Файл: «Понятие оперативно-розыскной деятельности» (Научные подходы к понятию «оперативно-розыскная деятельность»: исторический аспект).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.Научные подходы к понятию «оперативно-розыскная деятельность»: исторический аспект
1.1.Разведывательная деятельность как один из источников оперативно-розыскной деятельности
2.Оперативно-розыскная деятельность в теории и законодательстве
2.1.Теоретическое толкование понятия «оперативно-розыскная деятельность»
2.2.Законодательное понятие оперативно-розыскной деятельности
3.Некоторые проблемы применения результатов оперативно-розыскной деятельности
Впервые научное обоснование понятия оперативно-розыскной деятельности как вида общественной практики было дано А.Г. Лекарем в 1966 г.: «оперативно-розыскная деятельность есть основанная на законах и подзаконных актах система разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников»[55]. По мере развития теории оперативно-розыскной деятельности это определение уточнялось. Так, Д.В. Гребельский внес в него дополнение (1975), указав на специальный субъект этой деятельности и ее научно обоснованный характер. В последующем В.А. Лукашов (1976) отметил организационно-управленческий аспект этой деятельности[56].
При рассмотрении всех направлений оперативно-розыскной деятельности можно отметить ее многообразие. Она выступает как: а) непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов; б) организационно-управленческая деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативных сотрудников; в) научная работа (научная специальность 12.00.09); г) педагогическая деятельность, призванная научить применению теоретических знаний дисциплины в практике оперативных подразделений[57].
Оперативно-розыскную деятельность как практическую деятельность в контексте Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[58] (далее - Федеральный закон №144 «Об оперативно-розыскной деятельности») все авторы признают в качестве особой разновидности юридической деятельности и разновидности правоохранительной деятельности (социально полезной юридической деятельности, которую осуществляют компетентные государственные органы в целях выполнения социально полезных задач и функций), таковой она была протяжении всего развития советского, частично предыдущего Российского государства, сегодняшней РФ, и подлежала осуществлению в целях обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, специально созданными для этого государственными органами, их службами и уполномоченными должностными лицами.
Главным предназначением оперативно-розыскной деятельности было, и остается по сей день, эффективная защита (посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий) охраняемых законом прав и интересов физических и юридических лиц, а также государства[59].
В современном обществе, эффективная борьба с преступностью - это весьма сложный комплекс правовых, организационных, социально-экономических, специальных и других мероприятий, проводимых государственными органами, общественными организациями. К данным специальным мероприятиям следует относить и те, которые проводятся оперативно-розыскными методами и средствами[60].
Законодательное определение «оперативно-розыскная деятельность» дает наиболее важные его признаки, отличающие данную деятельность от других видов деятельности. К таким отличительным признакам следует отнести:
1. разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, позволяющий принимать эффективные меры по борьбе с преступностью. Говоря о разведывательном характере оперативно-розыскной деятельности, следует подчеркнуть, что этот вид деятельности не исчерпывается лишь получением информации, необходимой для решения задач борьбы с преступностью. Важнейшей составной частью изучаемой деятельности является реализация собранных сведений. Такая реализация выражается в осуществлении конкретных мер по предупреждению, раскрытию преступлений, розыску лиц, скрывающихся от следствия и суда, без вести пропавших, а также достижения иных конечных целей борьбы с преступностью[61]. Таким образом, сбор информации в процессе оперативно-розыскной деятельности должен завершаться ее активным использованием при решении тактических и конечных стратегических задач борьбы с преступностью.
2. осуществление оперативно-розыскной деятельности негласно, что не исключает применения в ходе ее проведения и гласных мероприятий. В современных условиях борьба с преступностью осуществляется в непростой криминальной ситуации, которая связана с увеличением за последние десятилетия количества преступлений. В условии совершенствований криминального профессионализма расследование преступлений лишь гласными методами весьма затруднено[62]. Также, негласный характер оперативно-розыскной деятельности обусловлен ее разведывательным характером, при котором необходимо скрывать от лиц, совершающих преступления, свои силы, средства, методы, а также намерения и планы. В то же время сотрудники оперативных подразделений имеют право проводить гласные мероприятия. Наиболее наглядным примером таких гласных мероприятий являются опросы людей, повседневно проводимые оперативными сотрудниками. Необходимость применения негласных мер в оперативно-розыскной деятельности во многом обусловлена ее направленностью на получение сведений о тщательно маскируемых и скрываемых признаках криминальной деятельности, которые гласными уголовно-процессуальными мерами выявлены быть не могут. Посредством мер негласного характера возможно быстро раскрывать и своевременно предотвращать скрытно подготавливаемые и заранее планируемые противоправные посягательства. Все попытки ограничивать возможности борьбы с преступными деяниями лишь гласной формой и, больше того, только средствами общественного воздействия, всегда оказывались несостоятельными, приводя к серьезным последствиям криминогенного характера[63]. Так, попытки отказа от использования негласного содействия со стороны граждан также оказывались неудачными, исключительно приводя к снижению раскрываемости замаскированных и сложных преступлений. Действия со стороны руководителей нашего государства в 1960-х годах по сворачиванию разведывательно-поисковой работы и передаче функций борьбы с правонарушениями в ведение общественных организаций, фактически привели к разрушению агентурной сети. Вследствие этого резко возросла преступность, а оперативно-розыскные подразделения оказались профессионально разоруженными[64]. В связи с этим, в большей части оперативно-розыскной деятельности подлежит осуществлению в негласной форме.
