Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (экономическую сущность франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1. Статистика использования различных договоров франшизами

В период Советского Союза и дореволюционной России участники хозяйственной деятельности не знали ни договора франчайзинга, ни договора коммерческой концессии. Поэтому специалисты склонны рассматривать включение в Часть вторую Гражданского кодекса РФ главы 54[39] "Коммерческая концессия", как заметное достижение российского законодательства и российской правовой теории. Поскольку договор коммерческой концессии является относительно новым договором в российской практике, то его применение вызывает ряд сложностей. Так, если стороны будут считать, что заключён договор коммерческой концессии, а фактически он не будет являться таковым из-за несоответствия критериям, то сделка может быть оспорена и признана ничтожной. Поэтому необходимо научиться отличать данный договор от иных видов договоров.

У учёных возникают разногласия по следующим вопросам:

- как договор коммерческой концессии соотносится с договором франчайзинга;

- какова его правовая природа;

- как отличить его от других договоров одинаковой или близкой природы;

- на какие источники следует опираться при его регулировании.[40]

Эти вопросы важны как для теории, так и практического применения, так как организации необходимо определять, на какие нормативные документы опираться в процессе функционирования. В своей работе "Франчайзинг. Коммерческая концессия" С.А. Сосна рассматривает следующие возможные гипотезы по вопросу соотнесения и идентичности договоров франчайзинга и коммерческой концессии:

1. это самостоятельные договоры;

2. это один и тот же договор, но по-разному именуемый в российской и зарубежной практике;

3. эти договоры являются разновидностью один другого и соотносятся как целое и часть.[41]

После рассмотрения гипотез выдвигается следующее утверждение, что "первоначально возник договор коммерческой концессии, от которого отпочковался торгово-распределительный франчайзинг. Дальнейшее развитие франчайзинга привело к становлению комплекса договорных отношений, охватывающего как сферу торговли, так и сферу производства товара".[42] Анализ Главы 54 ГК РФ позволяет сделать вывод, что это утверждение верно.

Таким образом, в российском законодательстве предполагается регулирование наряду с отношениями франчайзинга и собственно отношений коммерческой концессии в истинном смысле этого слова. Суть этих отношений сводится к тому, что правообладатель предоставляет пользователю исключительное (эксклюзивное) право на продажу товаров, которые производит сам. Такая "эксклюзивность" обеспечивает монополию пользователя при перепродаже данного товара третьим лицам в пределах определённой в договоре территории. На это указывает п. 2 ст. 1027 ГК, в которой сформулированы альтернативные варианты использования комплекса исключительных прав: при продаже товаров, полученных от правообладателя (правда, при этом не указываются, на каком праве передаются эти товары пользователю и на каком основании) или произведённых самим пользователем. Более того, согласно п. 2 ст. 1027 ГК, в договоре стороны должны согласовать объём использования прав, т.е. совокупность способов использования. Кроме того, различное регулирование ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст. 1034), имеет своим основанием такой признак: кто из участников договора является изготовителем продаваемого товара в форме вещи - правообладатель или пользователь.[43]


2.3. Развитие франчайзинговых сетей в России

Рассмотрим историю развития франчайзинга в России на примере нескольких компаний - первопроходцев.

Первые шаги по развитию франчайзинга в России были сделаны ещё в 1972 г. в СССР. Ряд советских предприятий по франшизному договору с правообладателем "Pepsico" производили прохладительные напитки из сиропов и концентратов правообладателя в соответствии с его стандартами качества и под его торговой маркой.[44]

У компании "McDonald's Restaurants of Canada Ltd." первые сложности в нашей стране возникли при получении разрешения властей на ведение бизнеса, и переговоры с советскими министерствами затянулись на 12 лет, но так и не завершились договором франчайзинг[45].

Первой из таких компаний выделяют русскую компанию НПФ "Дока", продолжила немецкая фирма "Unternehmensgruppe Handelsgestllschaft тЬН", создавшая за 20 лет сеть из более чем 200 точек быстрого питания.

