Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений (на примере АО АК «АЛРОСА»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

9

Итоговый
анализ экспертных мнений

Итоговый анализ экспертных мнений. Интерпретация полученных результатов аналитической группой РГ и подготовка заключительного документа ЭК для ЛПР.

10

Окончание

деятельности РГ

Официальное окончание деятельности РГ, в том числе утверждение ЛПР заключительного документа ЭК, подготовка и
утверждение научного и финансового отчетов РГ о проведении исследования, оплата труда экспертов и сотрудников РГ, официальное прекращение деятельности (роспуск) ЭК и РГ.

Проблема подбора экспертов является одной из наиболее сложных в теории и практике метода Дельфи. Очевидно, в качестве экспертов необходимо использовать тех людей, чьи суждения наиболее помогут принятию адекватного решения. В проблеме подбора экспертов можно выделить две составляющие – составление списка возможных экспертов и выбор из них экспертной комиссии в соответствии с компетентностью кандидатов (рис. 4)[20].

Рис. 4. Методы подбора экспертов[21]

Таблица 2

Методы подбора экспертов[22]

Название метода

Описание

1

Реестр

Когда экспертиза проводится многократно, ведется реестр
возможных экспертов, из которого можно выбирать по
различным критериям.

2

Метод «снежного
кома»

От каждого специалиста, привлекаемого в качестве эксперта, получают несколько фамилий тех. кто может быть экспертом по рассматриваемой тематике

3

Успешность участия в предыдущих экспертизах

Критерий для экспертов, которые участвуют в длинных сериях однотипных экспертиз

4

Использование формальных показателей

Должность, ученые степень и звание, стаж, число публикаций. В современных условиях может носить лишь вспомогательный характер

5

Метод самооценки компетентности

Эксперт сам дает информацию о том, в каких областях он
компетентен, а в каких - нет. При самооценке компетентности больше оценивается степень уверенности эксперта в своих знаниях, чем его реальная компетентность

6

Метод взаимооценки
компетентности

При использовании метода взаимооценки, помимо возможности проявления личностных и групповых симпатий и антипатий, играет роль малая осведомленность экспертов о возможностях друг друга. В современных условиях достаточно хорошее знакомство с работами и возможностями друг друга может быть лишь у специалистов, много лет работающих совместно.


Для сбора и анализа экспертных мнений в методе Дельфи предусмотрено заранее определенное число туров, которые необходимо произвести для получения результатов[23]. Общение экспертов – заочное анонимное. Эксперт знакомится с мнениями и аргументами других экспертов, но не знает, кто именно высказал то или иное мнение[24].

Для оценки полученных результатов используют шкалы изменения, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Виды шкал измерения[25]

Вид шкалы

Группы допустимых
преобразований

Описание

Допустимые
средние

1.

Шкала

наименований (номинальная)

все взаимно-однозначные преобразования

В этой шкале числа
используются лишь
как метки.

мода

2.

Порядковая шкала

все строго возрастающие преобразования

В этой шкале числа
используются для установления порядка
между объектами

члены вариационного ряда (медианы)

3.

Шкала
интервалов

линейные возрастающие преобразования

На шкале нельзя отметить ни естественное начало отсчета, ни естественную единицу измерения

среднее арифметическое

4.

Шкала
отношений

линейные возрастающие преобразования без свободного члена

Есть естественное
начало отсчета - нуль, то есть отсутствие величины, но нет
естественной единицы измерения

только степенные средние и
среднее геометрическое

5.

Абсолютная шкала

тождественное преобразование

Результаты измерений
- числа в обычном смысле слова

При анализе мнений экспертов можно применять самые разнообразные статистические методы. Поскольку ответы экспертов во многих процедурах экспертного опроса – не числа, а такие объекты нечисловой природы, как градации качественных признаков, ранжировки, разбиения, результаты парных сравнений, нечеткие предпочтения, то для их анализа оказываются полезными методы статистики объектов нечисловой природы[26]. Выводы, сделанные на основе данных, измеренных в шкале определенного типа, не должны меняться при допустимом преобразовании шкалы измерения этих данных[27]. При анализе используют одновременно метод средних арифметических рангов (среднее арифметическое), и методов медианных рангов (медианы)[28]. Такая рекомендация находится в согласии с концепцией устойчивости, рекомендующей использовать различные методы для обработки одних и тех же данных с целью выделить выводы, получаемые одновременно при всех методах. Такие выводы, видимо, соответствуют реальной действительности, в то время как заключения, меняющиеся от метода к методу, зависят от субъективизма исследователя, выбирающего метод обработки исходных экспертных оценок[29].


