Файл: «Понятие оперативно-розыскной деятельности» (Научные подходы к понятию «оперативно-розыскная деятельность»: исторический аспект).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.Научные подходы к понятию «оперативно-розыскная деятельность»: исторический аспект
1.1.Разведывательная деятельность как один из источников оперативно-розыскной деятельности
2.Оперативно-розыскная деятельность в теории и законодательстве
2.1.Теоретическое толкование понятия «оперативно-розыскная деятельность»
2.2.Законодательное понятие оперативно-розыскной деятельности
3.Некоторые проблемы применения результатов оперативно-розыскной деятельности
Легендарный наполеоновский министр полиции Жозеф Фуше внес значительный вклад в развитие негласной разведывательной деятельности, совершенствование организации и тактики агентурной работы. Наполеон III называл шпионов естественными предателями, имел хорошо организованную и разветвленную сеть агентов, тратил на их содержание значительные суммы, не сомневаясь в их полезности[20]. Эпоха Наполеона породила таких известных агентов, умелых конспираторов, находчивых и деятельных профессионалов, как аббат Леклерк, министр внутренних дел Савари и др.[21]
В Германии в XVIII в. снискал славу патриарха секретной службы и агентурной работы Вильгельм Штибер - хладнокровный и методичный негласный сотрудник «Железного канцлера». Он в агентурной работе сделал акцент на использование агентов-женщин. Штибер вербовал их среди горничных, служанок, буфетчиц, женщин легкого поведения, домашней прислуги чиновников, ученых, политических деятелей[22].
Фридрих II имел при себе доверенного повара и до сотни других агентов, которых разграничивал по категориям: 1) важные агенты - высокопоставленные чиновники, придворные, имеющие доступ к государственным тайнам; 2) обыкновенные агенты, преимущественно из бедных слоев населения, которые за небольшую плату выполняли тайные задания; 3) принуждаемые агенты, которые под воздействием властей вынуждены соглашаться на выполнение негласных поручений; 4) агенты-двойники - разоблаченные шпионы противника, согласившиеся сотрудничать со своими разоблачителями. Как правило, они использовались для дезинформации своих первых вербовщиков. Каждая категория агентов, по мнению «короля-философа», как себя именовал Фридрих II, требовала особых условий инструктажа и психологической подготовки, сочетающей поощрение и принуждение (угрозы, расправы с ближними и т.п.). В XIX в. в Германии выделяются такие агентуристы, как Альфред Редль и Элизабет Шрагмюл-лер («Фрейлен Доктор») - начальники школы подготовки агентов[23].
Среди сотрудничавших со спецслужбами суперагентов находились такие известные люди, как Даниель Дефо, Пьер Огюстен Бомарше; Д'Эон-де Бомон, Шульмейстер, Элизабет Ван Лью, Маргарита Гертруда Маклеод (Мата Хари), Натан Хэйл, Уолт Дисней и др.[24]
Наглядны и поучительны многочисленные операции, проведенные контрразведывательными советскими органами. Достаточно вспомнить пример с сообщением советского разведчика Зорге о нежелании Японии вступать в войну. Данная информация позволила перебросить свежие воинские части с Дальнего Востока под Москву и разбить наступающие немецкие войска[25]. Эффективность борьбы советской военной контрразведки «Смерш» с забрасываемыми на нашу территорию диверсантами Абвера подчеркивает руководитель Департамента военной контрразведки ФСБ России генерал-полковник А.Г. Безверхний в своем интервью: «За годы войны ими было обезврежено более тридцати тысяч шпионов, около трех с половиной тысяч диверсантов и свыше шести тысяч террористов»[26]. Этот опыт особенно актуален и сегодня для борьбы с различными террористическими группировками и организациями.
Развивающаяся и совершенствующаяся на протяжении всей истории оперативно-розыскная (разведывательная) деятельность не потеряла своего значения и в начале XXI века. Данное обстоятельство в решающей степени объясняется наличием противоречий между государствами, распространением международного терроризма, наркотрафиков, увеличением количества уголовных проявлений внутри страны. Все это вынуждает государства тратить значительные средства на содержание специальных служб и подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, совершенствовать ее приемы и методы, использовать для получения наибольшего эффекта передовые достижения науки и техники[27].
Таким образом, разведывательная и контрразведывательная деятельность, агентурная работа - это историческое явление, одно из древнейших ремесел человечества, возникшее помимо действия преступности (как показателя внутренней безопасности государства) и существующее более тридцати столетий. Разведывательная деятельность была призвана как обеспечивать безопасность государства от вражеского иностранного вмешательства, так и была средством ведения завоеваний. Агентов активно использовали для обеспечения военных интересов и потребностей, засылая их на территории противников. При возникновении дипломатической службы легализовалась внешнеполитическая разведка, в которой разграничений между шпионами и дипломатами не существовало. Следует признать важность и, главное, историческую необходимость осуществления эффективной разведывательной деятельности как части оперативно-розыскной деятельности в современных внутренних и внешних условиях существования государств, и, конечно же, России.
