Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений (на примере АО АК «АЛРОСА»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения метода Дельфи при принятии управленческих решений
1.2. Технология применения метода Дельфи
Глава 2. Применение метода Дельфи при принятии решений в АО АК «АЛРОСА»
2.1. Возможности применения форсайт-методов в алмазно-бриллиантовом комплексе России
2.3. Оценка эффективности сценарных вариантов развития алмазодобывающей промышленности России
Во время переориентирования российской экономики на государственном уровне имеется возможность произвести инновационное развитие сектора за счет внедрения в производство наукоемких технологий, для чего необходимо выработать инновационные приоритеты секторов комплекса.
При разработке целеполагания и научного сопровождения технологического прогноза развития секторов комплекса предлагается использовать современный инструмент – форсайт[37]. Концептуальные основы проведения форсайт-проекта алмазно-бриллиантового комплекса России до 2030 г.[38] показывают, что применение методов форсайта для проведения комплексного исследования экономического, технологического уровня и потенциала даст возможность создать опережающий научно-технологический задел для развития сектора экономики. Причем помимо ожидаемых научно-практических результатов проекта произойдет также и развитие междисциплинарной информационной сети, способствующее созданию коммуникативной площадки форсайта.
Для определения эффективности использования технологии форсайта в организации управления алмазно-бриллиантовым комплексом России были проведены предфорсайтные исследования. В ходе мини-Дельфи-опроса (N = 30) экспертам алмазно-бриллиантового комплекса России предлагалось ответить на анкеты в целях определения степени влияния, желательности и вероятности варианта сценария развития комплекса. Суждения внешних экспертов формировались на основе расширенного интервью. В число экспертов вошли представители государственных учреждений, бизнеса, образования, торговли и науки, компетентные в сфере алмазно-бриллиантового комплекса.
При анализе результатов опроса рассчитывались индексы и оформлялись типологические карты «вероятность – значимость». Данная методика анализа экспертных суждений удобна получением высокого уровня достоверности результатов и доступностью описания результатов для широкого круга слушателей. Цель исследования заключалась в разработке вариантов сценария инновационно ориентированного развития алмазогранильного сектора Республики Саха (Якутия) до 2030 г. и расчета их эффективности.
Перед экспертами ставились задачи определения и оценки вариантов сценария развития, образа будущего, стратегии развития и управленческих решений. Экспертам предлагалось оценить вероятность, влияние и желательность описанных вариантов ответов, интуитивно оценивая по 5-балльной шкале (5 баллов – очень высокая, 4 – высокая, 3 – средняя, 2 – низкая, 1 – очень низкая). Опыт проведенных исследований показывает, что использование при расчете средних значений оценок не дает четких отклонений данных. Поэтому использовался расчет коэффициента вариации, с помощью которого определялся уровень консенсуса экспертов.
Программный вопрос заключался в повышении уровня конкурентоспособности продукции алмазно-бриллиантового комплекса России на мировом рынке[39]. Была проведена выборка по четырем исследовательским группам спектра алмазо-обрабатывающего сектора, по которому в результате опроса были составлены следующие варианты сценариев развития:
1) развитие промышленного производства путем привлечения инвестиций;
2) модернизация технологий;
3) организация производства в особой экономической зоне;
4) реализация продукции на якутской алмазной бирже.
После расчета индексов влияния, вероятности и желательности по каждому варианту сценария на основе экспертных суждений в зависимости от периода временного горизонта оценки до 2020 и 2030 гг. построены типологические карты, представленные на рис. 6 и 7.
Рис. 6. Варианты сценариев алмазо-обрабатывающей группы 2020 и 2030 гг. в зависимости от вероятности реализации и степени влияния на экономику
Рис. 7. Варианты сценариев алмазообрабатывающей группы
2020 и 2030 гг. в зависимости от вероятности
и желательности реализации
На основе данных индексов определено экспертное видение сценариев будущего алмазно-бриллиантового комплекса России по временным срезам 2020 и 2030 гг., заключающееся в том, что в ближайшем будущем имеется высокая вероятность развития промышленного производства путем привлечения инвестиций, которая с годами несколько потеряет свои позиции, хотя желательность присутствия данного сценария низкая.
