Файл: Адаптация ребенка к школе (Психологическая готовность ребенка к школе).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе
1.1 Социально-психологическая адаптация к школе
1.3 Психологическая готовность ребенка к школе
Глава 2. Основные проблемы адаптации ребенка в школе
Глава 3. Роль семьи в процессе успешной адаптации к школе
Помощь родителей в адаптации ребенка к школьному обучению
Чтобы адаптироваться, необходимо приложить специальные усилия.
1.2 Школьная дезадаптация
Изучая тему школьной адаптации, нельзя не обратить внимание на такое явление, как дезадаптация. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Когда говорят о дезадаптации, прежде всего подразумевают плохую успеваемость или «плохое» поведение.
В общем смысле под школьной дезадаптацией подразумевается, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.
По данным разных авторов, от 20-25% детей с низкими показателями адаптации и симптомами школьной дезадаптации и до 60% детей с трудностями обучения и симптомами неблагополучия освоения новой социальной действительности нуждаются в направленной психологической коррекционной и профилактической помощи.
Сегодня этот феномен неблагоприятно влияет как на детей, так и на взрослых. У детей отмечаются такие проявления как негативизм, трудности общения со сверстниками или взрослыми, школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость и т.д. У родителей, по этому поводу – повышенная напряженность, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие с ребенком.
На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, импульсивности, неконтролируемом двигательном беспокойстве либо заторможенности, нарушениях аппетита, сна, речи (заикание). Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук, обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и действия.
Таким образом, выходит, что школьная дезадаптация – медико-биологическая проблема. Которая выступает для родителей, педагогов и врачей в качестве «болезни/расстройства здоровья, нарушение развития или поведения».
У школьников младшего возраста дезадаптация наблюдается в 5-8% эпизодов. Изначальную причину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в состоянии ЦНС. Это надо делать не только когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.
Школа, с ежедневной, интенсивной интеллектуальной нагрузкой, требует от ребенка реализации всех тех функций, которые у него нарушены. Максимальная продолжительность работоспособности такого ребенка – 15 минут, после чего ребенок не в состоянии контролировать свою умственную активность. Мозг ребенка нуждается в отдыхе, поэтому ребенок непроизвольно отключается от интеллектуальной деятельности.
Симптомы школьной дезадаптации могут отмечаться у абсолютно здоровых детей, а также сочетаться с различными нервно-психическими заболеваниями.
Так, к природно-биологическим предпосылкам можно отнести:
- соматическую ослабленность ребенка
- нарушение формирования отельных анализаторов и органов чувств
- нейродинамические расстройства, связанные с психомоторной заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью
- функциональные дефекты периферийных органов речи ведущие к нарушению развития школьных навыков, необходимых для овладения устной и письменной речи
К социально-психологическим причинам школьной дезадаптации можно отнести:
- социально-семейную педагогическую запущенность ребенка, неполноценное развитие на предыдущих этапах развития, сопровождаемые нарушениями формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, недостатками подготовки ребенка к школе
- психическую депривацию
- личностные качества ребенка, сформированные до школы: эгоцентризм, аутичноподобное развитие, агрессивные тенденции и т.д.
- неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения
Самым влиятельным фактором является влияние особенностей семьи и родителей. Некоторые родители проявляют слишком бурные реакции на неудачи их ребенка в школе, сами не подозревая, что этим, наносят ущерб впечатлительной детской психике. Неполный состав семьи так же часто приводит к усилению комплекса ущербности, неполноценности, депрессиям, невротическим состояниям, озлобленности. Низкий уровень педагогической культуры родителей, приводящий к гиперопеке, либо же к гипоопеке. Негативные отношения внутри семьи, определяющие повышенную тревожность, невротические состояния, агрессивность поведенческих реакции, негативизм. Разные педагогические подходы родителей и старших родственников. Отстранение родителей от процесса воспитания в силу различных причин. Низкое или сверхобеспеченное материальное положение семьи.
Вторым по значимости фактором есть влияние самих учителей, с которыми взаимодействует ребенок в школе. Бывает, педагоги неправильно строят парадигму обучения, что влияет на развитие недопонимания и негатива со стороны учеников. Учителя, которые не способны справится с учеником, направить его к психологу или психиатру, зачастую по-особому выделяют детей с расстройствами адаптации. Навешивают ярлыки, которые абсолютно неправомерно используются в социально-психологических и воспитательных целях для прикрытия и оправдания бессилия.