1.2.История оперативно-розыскной деятельности как средства обеспечения внутренней безопасности государства и средства борьбы с преступностью
Необходимо отметить, что приемы и методы проведения разведывательно-розыскной деятельности также издавна использовались во внутренней разведке для оперативно-розыскной деятельности, направленной на борьбу с уголовной преступностью и нейтрализацию деятельности людей, наносящих вред государственным и общественным интересам[28].
Так, по своему содержанию и значению упоминаемый выше трактат «Архашастра» или «Наука политики» представляет собой комплексное повествование о политической, философской, экономической, военной и юридической областях знаний древности, но, прежде всего, он является энциклопедией ведения тайной войны[29]. Организационно разведывательная военная служба Индии возглавлялась ее верховным руководителем - царем. Агентурная разведка велась, в том числе, внутри государства. Основными задачами был сбор информации о взаимоотношениях дворцовых кланов, между столичными и местными властями, об их эффективности и т.д.[30]. В отличие от трактата Сунь Цзы составители индийской «Архашастры» основное внимание уделили концентрации агентурной работы на обеспечении внутренней безопасности царской власти и борьбе с преступностью в индийском государстве. Этот вывод находит свое подтверждение в одном из описаний в трактате Каутильи, который к должностным лицам царской власти относил: советников царя, министров, домашних жрецов, полководцев, наследников престола, главных стражей ворот, сборщиков податей, хранителей казны, главных судей и других высших чиновников государства. Помимо обеспечения их личной безопасности от преступных посягательств, агентурный метод применялся для проверки на лояльность по отношению к царской власти[31]. В трактате «Архашастры» рекомендовались для этих целей четыре типа оперативных комбинаций: хитрость права, хитрость выгоды, хитрость любви и хитрость страха. Смысл хитрости состоял в том, что царь для видимости сменял своего домашнего жреца, а последний умышленно проявлял наигранное неудовлетворение принятым им решением и обращался непосредственно или через других агентов к царским министрам с предложением вступить в заговор против царя[32]. В случае отказа министра он признавался благонадежным и оставался исполнять свои должностные функции. В противном случае за ним устанавливалось агентурное наблюдение или публичное преследование.
Таким же образом на преданность царской власти проверялись должностные лица посредством установления любовных интриг, предложений о подкупах или угрозах жизни[33]. Лица, выдержавшие эти провокационные приемы проверки, получали преимущества при назначении на исполнение судебных и уголовных дел, сборов податей, увеселениям внутри дворца или вне его, на дела, непосредственно связанные с личной охраной царя. Лица, не прошедшие проверку на хитрость, обычно отправлялись на принудительные работы или в изгнание (работы на рудниках, в заповедных лесах и т.п.), либо провокационные приемы продолжались вплоть до получения поводов для физического уничтожения противников царской власти[34].
Изложив различные способы применения хитростей, Каутилье подчеркивает: «Государь должен применять негласные наказания, принимая в соображение настоящее и будущее и не имея никаких колебаний на этот счет»[35]. Содержащиеся в трактате теоретические выводы и положения достаточно убедительно демонстрируют социальную обусловленность применения негласных сил, средств и методов для защиты интересов личности, общества, государства и борьбы с преступностью.
В XVIII веке н. э. итальянский просветитель, юрист и публицист Чезаре Беккариа выделял тайные обвинения, под которыми понимал очевидные, но освященные обычаем правонарушения, которые у многих народов стали даже потребностью по причине слабости их государственного устройства. Мотивами оправдания таких обвинений он называл общественное благо, государственную безопасность и укрепление существующего образа правления[36].
«Сыскная - розыскная» деятельность исстари сопутствовало правосудию на всем протяжении его истории. Именно в ее функции входило раскрытие преступлений, установление и розыск виновных, подлежащих затем передаче органам судебной власти[37].
История становления сыскной деятельности в российском государстве берет свое начало с 1555 г., после выхода в свет первой статьи законов о губной (территориальной) реформе, в которой говорилось об устройстве розыска «лихих людей». Определялось, что если при «обыске» кого-либо признают «лихим человеком», найдя у него «поличное», «того по обыску и по разбойничьим речам и по поличному казнить». Статья делала «обыск» главным в судопроизводстве, при этом большое внимание уделялось розыску, ибо «в обысках многие люди лжут семьями и заговоры великие». В данном случае впервые упоминается о проведении обыска и использовании при этом специальных умений и знаний для обнаружения разыскиваемых вещей[38]. Кроме того, если потерпевший в процессе розыска предлагал найти у кого-либо поличное, он должен был обратиться к судьям с просьбой о даче ему пристава для производства выемки, которая производилась самим истцом с приставами, старостами и «добрыми людьми» (понятыми). Предварительно перед выемкой у истца спрашивали, какое именно поличное он ищет. Примечательно, что процедура выемки включала обязательный личный обыск истца (инициатора выемки), чтобы исключить возможность подбрасывания поличного. Поличное тогда имело не только правовое, но и процессуальное значение; факт его отыскания предполагал начало уголовного судопроизводства[39].
