Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (экономическую сущность франчайзинга).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика франчайзинга как формы развития предпринимательской деятельности
1.1. Понятие и сущность франчайзинга
1.2. Особенности и ограничения франчайзинговых отношений
2. Становление и развитие франчайзинга
2.1. История возникновения франчайзинга как формы бизнеса
2.2. Правовое регулирование франчайзинга в России
2.3. Развитие франчайзинговых сетей в России
3. Применение франчайзинга при организации онлайн-гипермаркета RuVita
Введение
Франчайзинговые отношения в современном мире стремительно развиваются. Такая динамика представляет особый интерес для специалистов, поскольку франчайзинг позволяет стабильно развивать малый и средний бизнес, как продолжение уже динамично функционирующих крупных компаний, имеющих собственные бренды. Франчайзинг объединяет сильные стороны крупных предприятий и малого бизнеса, является неким симбиозом организаций, устойчиво развивающимся даже в условиях стагнации экономики.
Франчайзинг создаёт преимущество для всех сторон - малого, крупного бизнеса и государства. Правительство заинтересовано в динамично развивающемся стабильном бизнесе. В то же время в нашей стране с её специфическими условиями, создавшимися в результате социально-экономических трансформаций, для развития франчайзинга существует ряд проблем и ограничений именно социально-культурного характера.
Важнейшим аспектом анализа франчайзинга становится исследование опыта этого вида деятельности, как в России, так и за рубежом, так как это позволит сформировать представление о возможности развития этого вида предпринимательства, проблемах и перспективах.
Указанные моменты доказывают высокую актуальность изучения темы исследования, ее несомненную теоретическую и практическую значимость.
Наибольший вклад в исследование франчайзинга внесли следующие зарубежные авторы: М. Мендельсон, Бр. Смит и Дж. Стэнворт. Из российских авторов изучаемым вопросом занимались: Л. Радника, В. Довганя, И. Рыкову, С. Силинга, Л. Н. Павлова.
Вопросы бухгалтерского учёта, налогообложения в рамках деятельности фирм, участвующих в сети франчайзинга, рассматривались в работах таких авторов, как С. Сосна, Т. Касьянова, Н.А. Борейко, А. Ермолинский, Л. Можаев, Е. Каган, Н. Семенченко, А.Е. Леонов.
Объектом исследования курсовой работы является франчайзинг на примере онлайн-гипермаркета RuVita. Предмет исследования – механизм франчайзинга, отношения между франчайзером и франчайзи при организации онлайн-гипермаркета.
Цель работы – исследовать экономическую сущность франчайзинга и возникающих на его основе отношений между франчайзером и франчайзи.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть понятие франчайзинга;
2) исследовать механизм франчайзинга и отношения между франчайзером и франчайзи;
3) выявить исторические закономерности возникновения и становления данной бизнес-модели;
3) провести анализ использования франшиз на российском рынке;
4) дать характеристику особенностям применения франчайзинга при организации онлайн-гипермаркета RuVita;
5) сформулировать выводы и оформить их в виде заключения.
В работе использованы литературные источники: Г.Е. Авилов, М.А. Илатовская, Е.А. Бабакина, А.Е. Леонов и др. Также в курсовой работе использованы данные из открытых интернет-источников, перечисленных в списке использованных источников.
Основными методами исследования стали анализ и синтез, метод экономического анализа, статистический метод, системный подход и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может оказать помощь начинающим участникам франчайзинговых отношений в изучении механизма и особенностей применения франчайзинга в бизнесе.
Структура курсовой работы. Исследование состоит из оглавления, введения, основной части (три главы), заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Общая характеристика франчайзинга как формы развития предпринимательской деятельности
1.1. Понятие и сущность франчайзинга
Рассматривая понятие франчайзинга, отметим, что в деловом обороте договор коммерческой концессии часто сравнивают с франчайзингом, однако существует противоречивость различных трактовок изучаемого явления.
