Файл: Адаптация ребенка к школе (Психологическая готовность ребенка к школе).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психологическая готовность ребенка к школе
1.1 Социально-психологическая адаптация к школе
1.3 Психологическая готовность ребенка к школе
Глава 2. Основные проблемы адаптации ребенка в школе
Глава 3. Роль семьи в процессе успешной адаптации к школе
Помощь родителей в адаптации ребенка к школьному обучению
При воспитании и обучении в семье нужно помнить, что занятия не должны быть скучными и нелюбимыми, не должны навязываться взрослыми. Занятия должны нести радость общения со взрослыми, радость познания, удовольствие.
Усиление интереса к игре – нормальное явление в период адаптации, помогающее снять напряжение. С возрастом это желание уменьшается, нельзя стараться это желание искоренить – это не принесет никакой пользы. Каждый ребенок развивается в своем темпе.
Большинство детей идет в первый класс, горя желанием стать школьником, очень важно опираться на это желание учиться. Искреннее отношение, поддержка и интерес к жизни ребенка укрепляют учебную мотивацию ребенка.
На первых парах первокласснику очень важно поощрение родителей. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Поощрение должно быть конкретным, хвалить нужно какую-то черту поведения, результат деятельности.
В семье необходимо обращать внимание на такие процессы как лепка, рисование, вырезание, наклеивание и конструирование. Такие процессы учат детей видению, анализу окружающих предметов, правильному восприятию цвета, формы, величины, соотношения частей, пространственному соотношению.
В школьной жизни ребенок не всегда бывает радостным, он бывает и грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассника. Первокласснику необходимо родительное понимание, поэтому ребенку надо дать возможность выразить свои негативные чувства.
Начало обучения – это большие нагрузки. Особенное внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на режим дня, а точнее его соблюдение. Если подобного режима у детей не установлено или он выполняется плохо, необходимо добиваться его выполнения. Именно организация режима способна подготовить ребенка к обучению в школе.
Быть родителями первоклассника действительно не просто. Даже если ребенок посещал специальные учреждения подготовки к школе, школьный режим для него внове.
3.2 Роль семьи в процессе успешной адаптации к школе
Важнейшим аспектом является психологическая подготовка детей к школе в семье. Основным требованием подготовки является постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Семья является местом, где ребенка учат преодолевать трудности.
Собрать внимание ребенка, удержать в покое в течении урока – весьма сложное дело. У ребенка не достаточно развиты произвольные формы поведения. Учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.
Если ребенок не умеет произвольно регулировать свою деятельность и поведение, значит, были допущены ошибки в его воспитании на более ранних этапах развития. Возможно была чрезмерная опека или чрезмерная строгость.
Управлять и овладеть своим поведением ребенок может научиться только вместе со взрослыми: в общении, в совместной деятельности.
Необходимо стимулировать у ребенка желание учиться в школе. Признавать факт его взросления; укреплять позицию покупкой атрибутики школьной жизни, организацией рабочего места.
Первоклассники нередко заявляют о своем нежелании учится. В этом кроется неправильная тактика родителей, чувствующих реальную или мнимую неготовность ребенка к школе и запугивающих его трудностями предстоящего обучения. Ребенку надо чаще говорить о том, что учение в школе – дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть. Зато как хорошо много знать и уметь.
Смена социальной позиции не означает отмены всех его увлечений и изменения привычек, хотя и с некоторыми придется расстаться. Перед поступлением в школу желательно пересмотреть дополнительные нагрузки ребенка.
Единого правила для всех – нет. Ребенку с первого дня надо однозначно показать, что входит в его новый, собственный круг обязанностей.
Следующая проблема – обязательное выполнение правил, которым подчинено поведение первоклассника в школе. Эти правила обеспечивают продуктивную работу всем. Выполняя их, ученик выражает свое отношение к работе в классе. Это важная воспитательная роль в обучении.
Первоклассники очень чувствительны к выполнению этих правил. Подчинение правилам требует от ребенка довольно развитого умения саморегулироваться и быть самостоятельным.
В заключение можно сформулировать основные условия, которые необходимо соблюдать, помогая ребенку стать учеником: вера в ребенка; надежда на успех; любовь к ребенку; организация его жизни, успешная адаптация к школе; умение выполнять правила; быть самостоятельным.
Важно помнить, что чрезмерная забота делает ребенка нервным, застенчивым. Однако доброжелательность не помешает, так ребенок скорее адаптируется к обществу, когда вырастет.
Детские психиатры и психотерапевты утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов – предрасполагающий фактор для невроза, навязчивых состояний и ряда других форм нарушений развития личности.
Если родители отвергнут ребенка, то он навряд ли будет «школьнозрелым». А даже если будет, то адаптация пройдет с большим трудом, и школа станет пыткой. Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более он склонен к пассивности и апатичности, вероятно в дальнейшем у него сформируется слабый характер.
Роль, влияние каждого члена семьи на развитие определяется в значительной степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него сложилось представление и отношение к каждому члену семьи. Широк круг людей, входящих в семейную микросреду ребенка.
Надо иметь ввиду что умение считать, писать, не самое главное в подготовке детей к школе. Нужно создать условия для полноценной жизни ребенка на протяжении дошкольного возраста.