Одним из условий их длительной и успешной деятельности является строгая конспирация. Во все века содержание агентурной работы, особенно сами агенты, а иногда и агенты, были строго засекречены[65]. Н.Ю. Пономаренко выдвигает «гипотезу о том, что оперативно-розыскные мероприятия в процессе их планирования, организации и проведения должны соответствовать рекомендациям отраслевого принципа конспирации и отвечать частным положениям данного принципа, объясненным для средств оперативно-розыскной тактики»[66]. Конспирация в деятельности правоохранительных органов имеет свою длинную историю, уходящую в глубь веков. Необходимость конспирации в иных выражениях не раз употребляется Федеральным законом №144 «Об оперативно-розыскной деятельности». Г.А. Кокурин предлагает толкование конспирации: «это сохранение в тайне сведений, относящихся к государственной и служебной тайне, а также любая информация, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки, от лиц, способных использовать данную информацию против интересов правоохранительной деятельности»[67].
3. предоставление права осуществления оперативно-розыскной деятельности исключительно государственным службам и подразделениям, специально перечисленным в Федеральном законе № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом в статье 13 этого закона прямо указано, что перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Каждый из субъектов оперативно-розыскной деятельности имеет круг полномочий, обусловленный спецификой своей ведомственной принадлежности, а также внутриведомственным делением функций. Прежде всего, полномочия указанных органов зависят от уголовно-правовой их компетенции, т.е. установленного нормативно-правовыми актами перечня преступных деяний, раскрытием и предупреждением которых они должны заниматься, а также закрепленных в правовых актах задач[68].
Поскольку оперативно-розыскная деятельность выполняет наиважнейшую социальную функцию защиты законных интересов граждан, общества и всего государства, поэтому осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставлено исключительно государственным органам, предназначенным для решения задач борьбы с преступностью и укрепления правопорядка. Более того, специфика оперативно-розыскной деятельности, ее преимущественно негласный характер, наличие в распоряжении специфических сил и средств вызывают необходимость допуска к ее осуществлению узкого круга подразделений[69].
Наиболее типичной ошибкой указывать на органы внутренних дел или органы федеральной службы безопасности только как на службы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность[70]. Необходимо обратить внимание, что в ст. 13 Федерального закона № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что на территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям целого ряда служб. В составе многих правоохранительных органов и служб имеется множество подразделений, не имеющих никакого отношения к оперативно-розыскной деятельности. Например, в составе Министерства внутренних дел РФ (МВД России) есть патрульно-постовая служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), служба участковых инспекторов, которым не предоставлено право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Поэтому необходимо сразу принять к сведению, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют лишь специализированные оперативные подразделения отдельных правоохранительных органов и служб[71].
4. главное назначение оперативно-розыскной деятельности - это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Данные основополагающие положения не исключают возможность использовать информацию, полученную в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, для борьбы с иными правонарушениями[72].
Кроме достижения конечных стратегических целей защиты интересов человека, общества, государства от противоправных действий, оперативно-розыскная деятельность включает в себя и осуществление промежуточных (тактических) целей. Например, осуществление мероприятий, вводящих лиц, совершающих преступления, в заблуждение, побуждение их к действиям, совершение которых неминуемо приведет к их изобличению, либо, наоборот, оказание влияния на лиц, замышляющих и готовящих преступление, в целях побуждения их к отказу от противоправных намерений и т.д.[73]
Значимость оперативно-розыскной деятельности в системе мер по борьбе с преступностью, прежде всего, определяется государственным характером этого вида деятельности[74].
Таким образом, рассматриваемый вид деятельности представляет собой вид деятельности, осуществляемой в двух специфичных формах (гласно и негласно) специально уполномоченными субъектами (оперативными подразделениями государственных правоохранительных органов), представляемой в виде системы организационно-управленческих и оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся в строгом соответствии с законом, подзаконными нормативными актами.
2.2.Законодательное понятие оперативно-розыскной деятельности
Рассмотрение этого вопроса следует начать с анализа формулировки, приведенной в ст. 1 Федерального закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»: «Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств»[75].
Представляется, что ключевыми терминами данного определения служат следующие: деятельность, осуществляемая гласно и негласно; органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; оперативно-розыскные мероприятия; цели оперативно-розыскной деятельности.
1. деятельность, осуществляемая гласно и негласно.
Закон не дает толкований, что значит проводить изучаемую деятельность «гласно и негласно». В законе содержится только одно толкование: по ст. 6 Федерального закона №144 «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Далее сказано, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством РФ[76].