Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений ( 1. Теоретические аспекты франчайзинга).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.2. Критерии эффективности использования системы франчайзинга
Глава 2. Исследование франчайзинга на примере ООО «Т2 Рус Холдинг»
2.1. История развития компании Tele2
2.2. Оценка готовности компании к франчайзингу и разработка концепции франшизы
2.3. Исследования франчайзингового рынка (сегмента) и разработка франчайзингового пакета
Глава 3. Основные тенденции и перспективы развития франчайзинга в России
Франчайзинг - прекрасный инструмент развития отечественного брендинга и расширения деятельности успешных местных предприятий.
2. «Школа воспитания» для малого бизнеса. Начинающим предпринимателям зачастую гораздо надежнее и целесообразнее покупать франшизу, нежели открывать собственный бизнес. В результате они получают доступ к проверенным на рынке технологиям производства и управления, возможность использовать широко известный бренд. Кроме того, франчайзер обучает сотрудников франчайзи методам работы и оказывает текущие консультации. Лучшей «школы» для начинающего предпринимателя трудно придумать. Эффективность такого обучения на практике подтверждается статистикой. Если большинство новых малых предприятий, как показывает мировой опыт, закрываются в первые два года, то восемь из десяти франчайзинговых компаний продолжают работать и через пять лет после своего открытия! Не случайно в США в области франчайзинга сосредоточено 60% малого бизнеса. Важным преимуществом франчайзинга является приобретение и увеличение конкурентоспособности всей сети в целом[17].
3. Эффективная форма кооперации предпринимателей, в том числе представителей крупного и малого бизнеса. Это преимущество обеспечивается за счет[18]: единого видения стратегии развития и достижения единообразия деятельности всех участников; постоянного информационного обмена (что дает возможность обмениваться инновационными идеями и оценивать рыночную ситуацию с большой степенью достоверности, а, следовательно, повышать уровень стратегического планирования и маркетинга); совместной работы на рынке по продвижению товаров/услуг (единая маркетинговая стратегия, общие маркетинговые мероприятия, в том числе централизованные расходы на рекламу), по определению условий поставок ресурсов (нахождение поставщиков, получение от них скидок и прочих преимуществ); товаров или оказываемых услуг, росту квалификации персонала, повышению репутации всей сети.
При этом имеет место своеобразное разделение труда, когда франчайзер отвечает за те функции, которые эффективнее осуществляет крупное предприятие: научные исследования, маркетинг, соглашения с поставщиками ресурсов, специальные меры по поддержанию и развитию имиджа корпоративной сети и пр., а франчайзи своей деятельностью обеспечивает гибкость сети, присущей малому бизнесу[19].
В результате все участники франчайзинговой сети имеют возможность экономить средства на рекламе и других маркетинговых мероприятиях, на поиске поставщиков и за счет получения скидок при закупках, на исследованиях и обучении персонала и т.д.
Сама сеть - отличный механизм обмена полезной информацией и генерирования новых идей и технологий.
4. Эффективная модель вовлечения в предпринимательство людей и сбережений. Франчайзинг позволяет вовлечь в бизнес тех людей, которые обладают организаторскими способностями, но не уверены в своих силах и навыках, не обладают собственной уникальной бизнес-идеей. Таким людям легче начать заниматься предпринимательством под «покровительством» лиц и организаций, уже добившихся положительных результатов[20].
Таким образом, широкое распространение франшизных систем позволяет значительно повысить экономическую активность населения и использовать накопленные (в денежной или имущественной форме) сбережения для инвестирования в экономику.
Франчайзинг служит проводником для завоевания нового рынка и укрепления своих позиций на существующем рынке, так как именно покупатель франшизы обеспечивает знакомство с брендом на новом рынке[21].
Держатели франшизы передают технологию ведения бизнеса франчайзи, что дает возможность вести свой бизнес так же благополучно. Большим преимуществом в данной концепции является то, что франчайзи становится владельцем бизнеса. Как известно, любая коммерческая деятельность, направленная на извлечение прибыли, связана с большим количеством рисков и проблем[22].
Однако, франчайзинговая система подразумевает постоянную профессиональную помощь и поддержку при решении стандартных и нестандартных проблем. Зачастую, избежание ошибок при ведении бизнеса, помогает сохранить денежные средства и бренд. Таким образом, франчайзи учится не на собственных ошибках, а на чужих, что в условиях бизнес-среды является большим преимуществом.