При отдаленном будущем (до 2020 г.) повышается вероятность модернизации технологий, что связывается в первую очередь с развитием взаимосвязей «образование – наука – производство». Эксперты прогнозируют низкую вероятность реализации при сценарии организации производства в особой экономической зоне, хотя в данном направлении государственные чиновники активно работают, но отсутствие результатов уменьшает надежду на реализацию данного сценария.
По прогнозным оценкам экспертного суждения, вероятность и желательность сценария модернизации технологий будет возрастать к 2020 г. и после 2030 г., но степень влияния останется средней.
В то же время не отрицается вероятность реализации продукции на якутской алмазной бирже при высокой степени желательности.
2.2. Сценарные варианты развития алмазно-бриллиантового комплекса
По сценарному варианту развития промышленного производства путем привлечения инвестиций, подразумевается создание условий для инвесторов, дальнейшая либерализация рынка драгоценных камней, изменения в налогооблагаемой базе и оформлении импортных и экспортных поставок. Например, путем ведения нулевой ставки НДС можно было бы высвободить существенный объем финансовых средств, отвлеченных из оборота направленных на оплату НДС. При покупке алмазного сырья стоимость сырья возрастает на 22 %. Основные расходы по обслуживанию НДС зависят от сроков возмещения при экспорте, поскольку возврат НДС от экспорта требует значительного времени – от 6 до 9 мес.[40]. Таким образом, алмазообрабатывающие компании вынуждены отвлекать существенный объем финансовых средств из оборота, при возникающей необходимости брать банковские кредиты, что приводит к удорожанию продукции и негативно отражается на общем инвестиционном климате в секторе. По мнению экспертов, в выигрыше от данной схемы оборота денежных средств остаются только одни коммерческие банки.
Направление высвобожденных финансовых средств на закупку алмазного сырья для обеспечения полной производственной мощности позволило бы увеличить объем производства бриллиантов.
Отметим, что по состоянию на 1 января 2016 г. на предприятиях алмазогранильного сектора республики находилось 1 007 гранильных станков. За тот же период численность огранщиков составила 287 чел. (табл. 5).
Таблица 5
Среднесписочная численность и среднемесячная заработная плата работников гранильных предприятий Республики Саха (Якутия) за 2013-2015гг.
№ |
Показатель |
Год |
||
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
26,423 |
30,150 |
31,294 |
2 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
368 |
503 |
415 |
Следовательно, станочный парк в целом по сектору загружен лишь на 29 %. Тем не менее, за 2015 г. обработано алмазного сырья на 145 млн долл., изготовлено бриллиантов на 158 млн долл.
Таким образом, сейчас на имеющихся производственных мощностях гранильных предприятий при 100 %-ной загрузке ограночных станков можно обработать сырья на 500 млн долл., при этом стоимость произведенных бриллиантов составит 560 млн долл., или 17,2 млрд руб., при валютной эффективности, равной 1,12. Следовательно, при полной загрузке производственных мощностей алмазным сырьем объем производства бриллиантов в Республике Саха (Якутия) можно увеличить почти в 3,5 раза, количество работников на алмазогранильных предприятиях – до 1 050 чел. (рост в 3,7 раза).
По следующему варианту сценария модернизации технологий подразумевается возможное развитие за счет оптимизации научно-технологической направленности алмазно-бриллиантового комплекса. Предполагается участие Северо-Восточного федерального университета в пилотном проекте по созданию и развитию в РФ инжиниринговых центров в целях обеспечения роста технологического уровня традиционных и новых секторов промышленности на Северо-Востоке России через интенсивную подготовку инженерных кадров, рост прикладных исследований, развитие инфраструктуры, обеспечивающих быструю адаптацию и внедрение новых разработок в производство. Комплексный технологический инжиниринг в алмазно-бриллиантовом комплексе выделен как направление с наибольшим перспективным эффектом и включен в программу развития Инжинирингового центра СВФУ на 2013–2017 гг., где планируется проведение инжиниринговых услуг совместно с кафедрами Физико-технического института.
