Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (экономическую сущность франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такие темпы привлекают всё больше покупателей в Интернет, и официальная статистика это подтверждает - 74% россиян ищут информацию о товаре или услуге в сети Интернет.[60]

Даже перед походом в магазин люди всё чаще используют тематические интернет-ресурсы. Например, для того, чтобы посмотреть цены на товар, найти акции или скидки.

Если попросить быстро сказать цену на мужские кроссовки, которые продаются в магазине в трёх кварталах, что обычно делают? Идут узнавать цену на торговую точку? Звонят продавцу и долго объясняют, какие все-таки кроссовки нужны? Или берут телефон и узнают цену за 1 минуту на сайте этого магазина?

И если здесь ответ очевиден, то вопрос, есть ли представительство этого магазина в сети интернет, становится наиболее актуальным. И как раз здесь, находится самая большая проблема.

Можно провести небольшой эксперимент, попробовать найти интернет-магазины местных предпринимателей, которые находятся в данном городе. Сколько их можно насчитать? Тридцать? Двадцать? Десять? И чем дальше от центра столицы России, тем больше эта цифра стремится к нулю.

Причем страдают от таких печальных показателей «продвинутости» интернет-торговли обе заинтересованные стороны. Покупатель не находит товары местных предпринимателей и вынужден покупать в других странах или крупных интернет-магазинах, а магазин, не представленный в сети, несет убытки своему владельцу.

Рынок продаж изменился, и зачастую даже крупные торговые центры превращаются в «музеи» с мизерным трафиком, прошли те времена, когда клиенты стояли в очередях и был дефицит товаров и магазинов. Сегодня ни клиент должен прийти в магазин, а магазин должен «приехать» к нему, и чем быстрее и качественнее он это сделает, зависит финансовый успех торговой точки.

Рисунок 5. Сайт онлайн-гипермаркета RuVita[61]

Поэтому главной причиной покупательского спада в отдельно взятом бизнесе можно назвать неумение и нежелание перестроиться под современный рынок продаж и интернет-торговли.

Тот, кто перестал применять современные методы продаж, уступил свои позиции более сильному игроку, все потому, что отпустил ситуацию на тормозах, потерял время и не заметно для себя скатился в «поле слепоты» для своих клиентов, или, говоря простым языком, добровольно отдал покупателей конкуренту.

Есть и предприниматели, которые мечтают продвигать свой бизнес через Интернет, но не каждый готов нести постоянные существенные затраты на содержание и продвижение собственного сайта услуг или интернет-магазина, поэтому вопрос выхода в сеть интернет постоянно откладывается.


В то же время не каждый владелец бизнеса готов одновременно быть маркетологом, PR-менеджером, специалистом по CMM, крутым копирайтером, продавцом, программистом, дизайнером, при этом всем еще и заниматься текущей хозяйственной деятельностью магазина или салона услуг. И разве нужно ему разбираться во всех этих профессиях и быть всезнайкой? Конечно нет, и, даже более того, с таким подходом он обречен на провал.

Простыми словами, компании и магазины, которые не представлены в сети, проиграют эту битву конкуренции в ближайшие 1-2 года. И чем дольше предприниматель принимает решение об открытии своего представительства в Интернете, тем тяжелее ему будет продвигать свои бизнес в будущем. Сейчас у такого бизнеса еще есть возможность, при правильном подходе к этому вопросу, попасть в ТОП запросов ведущих поисковых систем.

Те кто осознали масштаб этой проблемы, уже придумали ее решение.

Так, для этого была создана торговая платформа Рувита.[62]

RuVita предоставляет возможность быстрого запуска интернет-магазина с минимальными трудовыми и финансовыми затратами. По факту, данная платформа дает малому бизнесу шанс открыть канал продаж с самыми необходимыми инструментами для быстрого и легкого предложения своих товаров и услуг.

Вот лишь малая доля выгоды, которую получает владелец бизнеса, открыв свой интернет-магазин на платформе Рувита: непрерывный трафик посетителей, выдача в ведущих «поисковиках», индивидуальная панель управления, возможность загружать свои товары и услуги в неограниченном количестве, прямой адрес в интернете и многое другое.

