Файл: Адаптация ребенка к школе (Психологическая готовность ребенка к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

«Называли тебя дошколёнком, а теперь первоклашкой зовут!». Вчерашние малыши, сядут 1 сентября за школьные парты. Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Каждый следующий день будет наполнен маленькими победами, трудностями, неудачами и радостью. Необходимо определенное время чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками.

Что происходит, когда ребенок поступает в школу? Происходит перестройка системы отношений ребенка с действительностью.

Под адаптацией детей к школе понимается процесс привыкания ребенка к школьным требованиям, порядкам и окружению. Общепринятого определения термину «адаптация» нет. Современная школа предъявляет высокие требования к уровню психологической готовности детей.

Как помочь ребенку-дошкольнику стать учеником?

Адаптация ребенка к школе происходит не за один день. Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни. Поэтому по сей день актуальным остается вопрос быстрой и успешной адаптации к школьной среде.

Есть первоклассники, которые в первый день самостоятельно шагают впереди родителей, а есть те, кто с трудом могут оторваться от родителей. Среди первоклассников можно выделить детей у которых адаптация к школе протекает легко, у кого средней тяжести и у кого тяжело. Тут важно понять состояние внутренней тревоги новичка.

Тяжелое протекание адаптации говорит о непосильных учебных нагрузках и режима обучения для организма ребенка. Ухудшение самочувствия при такой адаптации наблюдается более выраженно в течении первого полугодия. При легкой адаптации функциональные нарушения проходят к концу четверти.

Следует отметить, что начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Но конечно же, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями. Психосоциальная адаптация может проходить по-разному. Процесс адаптации ребенка к школе сложен и физически, и психологически.

По результатам исследований нарушения адаптации встречаются у 20-40% учеников начальных классов. Число «неготовых» школьников уменьшается с возрастом. Так, например, среди семилетних детей не готовы к обучению всего 13%, а среди пятилетних 80%.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже если у него высокий уровень интеллектуального развития ему будет трудно адаптироваться. Преждевременное начало обучения, возросший объем информации, желание выработать интеллектуальные способности у детей в общеобразовательной практике не всегда согласуются с возможностями сохранения и укрепления их здоровья.


Первый год обучения очень важный. Он порой определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период под руководством взрослых совершаются чрезвычайно важные шаги в развитии. Школа определяет переход к новому положению в обществе, условиям деятельности и общению.

Поступление ребенка в школу серьезно сказывается на формировании личности ребенка: расширяется кругозор, развивается мышление, изменяется характер психических процессов – восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми и, главное, у ребенка формируются основы мировоззрения.

Целью данной работы является изучение процесса социальной адаптации детей дошкольного возраста к школе.

Задачи работы:

  1. Психологическая готовность ребенка к школе.
  2. Основные проблемы адаптации ребенка в школе.
  3. Роль семьи в процессе успешной адаптации к школе.

Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целую систему взаимосвязанных качеств. Развитие этих качеств в их единстве способно обеспечить освоение школьной программы и составляет содержание психологической готовности к школе.

Адаптация к обучению в школе понимается в современной психолого-педагогической литературе как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Прежняя социальная ситуация развития в отношениях «ребенок-взрослый» распадается на «ребенок-близкий взрослый» и «ребенок-социальный взрослый». Ведущей деятельностью становится учеба.

В рамках психологической готовности к школе можно выделить три основных подхода:

Первый подход. Исследования, направленные на формирование у ребенка в дошкольном возрасте определенных навыков и умений, необходимых для обучения в школе. У детей дошкольного возраста имеются значительные интеллектуальные, физические и психические возможности. Это дает возможность обучать детей этого возраста началам грамоты, математики, проводить обучение в соответствии с возрастом, в результате чего подготовка детей к школьному обучению значительно улучшится.

Второй подход. Ребенок поступающий в школу, должен обладать определенным уровнем познавательных интересов, готовностью к изменению собственной социальной позиции, желанием учиться. В совокупности – это составляет психологическую готовность к школе.


Третий подход. Исследование происхождения отдельных компонентов учебной деятельности и выявлении пути их формирований на занятиях.

