Файл: Адаптация ребенка к школе (Психологическая готовность ребенка к школе).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе
1.1 Социально-психологическая адаптация к школе
1.3 Психологическая готовность ребенка к школе
Глава 2. Основные проблемы адаптации ребенка в школе
Глава 3. Роль семьи в процессе успешной адаптации к школе
Помощь родителей в адаптации ребенка к школьному обучению
Очень важно правильно подготовить ребенка к тому что его ждет в школе. Это поможет не только сформировать позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителям и другим учебникам, умение быстро и легко устанавливать взаимоотношения.
На личностную готовность ребенка к школе влияет фактор преодоления кризиса семи лет. Успешность восхождения в школьную жизнь зависит от степени позитивности и адекватности образа «Я-будущий ученик». Решить проблему подготовки детей к школе возможно лишь, если реализуется единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
Степень готовности к школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка. Проявляется она в стремлении стать взрослым, занять новое место системе общественных отношений. Социальная зрелость далеко не всегда совпадает с интеллектуальной.
Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное образование, итог полноценно прожитого дошкольного детства. Уровни педагогической и психологической готовности, анализируются учителем и психологом при приеме в школу, чтобы совместными усилиями выбрать тактику работы с каждым ребенком, учитывая индивидуальные особенности.
Глава 2. Основные проблемы адаптации ребенка в школе
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связанно с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу.
В дошкольный период ребенок занимался в основном тем, что ему нравилось и что удавалось. Многие навыки ему прививали в форме игры. Игровой элемент был ведущим и при воспитании усидчивости, сосредоточенности. Кроме того, дома ребенка хвалили гораздо чаще, чем критиковали. В школе ситуация иная.
Специалисты выделяют три основных этапа адаптации ребенка к школе, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап адаптации – ориентировочный. Этому этапу свойственны закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни. Организм ребенка и все его системы «работают» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушения сна, головные боли, снижение иммунитета. Второй этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка уже использует оптимальные варианты реакций на новые воздействия. Третий этап адаптации – период относительно устойчивого приспособления. Организм ученика уже способен реагировать на школьную нагрузку и позволяет избежать чрезмерного напряжения.
Продолжительность всех фаз адаптации – пять-шесть недель. Из-за сильного напряжения, в первой четверти в школе предусматривают меньшее количество уроков. Дети в этот период сильно устают, а значит снижаются функции внимания и памяти.
Трудность обучения ребенка в этом возрасте связана в основном с тем, что процессы возбуждения резко преобладают над процессами внутреннего торможения и детям трудно сосредотачиваться и сохранять внимание.
В среднем урок длится 40 минут, что для ребенка это достаточно долго. Поэтому главной трудностью является требование определенной дисциплины. В традиционной системе обучения надо сидеть на одном месте, не разговаривать с соседом, а с учителем можно только с его разрешения. Как показали исследования медиков и педагогов, трудности, связанные с адаптацией к школе, испытывают все дети.
Возможности саморегуляции в этом возрасте еще не очень высоки. Поэтому очень важно избегать на уроке пауз, когда внимание детей рассеивается, а учащиеся, работающие в быстром темпе, успевают записать необходимое, обдумать вопрос и переключится на внеучебный вид работы, тем самым мешая окружающим.
Для того чтобы выработать дисциплину и усидчивость, в учебный процесс следует включать занятия, позволяющие одновременно играть и «работать», но в то же время это не должна быть подвижная игра, а интеллектуальная, чтобы ребенок приучался к выдержке, дисциплине и вырабатывал умение сидеть на одном месте.
Одно из распространённых нарушений дисциплины – опоздания. Для его искоренения прежде всего необходимо установить причину. Если ребенок ориентирован только на себя, то опоздания могут стать систематическими.
Обычно у людей выделяется четыре типа темперамента, и нужно определить, к которому принадлежит ребенок.
Холерик. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Ребенок может быть гипер, сверхэнергичным. Если ребенок уже «разошелся» его трудно успокоить и переключить на занятие. Такие дети не сидят на месте и с трудом сдерживают эмоциональные порывы. Родителям таких детей рекомендуется следующее:
- подыскать школу, где есть учитель, практикующий на начальной стадии обучения игровые методы, это облегчит приспособление к школе
- интенсивно заниматься с ребенком, приучая его к регламентации времени и действий, тренируя его
Сангвиник. Ребенок не устающий во время игр или занятий, легко переключается с одного на другое, не склонен к депрессии. Подвижный ребенок, с высокой работоспособностью. Возможные адаптационные проблемы, те же что у детей холериков.
Флегматик. У этого типа детей высокая работоспособность, но преобладают замедленные реакции. Такой ребенок выдерживает 30-40 минут урока. Приступив к работе, будет заниматься усидчиво, внимательно и вдумчиво. Трудности могут возникнуть при быстром темпе урока, ребенок-флегматик не всегда будет воспринимать предложенный материал. В случае с ребенком флегматиком рекомендуют подбирать упражнения на взаимодействие, устроив с родителями соревнование, по схеме «Кто быстрее ответит» «Кто лучше решит».