В российских нормативных документах в настоящий момент отсутствует само понятие франчайзинга. В 54 главе Гражданского кодекса РФ[1] даётся только определение коммерческой концессии, но в апреле 2014 г. проект федерального закона № 503845-6 "О франчайзинге" был внесён на рассмотрение Госдумы Российской Федерации. Законопроект вызвал множество вопросов у специалистов своим содержанием и неточностями, поэтому всё ещё не принят и находится на доработке.[2] Повторное рассмотрение этого законопроекта в 2016 г. также не привело к его принятию из-за ряда противоречий с действующим законодательством и неточностей.[3]
В проекте разработчики ввели понятийный аппарат с учётом международной практики. В частности, в проекте есть определение таких понятий как "франчайзинг", "договор франчайзинга", "франшиза", "франчайзер", "франчайзи" и т.д., но ряд терминов, используемых в проекте, не имеют определений. Проект недоработан и не даёт никаких объяснений и отличий между договором франчайзинга и договором коммерческой концессии, который, как уже ранее было отмечено, регулируется Гражданским кодексом.
В то же время законопроект не отменяет действие 54 Главы ГК, что вызывает существенные вопросы. Несмотря на все недоработки, разработка подобного законопроекта уже является положительным моментом в регулировании такого сложного явления как франчайзинг, поскольку на обсуждение выносятся все сложные моменты такого вида взаимодействия и связанные с ним риски, что позволяет рассчитывать на дальнейшую положительную тенденцию развития законотворчества в этой сфере в России.[4]
Дадим определение понятия "франчайзинг" с целью выявить:
1 ) особенности организации для участников франчайзинговой системы;
2 ) отделить изучаемое явление от прочих видов взаимодействий компаний.[5]
Поскольку франчайзинг является самостоятельной и эффективной моделью, которая значительно отличается от лизингового договора, договоров комиссии и поручения и других обязательств.
Сформулировать единое определение достаточно сложно, поскольку "франчайзинг - это понятие-хамелеон".[6] Содержание зависит от вида конкретного взаимодействия и условий договора. Исследователи обращают внимание на различные аспекты франчайзинга и как результат предлагают свои определения этому термину. Одни первоначально формируют определение франчайзинга, другие трактуют его, как вытекающее из договора.
Законодательства государств также содержат различные подходы. В некоторых странах прописывается понятие самого явления франчайзинга, где-то же только договора франчайзинга. Для того чтобы выяснить, что такое франчайзинг, были найдены различные определения. В них фигурируют три основных элемента: франшиза, франчайзер и франчайзи.[7]
Возникает вопрос: как соотносятся понятия "франчайзинга" и "франшизы". В своей монографии С.А. Сосна даёт следующее пояснение к подобному вопросу: "Термин "франчайзинг" появился в США, а затем стал широко употребляться и в других странах мира. Так как в национальном праве многих стран не существует своих эквивалентных франчайзингу терминов, поэтому используют американский термин".[8]
В зависимости от контекста используемое слово "франчайзинг" может означать:
- способ коммерческой деятельности;
- особую разновидность предпринимательского договора;
- характер правоотношения из договора.
Термин же "франшиза" происходит от французского слова franchise (льгота, привилегия).
В этом значении, как льгота, франшиза и вошла в экономическую лексику ещё до того, как заговорили о франчайзинге.[9]
Во франкоязычных государствах наряду с термином "франчайзинг" часто употребляются "contrats de franchise, contrats de franchissage", которые дословно означают договор франшизы (франчайзинга).
Сторона, предоставляющая по договору права пользования, по-английски именуется франчайзер (franchisor), а сторона, приобретающая франшизу, - франчайзи (franchisee). По-французски стороны именуются соответственно franchiseur (франшизёр) и franchise (франшизе).[10] Все эти термины используются специалистами в работах как синонимы, когда речь идёт о договоре сторон по франчайзингу. Исследователи выделяют 2 подхода к трактовке сущности франчайзинга:
1) юридический;
2) экономический.