Все вопросы, задаваемые экспертам, можно разделить на несколько типичных групп (табл. 4).

Таблица 4

Специфика видов вопросов[30]

Тип вопроса

Описание вопроса

Ключевые
слова

1

2

3

4

1

Фактические
вопросы (или
вопросы на знание)

Направлены на выяснение фактов и особенностей, которые легко наблюдать.
Ответы на фактические вопросы часто можно оценить как правильные
или неправильные.

Кто, когда, где, как

2

Конвергентные вопросы

Не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация, ни текст не дают прямой подсказки. Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той
ситуации или текста, относительно которых задаются вопросы.

Зачем, каковы
причины, почему

Дивергентные
вопросы

Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы.
Дивергентный вопрос обращен на предсказание будущего

Что будет (не будет), если...

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

4

Вопрос-оценка
(вопрос на суждение в сравнение)

Соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает информацией, выходящей
за пределы ситуации, неравнодушен к предмету разговора и понимает неоднозначность того, о чем идет речь. Вопросы данного типа должны продвигать
эксперта к формированию и обоснованию точек зрения.

5

Комбинированный вопрос

(комплексный
вопрос)

Вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так, фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном
вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение.

б

Открытые вопросы

Вопросы такого типа не накладывают ограничений на ответы респондента,
дают гораздо больше познавательной
информации, но их труднее классифицировать для последующего анализа.

6.1

Обычный вопрос

Опрашивающему задают вопрос, подразумевающий свободную форму ответа

6.2

Подбор словесной
ассоциации

Опрашиваемому называют слово и просят назвать первое, пришедшее на ум
слово

6.3

Завершение
предложения

Спрашиваемому предлагают незаконченное предложение и просят его завершить

6.4

Завершение
рассказа

Опрашиваемому предлагают незаконченный рассказ и просят его продолжить


Практика показывает, что можно получать качественную информацию при помощи комбинированных вопросов[31]. При этом требуется определить, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос. Степень взаимосвязи заданных экспертам вопросов определяется тем, есть ли у них направленность в сборе информации, имеются ли в экспертном исследовании предварительные гипотезы, и насколько выдвинутые гипотезы вариативны. Комбинированные вопросы позволяют связать разные вопросы и из полученных ответов сложить целостную «картинку» изучаемой ситуации[32].

Для разработки анкет можно предложить схему, приведенную рис. 5.

Рис.5. Схема построения экспертных анкет для панели экспертов[33]

Программа исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социальной и социально-технической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки[34].

В классической математической статистике средние величины вводят с помощью операций сложения (выборочное среднее арифметическое, математическое ожидание) или упорядочения (выборочная и теоретическая медианы)[35].

В теории экспертных оценок применяются различные математические методы. При сборе и обработке мнений экспертов большое значение имеют метризация измерительных шкал различных типов и совместная сопоставимая количественнаяобработка разнородных факторов. Потребности развития теории и практики экспертных оценок дали стимул к разработке статистики объектов нечисловой природы, а затем полученные в новой области математической статистики результаты позволили продвинуться в теории экспертных оценок, поднимающей научный уровень выполнения прикладных работ. Можно констатировать, что именно потребности развития теории и практики экспертных оценок привели к появлению новой парадигмы математической статистики[36].


Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что метод Дельфи представляет собой вид экспертного исследования, в котором исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий. Основные особенности метода Дельфи: полный отказ от личных контактов между экспертами, опрашиваемыми по конкретной проблеме; снабжение экспертов необходимой информацией, включая и обмен мнениями между ними после каждого тура опроса; обеспечение анонимности аргументации и критики оценок. Цель метода Дельфи — это получение прогноза или перечня потенциальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающего гораздо большей степенью надежности, чем результаты анализа, проведенного одним специалистом. Отличительными особенностями данного метода являются: научно обоснованная организация проведения всех этапов; применение количественных методов при обработке результатов и оценке суждений экспертов; определение статистической значимости полученных коэффициентов.

Глава 2. Применение метода Дельфи при принятии решений в АО АК «АЛРОСА»

2.1. Возможности применения форсайт-методов в алмазно-бриллиантовом комплексе России

Стратегической задачей экономики России является преодоление ее сырьевой направленности. Это касается и алмазно-бриллиантового комплекса (АБК), где Россия, являясь в настоящее время мировым лидером по добыче природных алмазов, должна ставить перед собой важную цель развития перерабатывающих секторов комплекса – гранильного и ювелирного производства. Следовательно, необходимо сокращать экспортно ориентированные поставки необработанных природных алмазов, увеличивать объем обработки алмазов отечественными перерабатывающими предприятиями.