При этом, платформа периодически внедряет новые сервисные услуги и обновляет платформу каждую неделю.

Рисунок 6. Как покупатели находят онлайн-гипермаркет

Ежедневно тысячи покупателей посещают данный ресурс, просто набрав запрос в поисковой системе. Сама торговая платформа, магазины, их товары и услуги хорошо индексируются ведущими поисковыми системами.

Кроме того, Рувита — это единый онлайн гипермаркет для магазинов, салонов услуг и покупателей.

Так или иначе происходит постоянный обмен трафиком между магазинами и их сайтами. Например, покупатель зашел в магазин для того чтобы присмотреть кроссовки, а затем в другой магазин для того, чтобы заказать еду или оформить запись в салон красоты. Также здесь есть бесплатные инструменты для эффективной рекламы, и каждый владелец сайта в той или иной степени начинает продвигать свой интернет магазин или салон услуг. Это могут быть любые источники рекламы, от социальных сетей до видеорекламы.


Простым языком 1000 магазинов на Рувита — это 1000 источников рекламы.

Есть и еще один драйвер роста для данного гипермаркета — это развитие по франчайзингу.

Для того чтобы интенсивно развиваться и массово охватить рынок в короткие сроки нужно не бояться делегировать свои полномочия и возможности.

Через сеть партнеров в городах видны более эффективное продвижение и наполнение торговой платформы будущими участниками. Кто, как не они, лучше знают специфику местных рынков и его особенности?

Да, платформа осознанно идет на то, чтобы отдавать часть доходов своим франчайзи. Для того чтобы хорошо зарабатывать, нужно уметь делиться.

Здесь разработан уникальный инструмент продвижения торговой платформы для франчайзи в городах, благодаря ему, рекламные вложения в продвижение минимальны и приносят очень хорошие результаты.

Головная компания принимает активное участие не только в разработке новых маркетинговых инструментов продвижения и поддержке франчайзи, но также активно использует свои рекламные бюджеты для продвижения и позиционирования компании в целом.

В настоящее время готовится к выпуску:

— приложение для социальной сети ВКонтакте «Интернет магазин ВКонтакте», которое будет направленно на массовую аудиторию и будет пользоваться большим спросом у администраторов сообществ, а значит будет охватывать каждого активного пользователя, в котором размещено приложение;

— разрабатывается робот, который позволит развернуть интернет магазин в мессенджерах Viber и Telegram;

— мобильное приложение Рувита.[63]

Таким образом, онлайн гипер-маркет RuVita предлагает очень интересные решения на базе франчайзинга, которые могут значительно расширить число клиентов за очень короткий промежуток времени.

Заключение

В завершении исследования можно сделать ряд выводов.

Франчайзинг представляет собой вид предпринимательской деятельности, регламентированный договором франчайзинга, основанный на сотрудничестве двух или нескольких независимых хозяйствующих субъектов, при котором одна компания (франчайзер) предоставляет на возмездной основе на определённый срок и на оговорённой территории другой компании или группе компаний (франчайзи) - право использования комплекса исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также осуществлять техническую, маркетинговую и консультационную поддержку в течение срока действия договора франчайзинг.


Это одно из наиболее полных определений термина «франчайзинг», хотя он может использоваться в различных значениях:

- способ коммерческой деятельности;

- особую разновидность предпринимательского договора;

- характер правоотношения из договора.

Если слово "франчайзинг" имеет английское происхождение, то термин "франшиза" происходит от французского слова franchise (льгота, привилегия). В этом значении, как льгота, франшиза и вошла в экономическую лексику ещё до того, как заговорили о франчайзинге.

Сторона, предоставляющая по договору права пользования, по-английски именуется франчайзер (franchisor), а сторона, приобретающая франшизу, - франчайзи (franchisee).

Сущность франчайзинга заключается в том, что производитель-разработчик востребованного на рынке товара с известным, зарекомендованным у потребителей брендом предоставляет своему партнёру возможность реализовать этот товар от своего имени за определённую компенсацию. Франчайзи приобретает право на использование не принадлежащих ему средств индивидуализации товаров и услуг. Своим клиентам партнёр старается показать, что они приобретают товар или получают услугу, абсолютно тождественную аналогичным результатам деятельности производителя.

