частности по векселям;

-задолженность по оплате проданного недвижимого имущества;

-задолженность по займу.

Соответствующие разъяснения были даны Минфином России в Письмах от 17.06.2009 № 03-03-06/1/398, от 12.05.2009 № 03-03-06/1/318. Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2007 № Ф04-2386/2007(33541-А67-40) по делу № А67-3943/06.

При выборе рассматриваемого варианта формирования резерва, перечисленные особенности должны быть учтены.

При оформлении результатов инвентаризации дебиторской задолженности на предприятии оформляются следующие аналитические отчеты:

-«свод с общими данными о дебиторской задолженности и сроках ее возникновения»;

-«подробный отчет с приведением сведений обо всех контрагентах-дебиторах», у которых период образования дебиторской задолженности 45 и более дней, с указанием суммы для резервирования.

Эти данные оформляются в виде таблицы (см. таблицу 3).

Таблица 3

Общие сведения о дебиторской задолженности контрагентов ООО «Продторг-НТ».

Наименование контрагента

до 45 дн.

45 - 90 дн.

св. 90 дн.

Итого:

ИП Мелентьева Н.Н.

-

30 000

20 000

50 000

ООО «Алкоточка»

1 000

8 000

2 000

53 700

ООО «ПОЛЮС-ТУР»

-

25 000

3 000

28 000

ООО «ПРОДСЕРВИС-2004»

-

7 000

45 000

52 000

ООО «Кантур»

-

-

10 000

10 000

Всего:

1 000

70 000

80 000

151 000

Величина резерва по сомнительным долгам рассчитана в таблице 4:


-если период образования до 45 дней, резервирования не проводилось;

-если период образования от 45 до 90 дней - в резерв списывалось 50% задолженности;

-если период образования более 90 дней - резервировалась сумма, равная 100% задолженности.

Резерв создается по каждому сомнительному долгу, не погашаемому в течение 45 дней, если он не обеспечен залогом, поручительством или банковской гарантией.

При этом общая сумма создаваемого резерва не может превышать 10% выручки от реализации последнего отчетного периода.

Таблица 4

Формирование резерва по сомнительным долгам

№ п/п

Контрагент

Сумма задолженности, руб.

Период образования задолженности

Сумма резерва

Комментарий

> 45 дн.

45 - 90 дн.

< 90 дн.

1

ООО «Алкоточка»

11 000

1 000

8 000

2 000

6 000

Задолженность за товар

2

ИП Мелентьева Н.Н.

50 000

0

30 000

20 000

35 000

Задолженность за товар

3

ООО «ПОЛЮС-ТУР»

28 000

0

25 000

3 000

15 500

Задолженность за товар

4

ООО «Продсервис - 2004»

52 000

0

7 000

45 000

48 500

Задолженность за товар

5

ООО «Кантур»

10 000

0

0

10 000

0

Аванс поставщику, резерв не может быть сформирован, так как по условиям НК РФ задолженность обязательно должна быть связана с реализацией товаров, работ, услуг

6

Итого

151 000

1000

70 000

80 000

105 000


Далее проанализируем изменение дебиторской задолженности по срокам ее образования в целом по организации ООО «Продторг-НТ».

С этой целью необходимо провести ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку в днях: до 30 дней; от 31 до 60 дней; от 61 до 90 дней; от 91 до 120 дней; свыше 121 дня.

На ООО «Продторг-НТ» оперативным учетом за состоянием и изменением дебиторской задолженности по срокам и объемам занимается финансовый менеджер.

Таблица 5

Динамика и состав дебиторской задолженности

Период

Сумма

Сумма

Отклонения

Расчеты с покупателями и заказчиками

%

Прочая

Расчеты с покупателями и заказчиками

%

Прочая

Расчеты с покупателями и заказчиками

%

Прочая

на 01.01.2015

на 01.01.2016

+/-

1

2

3

4

5

6

7

8 = 5 - 2

9 = 6 - 3

10 = 7 - 4

до 45 дней

4358120

53

1912454

6001398

75

2906245

1643278

22

993791

от 45 до 90 дней

2421363

29

194851

1881331

24

1017662

-540032

-6

822811

свыше 90 дней

1507457

18

429701

118342

1

187512

-1389115

-17

-242189

ИТОГО:

8286940

х

2537006

8001071

х

4111419

-285869

х

1574413

Финансовые показатели таблицы 5 свидетельствуют о росте объемов дебиторской задолженности с меньшими сроками возврата на 22 % и снижении задолженности покупателей и заказчиков со сроком возврата более 90 дней на 17 %. Данные изменения свидетельствуют об эффективном управлении дебиторской задолженностью на предприятии, а также изменении финансового положения контрагентов.