Так же среди причин школьной дезадаптации нередко называют некоторые личностные качества ребенка, сформированные на предыдущих этапах развития. В основе возникающих отрицательных эмоциональных переживаний лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Не менее серьезные проблемы возникают у детей со сниженной самооценкой и уровнем притязаний.
Первым шагом к профилактике адаптации есть установление психологической готовности ребенка к переходу к новому, непривычному режиму. Зачастую врач и психолог общаются через посредника, каковым является родитель. Однако, многие родители не осознают всей важности оказания помощи ребенку.
Родители должны быть очень внимательными к своему ребенку, и понимать, что ребенок в период адаптации особенно сильно нуждается в поддержке.
Основным способом борьбы со школьной дезадаптацией – психологическая помощь. Родители обязаны помнить, что любая неудача ребенка не означает его жизненный крах. Если сохранять дружеские отношения ребенка и родителей, то можно добиться успешного преодоления трудностей.
Если помощь психолога и родителей будет совместной, то результат будет более эффективным. Если отношения с учениками и учителями не складываются, то лучше всего поменять учебное заведение. Возможно, что в другом школьном заведении ученику удастся заинтересоваться учебой и обрести новых друзей.
Коррекция школьной дезадаптации осуществляется психологом при школе, но часто родители направляют ребенка к индивидуальному психологу, потому что дети бояться что об их проблеме узнают все.
В диагностике важным является комплексное изучение личности ребенка, использование передовых диагностических методик клинического, психологического, логопедического и педагогического обследования. Системный анализ позволит составить целостное представление о развитии ребенка, найти первопричину, а также определить потенциальные возможности школьника и динамику его индивидуального развития.
Важным моментом в организации системы коррекционного обучения является наблюдение в динамике за продвижением каждого ребенка.
Комплексный подход – наиболее эффективный путь в решении проблемы школьной дезадаптации.
1.3 Психологическая готовность ребенка к школе
Основной целью определения готовности к школьному обучению является профилактика дезадаптации. В случае, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, состояние дезадаптации.
Проблема психологической адаптации ребенка к школе как проблема освоения им нового социального пространства развития и новой социальной позиции – позиции школьника.
Что именно включает в себя психологическая готовность к школе?
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.
Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного возраста к школьному очень резко меняется и становится очень трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Психологическая готовность к обучению в школе – следствие прохождения ребенком кризиса семи лет. Это переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
Всем известно, что 7-летний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Этот возраст называется возрастом смены зубов и возрастом вытягивания.
В период кризиса семи лет, отмечается, что наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.
Дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем дети, у которых кризис до школы никак не проявлялся.
Содержание психологического вида готовности определяется той системой требований, которую школа предъявит ребенку. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкции, оценивать свою работу. Важным элементом психологи выделяют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослых.
В психологической готовности детей к школе выделяют такие компоненты:
- Личностная готовность.
Успешность школьного обучения определятся желанием ребенка учится, стать учеником, ходить в школу. Многих детей в первую очередь привлекает внешняя атрибутика и лишь позднее приходит желание учиться и узнавать что-то новое.
Личностная готовность формирует у ребенка готовность к принятию новой социальной позиции. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.
Не менее важной является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Уметь выполнять совместные учебные действия, взаимодействовать друг с другом. Ребенок так же должен уметь адекватно относится к результату своей работы, оценивать свое поведение.
К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий.
Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка – необходимое условие формирования его положительного отношения к школе.
Умение ребенка действовать совместно с другими, уступать, подчинятся при необходимости – качества обеспечивающие безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.
- Волевая готовность (произвольная сфера).
О волевой готовности свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование школьных принадлежностей, поддержание порядка на столе, парте и в портфеле.
Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу – Д.Б. Эльконин считал наиболее важной составляющей готовности к школе.
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.
В этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает.
Волевая готовность так же включает в себя новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранними возрастами; позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к учебе, самому себе; дисциплинированность, организованность, самоконтроль и другие волевые качества; принятие решения, построение плана действий, оценка результатов своего действия, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия.
- Интеллектуальная готовность.
С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Для этого ребенку необходимо владеть средствами познавательной деятельности, осуществлять мыслительные операции.
Важно чтобы ребенок был умственно развит к школе. Так же ребенок должен иметь высокую обучаемость и проявлять любознательность, наблюдательность, а задача родителей поощрять эти качества.
В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к учебной деятельности. Важное значение будут иметь формирование у ребенка требуемых умений.
Интеллектуальная неготовность ребенка приводит к неуспешности в обучении. Это может повлечь за собой неприязнь к некоторым предметам или нежелание ходить в школу.