Сравнительные характеристики этих подходов представлены в Табл. 1.
Таблица 1
Подходы к сущности франчайзинга[11]
Подходы |
Юридический |
Экономический |
Учёные |
М.В. Мясникович, В.Г. Гавриленко, П.Г. Никитенко, Н.И. Ядевич, Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова, Ю.И. Свядосц |
Е.Е. Румянцева, А.Н. Азрилян, Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева, А.Г. Грязнова, О.Ю. Акимов, С. Спинелли, Н. Розенберг, В. Колесников, И.В. Рыкава, А.Б. Борисов |
Франчай-зинг |
Рассматривается как договор или контракт |
Рассматривается как форма предпринимательства, система сотрудничества, форма ведения бизнеса |
Критика |
Сужает сущность франчайзинга до договора купли-продажи товара или услуги. Нет определённости в определении предмета и сторон договора. Не учитывает экономическую сторону и не раскрывает всей специфики и широты франчайзинга |
Неоднозначность трактовок среди приверженцев направления. Неполнота в раскрытии основы, цели и сути бизнеса франчайзи. Не учитывает юридическую сторону вопроса |
Даже между авторами - сторонниками юридического подхода существуют разногласия по поводу предмета договора и сторон договора. Например, в определениях М.В. Мясниковича и Н.И. Ядевича сторонами договора выступают "фирма-франчайзер" и "партнёр (франчайзи)". Каков организационно-правовой статус у "фирмы-франчайзера" и "партнёра-франчайзи" в определениях этих авторов не указано. У Г.С. Вечканова сторонами договора выступают корпорации и дилеры, тем самым автор сужает франчайзинг до операций по сбыту товара. Свядосц Ю.И. в своём определении указывает, что сторонами договора выступают два лица: "поставщик товаров и/или услуг и "привилегированный покупатель".
Предмет договора тоже не однозначен. Многие авторы отмечают, что предметом договора выступает "право осуществлять определённый вид деятельности", либо "право деятельности".[12] Кроме того, например, Свядосц Ю.И. выделяет в своём определении предмет договора, как "право исключительной продажи товаров". Данное представление о франчайзинге может ограничивать сферу деятельности для развития изучаемого вида деятельности[13].
Исследователи отмечают, что экономический подход, как и юридический, неоднозначен и имеет некоторые противоречия, недостатки. Экономист О.Ю. Акимов определяет франчайзинг как "партнёрский бизнес" и указывает в своём определении участников этого бизнеса: "давно и уверенно ведущая своё дело компания (франчайзер)" и "начинающий предприниматель (франчайзи)". Однако в определении не указаны основы, цель и суть этого бизнеса. Американские авторы C. Спинелли, Н. Розенберг определяют франчайзинг как "Форму организации и ведения бизнеса". По мнению Борейко Н.А., трактовка этих авторов полней, поскольку включает в себя следующее:
- суть бизнеса: "продажа права на ведение бизнеса";
- участников бизнеса: "предприниматель (франчайзер)" и "предприниматель (франчайзи)".[14]
Определение В. Колесникова включает в себя:
- стороны сотрудничества: "крупная компания - франшизодатель, малоизвестная компания - франшизополучатель";
- предмет сотрудничества: "предоставляет лицензию на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг";
- территориальный и временной признак.[15]
Из вышесказанного можно сделать вывод, что и юридический, и экономический подход к трактовке франчайзинга не дают исчерпывающего определения экономической сущности франчайзинга для целей бухгалтерского учёта и не включают в себя все определяющее признаки данного вида предпринимательской деятельности, которые будут содействовать правильному отражению на счетах бухгалтерского учёта операций по договору франчайзинга.
Существует также подход к франчайзингу как системе обмена, сети фирм, предоставляющей уникальные возможности своим членам[16].
Наиболее точным и достоверно определяющим сущность понятия "франчайзинг" будет синтез подходов, благодаря чему появится системность и комплексность в изучении вопроса.[17]