Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений (на примере АО АК «АЛРОСА»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения метода Дельфи при принятии управленческих решений
1.2. Технология применения метода Дельфи
Глава 2. Применение метода Дельфи при принятии решений в АО АК «АЛРОСА»
2.1. Возможности применения форсайт-методов в алмазно-бриллиантовом комплексе России
2.3. Оценка эффективности сценарных вариантов развития алмазодобывающей промышленности России
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
9 |
Итоговый |
Итоговый анализ экспертных мнений. Интерпретация полученных результатов аналитической группой РГ и подготовка заключительного документа ЭК для ЛПР. |
10 |
Окончание деятельности РГ |
Официальное окончание деятельности РГ, в том числе утверждение ЛПР заключительного документа ЭК, подготовка и |
Проблема подбора экспертов является одной из наиболее сложных в теории и практике метода Дельфи. Очевидно, в качестве экспертов необходимо использовать тех людей, чьи суждения наиболее помогут принятию адекватного решения. В проблеме подбора экспертов можно выделить две составляющие – составление списка возможных экспертов и выбор из них экспертной комиссии в соответствии с компетентностью кандидатов (рис. 4)[20].
Рис. 4. Методы подбора экспертов[21]
Таблица 2
Методы подбора экспертов[22]
№ |
Название метода |
Описание |
1 |
Реестр |
Когда экспертиза проводится многократно, ведется реестр |
2 |
Метод «снежного |
От каждого специалиста, привлекаемого в качестве эксперта, получают несколько фамилий тех. кто может быть экспертом по рассматриваемой тематике |
3 |
Успешность участия в предыдущих экспертизах |
Критерий для экспертов, которые участвуют в длинных сериях однотипных экспертиз |
4 |
Использование формальных показателей |
Должность, ученые степень и звание, стаж, число публикаций. В современных условиях может носить лишь вспомогательный характер |
5 |
Метод самооценки компетентности |
Эксперт сам дает информацию о том, в каких областях он |
6 |
Метод взаимооценки |
При использовании метода взаимооценки, помимо возможности проявления личностных и групповых симпатий и антипатий, играет роль малая осведомленность экспертов о возможностях друг друга. В современных условиях достаточно хорошее знакомство с работами и возможностями друг друга может быть лишь у специалистов, много лет работающих совместно. |
Для сбора и анализа экспертных мнений в методе Дельфи предусмотрено заранее определенное число туров, которые необходимо произвести для получения результатов[23]. Общение экспертов – заочное анонимное. Эксперт знакомится с мнениями и аргументами других экспертов, но не знает, кто именно высказал то или иное мнение[24].
Для оценки полученных результатов используют шкалы изменения, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Виды шкал измерения[25]
№ |
Вид шкалы |
Группы допустимых |
Описание |
Допустимые |
||
1. |
Шкала наименований (номинальная) |
все взаимно-однозначные преобразования |
В этой шкале числа |
мода |
||
2. |
Порядковая шкала |
все строго возрастающие преобразования |
В этой шкале числа |
члены вариационного ряда (медианы) |
||
3. |
Шкала |
линейные возрастающие преобразования |
На шкале нельзя отметить ни естественное начало отсчета, ни естественную единицу измерения |
среднее арифметическое |
||
4. |
Шкала |
линейные возрастающие преобразования без свободного члена |
Есть естественное |
только степенные средние и |
||
5. |
Абсолютная шкала |
тождественное преобразование |
Результаты измерений |
При анализе мнений экспертов можно применять самые разнообразные статистические методы. Поскольку ответы экспертов во многих процедурах экспертного опроса – не числа, а такие объекты нечисловой природы, как градации качественных признаков, ранжировки, разбиения, результаты парных сравнений, нечеткие предпочтения, то для их анализа оказываются полезными методы статистики объектов нечисловой природы[26]. Выводы, сделанные на основе данных, измеренных в шкале определенного типа, не должны меняться при допустимом преобразовании шкалы измерения этих данных[27]. При анализе используют одновременно метод средних арифметических рангов (среднее арифметическое), и методов медианных рангов (медианы)[28]. Такая рекомендация находится в согласии с концепцией устойчивости, рекомендующей использовать различные методы для обработки одних и тех же данных с целью выделить выводы, получаемые одновременно при всех методах. Такие выводы, видимо, соответствуют реальной действительности, в то время как заключения, меняющиеся от метода к методу, зависят от субъективизма исследователя, выбирающего метод обработки исходных экспертных оценок[29].