В табл. 6 приведен прогноз целевых показателей хода реализации программы Инжинирингового центра СВФУ в области алмазно-бриллиантового комплекса.
Таблица 6
Реализация программы Инжинирингового центра СВФУ в области алмазно-бриллиантового комплекса в 2013–2020 гг.
№ |
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Итого |
1 |
2 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Количество инновационных разработок и проектов уровня НИР и ОКР по отраслевой тематике Центра |
25 |
25 |
27 |
28 |
30 |
176 |
2 |
Количество полученных и поданных патентных заявок по отраслевой тематике Центра |
6 |
2 |
3 |
2 |
- |
15 |
3 |
Количество выпускников специальных кафедр и программ в области инжиниринга и промышленного дизайна |
74 |
73 |
74 |
73 |
74 |
455 |
4 |
Объем аналитического и технологического оборудования, опытно-промышленных установок, необходимых для оказания инжиниринговых услуг, по остаточной стоимости, млн руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
5 |
Количество реализованных коллективом Центра инжиниринговых проектов |
23 |
25 |
25 |
26 |
24 |
159 |
6 |
Объем оказанных коллективом Центра инжиниринговых услуг, млн руб. |
7,35 |
9,63 |
11,99 |
13,71 |
16,80 |
64,91 |
7 |
Количество работающих сотрудников Центра (в перерасчете на полные ставки за год) |
17 |
18 |
18 |
18 |
18 |
— |
На основе объема оказанных инжиниринговых услуг возможно получение дополнительной прибыли к 2020 г., равной 16,8 млн руб., или 0,56 млн долл., по минимальным расчетным показателям. Например, одним из направлений развития технологии переработки алмазов является увеличение ассортиментного состава алмазов технического назначения. Согласно расчетам эффективности производства природных алмазов технического назначения и реализации их в зависимости от востребованности потребителей, дополнительная прибыль по размерности (–3+2) и (–2+1) достигнет до 12,3 млн долл. (в позициях Boart&Drilling – до 2,2 млн долл.). Итого по всем мероприятиям прибыль составит до 14,5 млн долл.[41]
Следовательно, развитие технологий, применение современных знаний и информации, используемых при переработке алмазного сырья ювелирного и технического назначения, позволит увеличить производительность, ассортимент продукции, уровень кадровой квалификации и получение дополнительной прибыли.
Возможность развития сценарного варианта организации производства в особой экономической зоне предполагает создание особой экономической зоны по производству бриллиантов и ювелирных изделий, что в первую очередь позволит автоматически освободить предприятия комплекса от уплаты НДС.
Согласно проведенным расчетам алмазогранильные предприятия могут получить дополнительную прибыль в размере 62,4 млн долл. Помимо налогов предприятия дополнительно смогут сократить расходы на транспортировку и перерегистрацию сырья и готовой продукции, составляющие около 2 % от оборота продукции[42].
Создание особой экономической зоны позволит увеличить переработку алмазного сырья на территории Республики Саха (Якутия) в 2 раза, производство ювелирных изделий – в 3,5 раза. Согласно данным расчетов эффективности бизнес-плана инвестиционного проекта «Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа по огранке алмазов и производству ювелирных изделий в г. Якутске», определено, что достигнуть показателей эффективности можно за счет следующих факторов: диверсификации экономики региона; организации новых рабочих мест; увеличения поступления налогов в бюджеты; усиления позиций России как мирового производителя бриллиантов (более 10 %); снижения потребности производителей в оборотном капитале; сокращения сроков окупаемости за счет роста объемов реализации[43].