Меланхолик. Такие дети очень ранимы в общении и взаимодействии с окружающим миром. Быстрая утомляемость, слабая нервная система, высокая чувствительность, низкая работоспособность, из-за этого меланхолик с трудом выдерживает любое напряжение. Меланхолик чаще нуждается в перерывах. Проблемы с дисциплиной у такого типа детей не возникает.
Подбирать учителя надо с учетом особенностей ребенка. Родителям нельзя оказывать давление на темперамент ребенка.
Ответственность и дисциплина два важных фактора от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее дисциплины, так как она определяет и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Развивая у ребенка личную ответственность, родители закладывают фундамент зрелой личности. существуют два типа ответственности:
- Принятие ответственности на себя. Человек считает, что только от него зависят его победы и поражения, и их причины он ищет в себе.
- Перенесение ответственности на других, снимая ее с себя. Человек склонен считать, что его неудачи и успехи зависят от других людей – родителей, учителей (зависит от случая и обстоятельств). Такой тип людей никогда не будет искать причину в себе.
Ответственность надо развивать минимум за два года до школы. Внушая ребенку, что в жизни все зависит только от него.
Развивая ответственность ребенку предоставляется возможность свободы в принятии решения. Если ребенку чаще предоставлять свободу в принятии решений, необходимо указывать ему на необходимость нести ответственность за свои поступки. Ребенок должен понимать, что безответственность ведет к негативным последствиям.
Агрессивность – одна из сторон человеческих взаимоотношений, позволяющая людям утверждать свою позицию, выражать свое отношение к происходящему.
Основные причины проявления агрессии:
- Копирование поведения родителей. Если родители, в постоянной форме, проявляют между собой или по отношению к другим людям агрессию, ребенок, наблюдая ее у родителей будет учиться, не зависимо от самого себя.
- Научение агрессии в процессе непосредственного приобретения негативного опыта: участие, а не пассивное наблюдение (когда ребенок сам включается в агрессивное взаимодействие с родными и другими людьми). Родители должны вовремя заметить проявление агрессии и дать верную оценку его действиям.
- Чрезмерное увлечение видео, компьютерными играми, телевидением. Родители должны отслеживать материал, просматриваемый детьми. Найти такой материал – который не несет в себе агрессию.
Повышенная агрессивность у ребенка, несомненно, приведет к множеству проблем в школе. При взаимодействии с классом следствием агрессивности станет неприятие ребенка как личности, сформируется негативное отношение к нему. Ребенок начнет чувствовать эмоциональное напряжение, стрессовые состояния, что закрепит агрессию.
Беседа – один из способов решения конфликтов и возможности найти причину агрессии. Контроль получаемого материала, объяснение добра и зла, разговоры о понимании окружающего мира.
Как указывал Л.С. Выготский, история культурного развития ребенка в результате, может быть определена «как социогенез высших форм поведения». В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Начало учебной деятельности по-новому отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Имеются две взаимодействующие друг с другом формы общения: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети». Новые отношения «ребенок-учитель» поднимают ребенка на уровень общественных требований к его поведению. В начальной школе дети принимают новые условия и стараются неукоснительно следовать правилам. Только учитель оценивает поведение ребенка и создает условия для социализации поведения ребенка.
Ребенок должен быть подготовлен не только к общению со сверстниками, но и к общению с учителями. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, и в других местах отведенный для занятий и развлечений. Учитель на уроке воздействует на класс и каждого ребенка через принятые формы правилами школы. Ребенку следует объяснить, что учителя надо внимательно слушать, особенно на уроке. Отвечать на его вопросы, не отвлекаться, выполнять требования учителя.
Процесс адаптации к школе – это не только психосоциальная адаптация, обретение навыков жизни в коллективе, способность соблюдать режим труда и отдыха, подчинение дисциплинарным требованиям, это и физиологическая адаптация к кислородному режиму класса, к сохранению вынужденной сидячей позе в течении 45 минут, сопровождающаяся иммунной перестройкой, вызванной микрофлорой.
Период адаптации ребенка к школе очень важный для развития личности. на этом этапе требуется максимальное внимание к ребенку, его внутреннему миру. Так же следует внимательно относится к своему отношению к ребенку. Способность ребенка реагировать на новый внешний мир зависит от темперамента, уровня воспитания в семье, а также приобретенного опыта поведения в предыдущей социальной группе (детский сад).
Глава 3. Роль семьи в процессе успешной адаптации к школе
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это разные стороны проявления готовности в различных формах ее активности. Все зависит от того, что является предметом внимания для педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации. Это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей. В этот период проявляются все их недоработки. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоится ребенку в классе по-настоящему.
Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом. Опытный учитель и внимательные родители знают, насколько важно чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого. Учитель с первого дня объясняет ученикам, что от них требуется, и показывает отличие того что было раньше, от того что теперь будет в его новой позиции прав и обязанностей.
Помощь родителей в адаптации ребенка к школьному обучению
При поступлении ребенка в школу родители ожидают что их ребенок изменится, будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой. Но это невозможно по щелчку, для этого нужно время.
Границу школьного и дошкольного возраста ребенок переходит не сразу. Ребенок должен понять, где он должен быть школьником, а где имеет право вести себя как дошкольник. Родители должны разумно ограничить в том, что касается учебы и терпимо относится к «дошкольничеству»