Все вопросы, задаваемые экспертам, можно разделить на несколько типичных групп (табл. 4).
Таблица 4
Специфика видов вопросов[30]
№ |
Тип вопроса |
Описание вопроса |
Ключевые |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Фактические |
Направлены на выяснение фактов и особенностей, которые легко наблюдать. |
Кто, когда, где, как |
2 |
Конвергентные вопросы |
Не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация, ни текст не дают прямой подсказки. Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той |
Зачем, каковы |
Дивергентные |
Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы. |
Что будет (не будет), если... |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Вопрос-оценка |
Соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает информацией, выходящей |
|
5 |
Комбинированный вопрос (комплексный |
Вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так, фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном |
|
б |
Открытые вопросы |
Вопросы такого типа не накладывают ограничений на ответы респондента, |
|
6.1 |
Обычный вопрос |
Опрашивающему задают вопрос, подразумевающий свободную форму ответа |
|
6.2 |
Подбор словесной |
Опрашиваемому называют слово и просят назвать первое, пришедшее на ум |
|
6.3 |
Завершение |
Спрашиваемому предлагают незаконченное предложение и просят его завершить |
|
6.4 |
Завершение |
Опрашиваемому предлагают незаконченный рассказ и просят его продолжить |
Практика показывает, что можно получать качественную информацию при помощи комбинированных вопросов[31]. При этом требуется определить, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос. Степень взаимосвязи заданных экспертам вопросов определяется тем, есть ли у них направленность в сборе информации, имеются ли в экспертном исследовании предварительные гипотезы, и насколько выдвинутые гипотезы вариативны. Комбинированные вопросы позволяют связать разные вопросы и из полученных ответов сложить целостную «картинку» изучаемой ситуации[32].
Для разработки анкет можно предложить схему, приведенную рис. 5.
Рис.5. Схема построения экспертных анкет для панели экспертов[33]
Программа исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социальной и социально-технической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки[34].
В классической математической статистике средние величины вводят с помощью операций сложения (выборочное среднее арифметическое, математическое ожидание) или упорядочения (выборочная и теоретическая медианы)[35].
В теории экспертных оценок применяются различные математические методы. При сборе и обработке мнений экспертов большое значение имеют метризация измерительных шкал различных типов и совместная сопоставимая количественнаяобработка разнородных факторов. Потребности развития теории и практики экспертных оценок дали стимул к разработке статистики объектов нечисловой природы, а затем полученные в новой области математической статистики результаты позволили продвинуться в теории экспертных оценок, поднимающей научный уровень выполнения прикладных работ. Можно констатировать, что именно потребности развития теории и практики экспертных оценок привели к появлению новой парадигмы математической статистики[36].
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что метод Дельфи представляет собой вид экспертного исследования, в котором исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий. Основные особенности метода Дельфи: полный отказ от личных контактов между экспертами, опрашиваемыми по конкретной проблеме; снабжение экспертов необходимой информацией, включая и обмен мнениями между ними после каждого тура опроса; обеспечение анонимности аргументации и критики оценок. Цель метода Дельфи — это получение прогноза или перечня потенциальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающего гораздо большей степенью надежности, чем результаты анализа, проведенного одним специалистом. Отличительными особенностями данного метода являются: научно обоснованная организация проведения всех этапов; применение количественных методов при обработке результатов и оценке суждений экспертов; определение статистической значимости полученных коэффициентов.
Глава 2. Применение метода Дельфи при принятии решений в АО АК «АЛРОСА»
2.1. Возможности применения форсайт-методов в алмазно-бриллиантовом комплексе России
Стратегической задачей экономики России является преодоление ее сырьевой направленности. Это касается и алмазно-бриллиантового комплекса (АБК), где Россия, являясь в настоящее время мировым лидером по добыче природных алмазов, должна ставить перед собой важную цель развития перерабатывающих секторов комплекса – гранильного и ювелирного производства. Следовательно, необходимо сокращать экспортно ориентированные поставки необработанных природных алмазов, увеличивать объем обработки алмазов отечественными перерабатывающими предприятиями.