Используемый в настоящее время термин «оперативно-розыскная деятельность» в практический оборот был введен только с принятием в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик[40], а также УПК РСФСР от 27 октября 1960 г.[41]. Специалисты по русскому языку обращают внимание, что в изучаемом термине содержится ошибка. Несмотря на распространенность написания оперативно-розыскная деятельность (в таком виде термин употребляется в законодательстве, научной и учебной литературе, нормативным является написание - разыскная и оперативно-разыскная деятельность)[42].
Трудно не согласиться с Н.П. Водько[43], что ни один вид правоохранительной деятельности не имеет таких исключительных возможностей в предупреждении замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также их пресечении, как оперативно-розыскная деятельность. Поскольку преступность как продукт социального поведения людей является вечной категорией любого из известных ранее человеческих обществ и, несомненно, будет присутствовать во всех новых общественно-экономических формациях[44], то государство и общество всегда будут испытывать потребность в использовании оперативно-розыскной деятельности в интересах защиты государства и его граждан[45]. Адекватное правовое реагирование на криминальные проявления есть необходимое условие выживания, признак предопределения ситуации, целесообразности и разумности действий общества и государства в борьбе с преступностью[46].
О необходимости полноценного использования всего инструментария оперативно-розыскных возможностей в борьбе с преступностью свидетельствует и зарубежный опыт[47].
И.Л. Хромов полагает, что деятельность сотрудников оперативных аппаратов предполагает проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях профилактики о существовании преступных групп осужденных и возможностях их нейтрализации и разобщения[48].
Исторический опыт подсказывает нам, что все то, что первоначально эффективно применялось в разведке и контрразведке, в дальнейшем использовалось и в борьбе с преступностью. История российских и советских органов разведки и контрразведки содержит массу достойных и героических примеров добывания разведывательных сведений и эффективного обеспечения государственной безопасности. Именно поэтому данный опыт является ценным и сегодня, в том числе с точки зрения добывания оперативной информации[49]. В настоящее время оперативно-розыскная практика наработала множество различных приемов, средств и методов борьбы с преступностью. Они могут быть настолько различными, что дать однозначную оценку их применению в конкретной ситуации порой бывает крайне затруднительно. Одно становится ясным - государство признает допустимость обмана в правоохранительной деятельности: оно узаконило негласную работу, во многом основанную на дезинформации, обмане как средстве выявления и раскрытия преступлений. Обман противостоящего оперативному сотруднику лица не считается аморальным; не прибегая к обману, невозможно внедриться в организованную преступную группу или преступное сообщество, взять с поличным взяточника, вымогателя и т. п.[50].
Таким образом, можно резюмировать, что оперативно-розыскная деятельность представляет собой особого рода правоохранительную функцию. Можно с определенной уверенностью сказать, что на сегодняшний день оперативно-розыскная деятельность занимает достойное и важное место в системе правоохранительных функций государственных органов как одно из самых наиболее эффективных и значимых средств реагирования на криминальные проявления. Путем применения присущих ей специфических сил, средств и методов удается в достаточной мере оказывать отпор нарастающей преступной агрессии, контролировать и улучшать оперативную обстановку в сфере общественного порядка и безопасности в стране.
Вывод к первой главе: рассмотрение в исторической ретроспективе оперативно-розыскной деятельности показывает ее необходимость и значимость на протяжении всего существования сознательной человеческой деятельности.
2.Оперативно-розыскная деятельность в теории и законодательстве
2.1.Теоретическое толкование понятия «оперативно-розыскная деятельность»
В теории предпринимались многочисленные попытки обозначить суть всей оперативно-розыскной работы терминами «сыскная», «оперативная» деятельность[51].
При этом «оперативный», согласно «Толковому словарю русского языка»[52], означает «способный быстро, вовремя исправить или направить ход дела», а термин «розыск» - «предшествующее суду, дознанию собирание улик». Деятельность - это занятие, труд.
В нормативных актах и специальной литературе, изданной до 1958 г., для обозначения оперативно-розыскной деятельности оперативных аппаратов употреблялись термины «негласное расследование»[53], «уголовно-розыскная работа» или «уголовный сыск», позже укоренились термины «агентурно-оперативная работа» и «оперативная работа». Все перечисленные термины, по сути, обозначали одну и ту же деятельность специальных служб по осуществлению негласных мероприятий в целях борьбы с преступностью. Разнобой в терминологии являлся прямым следствием отсутствия в УПК РФ 1926 г. упоминания об оперативно-розыскных мерах.
Используемый ныне термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот только после принятия в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и УПК РСФСР от 27 октября 1960 г. Именно в уголовно-процессуальном законодательстве впервые содержалось указание на необходимость осуществления органами дознания оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших. Такое указание в законе не только позволило впервые обозначить государственную необходимость в оперативно-розыскной деятельности, легализовать эту деятельность и обязать органы дознания принимать оперативно-розыскные меры в целях борьбы с преступностью, но и послужило исходным положением для определения ее понятия и сущности[54].