В действительности же обе организации, оставаясь независимыми участниками оборота, осуществляют самостоятельную предпринимательскую деятельность с взаимной выгодой. Однако при рассмотрении условий договора становится очевидно, что франчайзер обладает определённым контролем над второй стороной, так как устанавливает ограничения и контролирует деятельность сети франчайзи.

В работе рассматриваются ограничения и недостатки франчайзинга как бизнес-модели. В частности, для франчайзера имеет место:

- риск выхода франчайзи из сети и открытие конкурирующей компании;

- договор предусматривает ряд пунктов, делающих сложным для франчайзера расторжение контракта с франчайзи, что осложняет вывод из системы франчайзи, который не следует правилам сети франчайзи;

- плохое качество одного франчайзи может создать плохой имидж всей сети;

- возможность нарушения франчайзи графика платежей;

- трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны.

Для франчайзи сложности в другом:

- соблюдение правил сети франчайзи. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему;

- франчайзинговая сеть может ограничивать инициативу франчайзи в сфере рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю;


- запрет на агрессивную конкуренцию и неэтичные действия по отношению друг другу;

- недостаточная поддержка со стороны франчайзера в сфере отладки бизнес-процесов, управления, обучения;

- возможность банкротства франчайзера, что негативно скажется на купленных правах.

Таким образом, франчайзинг предполагает ряд серьезных вертикальных ограничений между франчайзером и франчайзи, а также довольно существенные риски.

Тем не менее, данная бизнес-модель получила довольно серьезное развитие. Это показано в работе на основе анализа исторических закономерностей развития франчайзинга за рубежом и в России.

Также в исследовании показаны особенности и преимущества использования франчайзинга на примере онлайн гипер-маркета RuVita.

Торговая платформа RuVita предоставляет возможность быстрого запуска интернет-магазина с минимальными трудовыми и финансовыми затратами. По факту, данная платформа дает малому бизнесу шанс открыть канал продаж с самыми необходимыми инструментами для быстрого и легкого предложения своих товаров и услуг.

Владелец бизнеса, открыв свой интернет-магазин на платформе RuVita, получает ряд преимуществ: непрерывный трафик посетителей, выдача в ведущих «поисковиках», индивидуальная панель управления, возможность загружать свои товары и услуги в неограниченном количестве, прямой адрес в интернете и многое другое. При этом, платформа периодически внедряет новые сервисные услуги и обновляет платформу каждую неделю.

Таким образом, RuVita — это единый онлайн гипермаркет для магазинов, салонов услуг и покупателей, у которого хорошие возможности для развития.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): кодекс от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23 мая 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.

Научная литература и периодические издания

  1. Авилов Г.Е. Коммерческая концессия (гл. 54) ГК РФ. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. - М.: Статут, 2013. – 584 с.
  2. Илатовская М.А., Бабакина Е.А. Франчайзинг как новая форма развития предпринимательской деятельности: сущность, тенденции и проблемы развития // Экономический вектор. - 2017. - № 2 (9). - С. 44-55.
  3. Кулагин М.И. Избранные труды. - М.: Статут, 2007. – 320 с.
  4. Леонов А.Е. Франчайзинг в сфере малого предпринимательства: учеб. Пособие. - Новосибирск: изд-во НГТУ, 2003. – 260 с.
  5. Моргунов В.И. Международный маркетинг. Учебник для бакалавров - М.: Дашков и К, 2014. – 180 с.
  6. Поворин С.В. Тенденции развития франчайзинга в мировой экономике // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 29-34.
  7. Семенова А.С. Образовательный франчайзинг: сущность, принципы построения и функционирования сети, рукопись. - М.: Норма, 2012. – 178 с.
  8. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ "Академкнига", 2005. - 375 с.
  9. Филиппов Р. Франчайзинг как фактор динамичной устойчивости бизнеса в сетевых отношениях // Власть. – 2016. - № 4. - С. 2-9.
  10. Korah V., Rothnie W. A. Exclusiv Distribution and the EEC Competition Rules: Regulations 1983/83 & 1984/83. 2d ed. London: Sweet & Maxwell, 1992. С.7