Данная сеть франчайзи развивалась достаточно успешно, подтвердив экономическую целесообразность, как ресторанов системы быстрого питания, так и франчайзинга.

В 1993 г. продала первую лицензию на открытие кафе-мороженого "Baskin Robins". В настоящее время в России открыто 1200 кафе этой фирмы.

Дальнейшее развитие франчайзинга в России связано с проникновением иностранных фирм на российский рынок, в первую очередь, в сферу общественного питания и бытового обслуживания.

Среди таких компаний можно выделить "Росинтер Ресторанс". Эта фирма открыла 53 ресторана в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Новосибирске, Минске, Киеве, Алма-Ате.[46]

Самые известные системы ресторанов этой фирмы:

- "Patio Pizza" ("Патио пицца");

- "Rostik's" ("KFC");

- "Planet Sushi" ("Планета суши") и др.

В настоящее время в России развивают франчайзинг следующие фирмы:

1) в сфере ресторанного бизнеса:

"Пицца Хат",

"McDonald",

"KFC",

"Бургер Кинг" и др.

2) в сфере розничной торговли:

- "Reebok", "СпортМастер" и "Nike" (продажа спортивных и туристических товаров);

- "Ives Rocher", "Ривгош", "Летуаль", "Иль де Боте", "Лаш" (продажа парфюмерных товаров);

- "Эконика-Обувь" (продажа обуви);

- "Арома" (сеть винных супермаркетов).

3) в сфере обслуживания:

- 1С (программное обеспечение для учёта и управления предприятиями);

- ФитнесХаус, АлексФитнес,


- ВымпелКом (операторы сотовой связи);

- ВКС (International House Mockow - школы иностранных языков).[47]

Среди возможных направлений развития франчайзинга в России выделяют:

- проникновение иностранных фирм, привлекающих в качестве франчайзи российских предпринимателей;

- развитие франчайзинга российскими фирмами.[48]

Оба эти направления реализуются с различными темпами. На Рис. 2, 3 и 4 представлены характеристики структур рынка франчайзинга в России на конец 2016 г., по данным Российской Ассоциации Франчайзинга и сайта www.franshiza.ru.

Рисунок 2. Структура российского рынка франшиз[49]

Рисунок 3. Структура рынка по сроку функционирования франчайзи[50]

Рисунок 4. Направления деятельности франчайзинга на российском рынке[51]

Примечательно, что франшизы России занимают 62 % отечественного рынка франчайзинга, порядка 45 % - это молодые организации, работающие менее 5 лет на рынке, что говорит о растущем интересе к данному способу организации бизнес-отношений. Российские компании предлагают франшизы в различных отраслях.[52]

Количество франшиз, работающих в торговле, исторически преобладает в России над другими направлениями, но в последние время тенденции меняются. По итогам последнего года доля непродовольственной и продовольственной розницы в общем числе франчайзинга сократилась до 47 %. Специалисты объясняют такое изменение ростом франшиз в сфере услуг бизнеса и населению.[53]

По данным исследования портала Franshiza.ru, в Табл. 3 представлена информация о количестве франчайзинговых концепций на рынке и франчайзинговых точек в некоторых странах, по данным на конец 2016 г.

Таблица 3

Франчайзинг в России и мире[54]

Показатель

Страна

Количество франчайзинговых концепций на рынке

Количество франчайзинговых точек

Россия

1300

74657

США

3500

757438

Великобритания

930

39000

Турция

1450

51000

Германия

985

72700

Мексика

1500

78000

Филиппины

1300

125000


На конец 2016 г. в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн. франчайзи; объём продаж сетей составляет почти 1,5 трлн. $, занятость - около 12 млн. чел., по данным сайта Международной ассоциации франчайзинг[55]. Франчайзинговые фирмы создают около 13 % ВВП. Некоторые крупные фирмы-франчайзеры имеют по тысяче и более партнёров-франчайзи.