Заключение
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Психические качества и свойства, существуют не изолированно, а образуют сложные взаимосвязи. В реальной деятельности ребенка выделить отельное психическое качество достаточно сложно.
Когда говорят о «структуре», то имеют в виду некоторую целостность, элементы которой связаны друг с другом определенным образом, при этом важны и связи элементов, и их особенности. «Система» - это тоже структура, которая настроена на достижение определенной цели. Чем совершеннее организация элементов, чем теснее их взаимосвязи, тем эффективнее «работает» система.
В начале школьного обучения успешность усвоения знаний зависит от уровня отдельных индивидуальных качеств ребенка. Они все взаимосвязаны, но связи формировались в дошкольных видах деятельности, содержание и организация которых отличаются от учебной деятельности в школе. Поэтому структура индивидуальных качеств ребенка до начала школьного обучения мало приспособлена для учения. И только в учебном процессе происходят значительные изменения, которые можно назвать настройкой на учебную деятельность и усвоение знаний в условиях школьного обучения.
Важным условием успешной адаптации дошкольника к школе является психологическая готовность: умением слушать речь, объяснения ответы товарищей; действовать в соответствии с правилом; производить действия в соответствии с образцом; действовать по прямому указанию взрослого; работать в группе.
В период младшего школьного возраста ребенок овладевает своим поведением, более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные.
Успешность психологической адаптации ребенка к школе определяется не только высоким уровнем психологической готовности самого первоклассника, составляющей необходимое, однако недостаточное условие адаптации, но и психологической готовностью ближайшего социального окружения – родителей и учителей.
На личностную готовность ребенка к школе влияет преодоление кризиса семи лет. Образ будущего школьника является социальным образованием, возникающим в этот период.
Чтобы успешно прошла социальная адаптация дошкольников к школе важную роль играет и соучастие родителей, однако важно помнить сто помогая ребенку, они могут взять на себя только то, что ребенок пока еще не может выполнить сам, остальное предоставить ему самому.
Готовность или не готовность ребенка тесно связаны с положением в семье. Именно приятная психологическая атмосфера способствует быстрой и успешной социальной адаптации ребенка-дошкольника к школе.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь, поддержка и терпение родителей, а при необходимости – консультации профессиональных психологов.
Список использованной литературы
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6т. Т.4 (кризис семи лет). – М.,1984
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. -М., 1984
- Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению –М., 1995
- Детская психология/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1988
- Мухина В.С. Детская психология. /Под ред. Л.А. Венгера. –М., 1986
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. –М., 1995.-с.132-142
- Люблинская А.А. Детская психология. –М., 1971
- Ветер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М., 1988
- Ветер Л.А, Ветер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе –М., 1994
- Эльконин Д.Б. Детская психология. –М., 1960
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научится понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕССС, 2000
- Амонашвили Ш. Воспитательное и образовательное формирование оценки учения школьника. -эксперим. -методич. исследование. -М.: Педагогика, 1984
- Коломинский Я.Л., А.А. Панько «Психологическая готовность к школе»
- Кон И.С. Ребенок и общество. -М., Наука, 1988
- Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. -М.: ТЦ Сфера, 2002
- Популярная психология для родителей. / Под ред. А.А.Бодалева. -М.: Педагогика, 1989
- Популярная психология для родителей. -2-е изд. испр. и доп./ Под ред. А.С. Спиваковский. -СПб.: СОЮЗ, 1997
- Психология для родителей под редакцией А.А. Бодалева. -М.: Педагогика, 1989
- Эльконин Д.Б. Детская психология. (развитие ребенка от рождения до 7 лет). -М., 1960
- Болдырева-Вараксина А.В., Кукушин В.С. Педагогика начального образования. -М.: Март, 2005. -592с.
- Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. -М., 2008. – 640с.
- Педагогика: учебник/ Л.П. Крившенко (и др.); под ред. Л.П. Крившенко. –М.: Проспект, ТК Велби, 2008. -428с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика/ под ред. Пидкасистого П.И. (1-е изд.) учебник – 2010. – 512с.
- Педагогика: учебное пособие/ Б.З. Вульфов (и др.); под ред. П.И. Пидкасистого. –М.: Высшее образование, 2007. – 430с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс – Процесс воспитания: в 2 книгах: учебник педагогических вузов/ И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС. -. Кн.2: Процесс воспитания. - 2006. -255с
- Сластенин В.А, Педагогика/ под ред. Сластенина В.А. (9-е изд., стер.) учебник – 2008. -576с.
- Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: учебник/Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. –М.: Проспект, 2010. -464с.
- Сластенин В.А. Воспитательная деятельность педагога / под ред. Сластенина В.А. (4-е изд., стер.) учеб. пособие – 2008. -336с.
- Сластенин В.А. Методика воспитательной работы / под ред. Сластенина В.А. (7-е изд., стер.) учеб. пособие – 2009. -160с
- Сластенин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие – 2010. -480с.
- Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учебное пособие для вузов/ Т.А. Стефановская. –М.: Академия, 2006. -190с.
- Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие для вузов/ Н.Е. Щуркова. –М.; СПб.: Питер, 2005. -366с.