Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений (на примере АО АК «АЛРОСА»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения метода Дельфи при принятии управленческих решений
1.2. Технология применения метода Дельфи
Глава 2. Применение метода Дельфи при принятии решений в АО АК «АЛРОСА»
2.1. Возможности применения форсайт-методов в алмазно-бриллиантовом комплексе России
2.3. Оценка эффективности сценарных вариантов развития алмазодобывающей промышленности России
Введение
Актуальность. Методология выработки знаний о будущем сложилась как совокупность экспертных методов прогнозирования, каждый из которых обладает своими возможностями, специфической процедурой и формой представления упреждающей информации, требует исходных информационных, организационных и методических предпосылок и работает в рамках определенных ограничений.
Эксперты используют разнообразную информацию о прогнозируемом объекте. Для снижения уровня субъективности экспертных прогнозов к их разработке привлекают широкий круг компетентных экспертов, способствуя выработке ими обобщенной и согласованной групповой прогнозной оценки, которая более предпочтительна. Для ее достижения могут быть использованы различные организационные формы, в том числе очная или заочная, мозговая атака, фокус-группа. Однако за одно заседание или один заочный опрос трудно достичь согласованности мнений экспертов. Необходимость проведения повторных опросов экспертов обусловила появление метода многотурового (многораундового) экспертного исследования – метода Дельфи.
Использование результатов проведенной экспертизы дает возможность значительно уменьшить ошибки, допускаемые лицами, ответственными за принятие конкретного управленческого решения, и в то же время позволяет избежать искажений в результате оппортунистического и недобросовестного поведения заинтересованных лиц.
Цель работы – разработка рекомендаций по использованию метода Дельфи при принятии управленческих решений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты применения метода Дельфи;
- рассмотреть практические аспекты применения метода Дельфи для принятия решений по развитию алмазодобывающего комплекса России.
Объект исследования – АО АК «АЛРОСА» России.
Предмет исследования – метод Дельфи как один из методов принятия управленческих решений.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются основные положения менеджмента, теории принятия управленческих решений и методы их экономического обоснования.
При проведении исследований в курсовой работе применялись следующие методы: системное исследование, обобщение, сравнение, методы экономического анализа, метод Дельфи.
Глава 1. Теоретические аспекты применения метода Дельфи при принятии управленческих решений
1.1. Сущность метода Дельфи
Метод Дельфи — это метод прогноза, при котором в процессе исследования исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий[1].
Название свое этот метод получил от названия знаменитого в античном мире оракула Дельфийского храма (Дельфийский оракул). Основные особенности метода Дельфи: полный отказ от личных контактов между экспертами, опрашиваемыми по конкретной проблеме; снабжение экспертов необходимой информацией, включая и обмен мнениями между ними после каждого тура опроса; обеспечение анонимности аргументации и критики оценок[2].
Цель метода Дельфи — это получение прогноза или перечня потенциальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающего гораздо большей степенью надежности, чем результаты анализа, проведенного одним специалистом[3].
Управленческая экспертиза – это процесс, при котором квалифицированный специалист, на основании соответствующей методики и научных знаний в производственном процессе, являющимся объектом экспертизы, проводит анализ полученной от ответственного заказчика, информации и предоставляет мотивированное, документально обоснованное и научно подтвержденное экспертное заключение, направленное на разработку заключения на всех этапах цикла выработки, принятия и реализации управленческих решений[4].
Основными структурообразующими элементами системы внутренних и внешних связей организационной структуры управленческой экспертизы, как это следует из вышеизложенного определения, являются:
- Эксперт - субъект экспертной оценки.
- Регламент подбора экспертов - система организационных требований к субъекту оценки, регламентирующих процедуры подбора кандидатур
- Объект экспертной оценки - производственный процесс, предмет материального мира либо его свойства, подлежащий экспертной оценке[5].
- Регламент представления объекта экспертной оценки для проведения управленческой экспертизы - комплект финансово-организационных и правовых документов, необходимых для осуществления экспертной оценки (договор, платежное поручение об уплате аванса, документы, подтверждающие право собственности на объект).
- Оценочно-аналитический инструментарий - алгоритмы действий и программные средства для экспертного расчета системы критериальных показателей адекватности и достоверности объекта экспертной оценки, формирования информационного документа (отчет, таблица).
- Информационный документ - отчет, форма, таблица, содержащие исчерпывающую аналитическую информацию об объекте оценки, необходимую эксперту для разработки экспертного заключения[6].
- Методика экспертной оценки и нормативно-статистическая база - нормативно-методические материалы, комплект документов, регламентирующий порядок составления и научного обоснования экспертного заключения.
- Экспертное заключение - продукт производственной деятельности экспертной организации с позиции обособленного субъекта, согласованный с экспертом (в случае проведения коллективной экспертизы - экспертами), руководителем административно-управленческого персонала и передаваемый ответственному заказчику.
- Ответственный заказчик[7].