Согласно данным США, 97 % франчайзинговых предприятий преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как, в среднем, около 60 % нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период. По статистическим данным, опубликованным Российской Ассоциацией Франчайзинга на своём сайте, 85 % российских организаций ликвидируются в течение первых 5 лет деятельности, а среди франчайзи этот процент снижается до 14.[56]

В 1997 г. была образована Российская Ассоциация Франчайзинга (РАФ). Стимулом стал рост интереса к франчайзингу. РАФ функционирует как некоммерческая организация, выполняя информационные, юридические функции консультанта[57]. Рост числа организаций-франчайзи именно, по мнению экспертов, произошёл по следующим причинам, которые представлены в Табл. 4.

Таблица 4

Факторы, стимулировавшие рост числа франчайзи[58]

Содержание

Фактор

1

Упрощение заключения договора коммерческой концессии

Сократили срок регистрации договора в Роспатенте с 10-12 месяцев до 2-4 и размер пошлины с 25000 руб. до 13500 руб.

2

Новые источники финан­сирования

Появление банковских продуктов от ряда банков, таких как Сбербанк, ВТБ, Райффайзенбанк, направленных на поддержание франчайзи. Кредитование на открытие бизнеса по франшизе

3

Доступность торговых площадей

Арендаторы-франчайзи с известным брендом обладают явным пре­имуществом при получении площади в торговых центрах. Малым компаниям "без имени" могут отказать в аренде в торговых центрах

4

Развитие регионов

Построение сети франчайзи на федеральном уровне

5

Конверсионный франчай­зинг

Явление "смены вывесок", уже работающие организации меняли вы­вески и присоединялись к сети франчайзи

6

Приход на российский рынок международных франчайзеров

Рост заинтересованности иностранных компаний в создании сети франчайзи в РФ


Российская ассоциация франчайзинга, Минэкономразвития и Роспатент проводят активную совместную работу для упрощения процедур регистрации договоров коммерческой концессии.

Региональные власти некоторых регионов рассматривают франчайзинг, как инструмент развития малого бизнеса в регионах. В Краснодарском крае, Республике Татарстан, Тюменской, Челябинской областях франчайзинг развивается ускоренными темпами. Это связано с активностью региональных властей, например, в Республике Татарстан приняли решение субсидировать создание франшиз местным бизнесом.

Существует некоторый факт, который замедляет развитие франчайзинга, а именно, культурный. Даже в настоящее время не все франчайзи осознали тот факт, что нельзя экономить на качестве. И что у всех компаний-франчайзи должен быть одинаковый продукт. В.В. Довгань в своей книге о франчайзинге констатирует: "Почему умер франчайзинг по пицце. Ведь это была блестящая идея, с которой можно было бы хорошо зарабатывать. Из шестнадцати пиццерий, которые работали в Тольятти, около офиса, буквально под рукой, только две делали качественную пиццу, соблюдая рецептуру. Остальные начали не докладывать"[59].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что франчайзинг - это экономический инструмент по объединению усилий группы предпринимателей для достижения взаимовыгодного сотрудничества, которое предоставляет определённые преимущества как для франчайзи, так и для франчайзера. Для одних это способ преодоления ограничения собственных ресурсов для захвата доли рынка, для других возможность построить свой бизнес по успешной модели.

Несмотря на все преимущества изучаемого вида бизнеса, существует целый ряд проблем юридического и экономического характера. Особенно явно проблемы проявляются в бизнес-сфере при несинхронном развитии формирующихся экономических и юридических систем. Такой перекос можно наблюдать и в России, в сфере деятельности франчайзинга.

3. Применение франчайзинга при организации онлайн-гипермаркета RuVita

Рассмотрим особенности применения франчайзинга на реальном примере.

Следует отметить, что на сегодняшний день онлайн-магазины пользуются огромным спросом, а динамика роста рынка интернет-торговли показывает впечатляющие результаты и, по данным из различных источников, составляет от 15 до 20 % ежегодно.