Согласно исследованиям, дети, которые проходили экспериментальное обучение по различным направлениям обнаруживали сформированность разных элементов учебной деятельности, что подразумевает психологическую готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития: наличие учебной мотивации; определённый уровень развития произвольного поведения, позволяющего ученику выполнять требования учителя; определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения; хорошее развитие фонематического слуха.

Неподготовленный ребенок не способен сосредоточиться на уроке, отвлекается, не способен включится в общий режим работы; слабо развита связанная речь и умственные способности, не умеет задавать вопросы, приводить сравнение предметов, выделять основное; проявляет мало инициативы, испытывает тяготение к шаблонным действиям, испытывает затруднения при общении со взрослыми, сверстниками.

1.1 Социально-психологическая адаптация к школе

Психологи отмечают, что дети в возрасте 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Начало обучения 6-летних и подготовка к нему связаны с необходимостью учета ряда важных психологических закономерностей развития. Ребенок готов не только принять новую социальную позицию, но и начинает стремится к ней.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации. В самом общем виде адаптация – это процесс приспособления человека к условиям внутренней и внешней среды.

Первоначальный этап пребывания в школе и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Адаптированность – результат адаптации, система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешности последующей жизнедеятельности. Не все дети одинаково «вживаются» в новые условия жизнедеятельности.

В ходе исследования, на которые ссылается А.Л. Венгер, выявлено три уровня адаптации.

  1. Первый (высокий) уровень адаптации.

Дети с такой формой адаптации адаптируются к школе в течении первых двух месяцев обучения. Они быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу второго месяца обучения происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Выявлено, что высокий уровень адаптации к учебной деятельности определяется рядом типологических особенностей, таких как высокий уровень волевого контроля, пластичность, смелость, эмоциональная устойчивость, способность доминировать, добросовестность и гибкость в суждениях и поступках.

  1. Второй (средний) уровень адаптации.

Реакции этих детей становится адекватными школьным требованиям лишь к концу первого полугодия. Такие дети имеют длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы.

  1. Третий (низкий) уровень адаптации.

Это дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди таких детей бывают те, кто нуждается в специальном лечении. Если вовремя не разобраться в причинах плохо поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то это может привести к срыву, задержке в развитии и не благоприятно отразится на состоянии здоровья ребенка. Плохое поведение – сигнал тревоги и повод внимательнее посмотреть на ученика.

Какие же факторы социальной микросреды играют позитивную роль в адаптации ребенка к школе?

В числе наиболее благоприятных факторов – адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников.

Битянова М.Р. считает, что адаптация школьника рассматривается не только как процесс приспособления его к успешному функционированию в данной среде, но и как активное освоение личностью окружающего пространства, связанное с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию.


Понятие социально-психологической адаптации личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности; в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования. В процессе адаптации изменяется внутренний мир ребенка: появляются новые представления, знания, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения, навыки. Это определяет сущность его социально-психологической адаптации, успешность ее протекания.

Режим школьных занятий требует более высокого уровня поведения, чем в дошкольном детстве. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, легко адаптируются к школьным условиям.

Дети, посещавшие детский сад, имеют больше элементов готовности к школьному обучению, поэтому, находятся более в выигрышном положении. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической позиции.

Ребенок, готовый к школе, хочет учится, у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости. Сплав этих потребностей способствует возникновению внутренней позиции школьника. «Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включится в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, которая позволяет подняться ребенку на более высокую ступень развития. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу. Поэтому игр можно считать школой произвольного поведения (Эльконин Д.Б.).

Одна из частых причин трудностей адаптации к школе состоит в резкой смене стиле общения педагога с детьми. Учитель часто применяет более жесткие, авторитарные формы педагогического воздействия, чем те, к которым привыкли дошкольники.

Успешность усвоения учебного материала ребенком в школе и вхождение его в школьную жизнь зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям. При формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности. Так же в настоящее время ребенку-первокласснику необходима такая физическая особенность как выносливость. Необходимо, чтобы ребенок пошёл в школу физически развитым, крепким, здоровым.