1.2. Технология применения метода Дельфи
Экспертная оценка - это оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами - экспертами. Сбор информации осуществляется с помощью экспертных панелей. Группам экспертов предлагается обдумать возможные варианты будущего по заданной тематике, используя новейшие аналитические и информационные материалы и разработки. Метод экспертных панелей обеспечивает открытость процесса форсайта для сотен людей. Его основными преимуществами являются присутствие экспертов во время всего процесса работы, взаимодействие между представителями различных научных дисциплин и областей деятельности, трудноорганизуемое в иных условиях[8].
Панель экспертов - это повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени. Название метода произошло от английского термина panel – список. Панель формируется из группы специально подобранных людей (эксперты, потребители) или на базе организации, предприятия[9]. Таким образом, панель - это вид непрерывной выборки. Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик, исследовать динамику развития процессов[10]. Эффективное исследование обеспечивается количественным и позиционным разнообразием экспертной панели. Используют различные форматы панели экспертов, указанные на рис. 1.
Рис. 1. Варианты панелей экспертов[11]
Также возможно применение «эталонного анализа» (benchmarking) на базе экспертных панелей.
Списки специально организованных и сформированных вопросов – это один из универсальных способов извлечения знаний специалистов для использования при мониторинге или наблюдении, подготовке и принятии решений, для задач прогнозирования. Вопросы должны быть сфокусированы на одной проблеме или теме, должны быть краткими и понятными. Все респонденты должны понимать заданный вопрос одинаковым образом и отвечать на один и тот же вопрос, а не на свои варианты его домысливания. Вопросы следует формулировать в нейтральной тональности без некой положительной или отрицательной оценки рассматриваемой проблемы, не должны склонять респондента к ответу, желаемому для исследователя[12].
При определении числа вопросов следует руководствоваться тезисом: чем их меньше, тем больше шансов получить на них ответы.
Желательно, чтобы вопросы излагались в определенной логической последовательности. Вначале следует задать вопросы, с помощью которых можно определить уровень компетентности респондентов в области проводимого исследования[13].
Стандартный план панельного исследования предполагает получение экспертных данных в результате неоднократного опроса специалистов и формирование на основе их ответов ряда информационных модулей, отражающих тенденции развития исследуемого объекта (см. рис. 2)[14].
Рис. 2. Развертывание плана панельных исследований во времени[15]
В качестве основных критериев отбора экспертов можно назвать представленные на рис. 3. При оценивании экспертов по названным критериям и выборе экспертов могут использоваться следующие процедуры:
- самооценка экспертов по объективным параметрам;
- взаимная оценка экспертов;
- оценка экспертов независимыми специалистами.
Оценка уровня компетентности экспертов с учетом качества ранее проведенных экспертиз (данная оценка производится самой исследовательской командой на основе анализа ретроспективных данных о работе эксперта). Наиболее предпочтительным является отбор экспертов на основе независимой квалифицированной оценки с поправкой на качество ранее сделанных экспертиз[16].
Рис. 3. Основные критерии отбора экспертов[17]
Процедуры отбора экспертов для участия в опросах должны основываться на комбинации различных методов: от прямого назначения ведущих ученых в состав экспертных панелей до уточнения экспертов путем последовательного опроса узких групп специалистов.
Для проведения работы по методу Дельфи создают рабочую группу, которая и организует по поручению лица, принимающего решение, деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию[18].
Основные стадии экспертного опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные стадии технологии проведения экспертного опроса[19]
№ |
Название |
Описание стадии |
1 |
2 |
3 |
1 |
Принятие |
Принятие решения о необходимости проведения экспертного опроса и формулировка лицом, принимающим решение, его |
2 |
Подбор и |
Рабочая группа включает обычно научного руководителя и секретаря. Научный руководитель отвечает за организацию и проведение экспертного исследования в целом, а также за анализ собранных материалов и формулировку заключения экспертной комиссии. Он участвует в формировании коллектива экспертов и выдаче здания каждому (вместе с лицом, принимающим решение, или его представителем). |
3 |
Разработка и утверждение технического задания |
На этой стадии решение о проведении экспертного опроса приобретает четкость во времени, финансовом, кадровом, материальном и организационном обеспечении. В рабочей группе выделяются различные группы специалистов: аналитическая, эконометрическая (специалисты по методам анализа |
4 |
Разработка оценок |
Сценарий включает в себя конкретный вид информации, которая будет получена от экспертов (тексты (слова), условные градации, числа, ранжировки, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы), конкретные методы анализа собранной информации. |
5 |
Подбор |
На этой стадии рабочая группа составляет список возможных экспертов в соответствии с их компетентностью. |
6 |
Формирование экспертной комиссии |
На этой стадии рабочая группа проводит переговоры с экспертами, получает их согласие на работу в экспертной комиссии. ЛПР вычеркивает или добавляет экспертов к предложениям РГ, утверждает состав экспертной комиссии. Проводится заключение договоров с экспертами об условиях их работы к ее оплаты |
7 |
Сбор экспертной информации |
Часто перед этим проводится набор и обучение интервьюеров – одной из групп, входящих в РГ |
8 |
Анализ экспертной информации |
Компьютерный анализ экспертной информации с помощью |