Покупателю франшизы предоставляется уникальный шанс получить опыт и знания, не тратя на это годы обучения и усилия для повышения по карьерной лестнице. Франчайзер предоставляет программу обучения по развитию системы управления перед открытием бизнеса и осуществляет поддержку на протяжении всего времени сотрудничества. Именно это отличает начинающего предпринимателя от франчайзи. В то время, как первый тратит и время и усилия на формирование узнаваемости собственного бизнеса, на решение проблем, требующих серьезных затрат, франчайзи пользуется уже узнаваемым товарным знаком и сложившейся репутацией[23].
Еще одним преимуществом ведения бизнеса по франшизе является то, что франчайзи получает эксклюзивное право на товарный знак, бренд. Франчайзер устанавливает четкую территориальную границу по ведению бизнеса, что позволяет покупателю франшизы вести и развивать свой бизнес на определенной территории без угрозы соперничества с одноименным брендом.
Договор, заключенный между держателем франшизы и ее покупателем, определяет рамки отношений между ними. Он подразумевает ряд положений по защите франчайзи, что означает сложность его выведения из бизнеса, в случае если он не выполняет свои обязательства. Как правило, потребитель подразумевает единую политику ведения бизнеса, то есть одно предприятие это часть одной большой системы, и, часто несоблюдение норм и правил одним франчайзи ведет к разочарованию в бренде в целом. Одним из слабых мест является укрытие реального дохода франчайзи для уменьшения выплаты роялти[24].
Китай (и другие страны БРИК-Бразилия, Россия, Индия), хотя и являются привлекательным с точки зрения возможностей рынка, тем не менее, отталкивают франчайзеров из-за их существенных рисков и больших культурных и географических расстояний[25].
Это исследование подтверждает важность стратегического подхода к международному франчайзингу, подчеркивает важность правильной оценки относительной значимости ключевых факторов в интернационализации решений, подчеркивает важность всеобъемлющего и систематической оценки различных рисков в международных решениях франчайзинга, показывает полезность количественного моделирования в международном франчайзинге, а так же выступает за развитие эффективных методов управления рисками, чтобы справиться с быстрыми изменениями на мировом рынке[26].
Вивьен и Фрейзер исследовали степень влияния факторов на рост количества франчайзи, а именно: продолжительность существования франчайзинговой системы на рынке той или иной компании, ее управленческие процессы, распределение на рынке, устойчивость к внутрифирменным конфликтам, а так же преимущества от сотрудничества.
Были рассмотрены следующие гипотезы:
1) франчайзер использует больше механизмов передачи знаний с более низкой степенью информационной насыщенности (такие как электронная почта, интернет), если знания и навыки являются обобщенными и не требующими специальной подготовки;
2) франчайзер использует больше механизмов передачи знаний с высокой степенью информационной насыщенности (например, учебных, семинар, встреч, визитов), если системность знаний является высокой[27].
Для начинающего предпринимателя будет актуально обратить внимание на все ожидающие его риски, связанные как с внешней, так и с внутренней средой будущей организации. Каждому предпринимателю, начинающему или имеющему опыт, необходимо учесть набор факторов, обусловливающих использование франчайзинга на данной территории.
Необходимо оценить его востребованность на местности, также принимая во внимание различные факторы, такие как социальные, политические, экономические и культурные.
Франчайзинг является многогранной системой отношений с высоким уровнем индивидуализации в зависимости от отраслевой принадлежности участников, их регионального расположения, стратегии расширения, ресурсов и т.д. В этой связи каждая его модель интересна и часто сложна для повторения[28]. Предложенный алгоритм помогает увидеть перспективу от заданной цели начинающего предпринимателя и оценить целесообразность применения данного вида бизнеса. Очень хорошо, если по всем вышеперечисленным критериям франчайзер показал себя с положительной стороны. Остается только заключить договор и наладить доверительные отношения, направленные на длительное сотрудничество.
По итогам первой главы можно сделать вывод, что покупка готового бизнеса (франчайзинг), является одним из лучших способов инвестиций капитала. Удобством использования франчайзинга является и большой диапазон стартового капитала. Для инвестиций в такой род бизнеса могут подойти как значительные, так и достаточно скромные накопления. Жестких ограничений по капиталовложениям здесь нет. Это очень удобно при торговле товарами с невысокой стоимостью: диски, канцелярия и даже непрофессиональные фотоаппараты не требуют большого объема денежных средств для закупки товара. Несмотря на то, что франчайзинг потребует затрат на соответствие под стандарты франчайзера, это позволит организации увеличить поток клиентов, тем самым увеличив свои доходы. Так как клиенты будут знать, что обращаются к крупному и надежному оператору.
Глава 2. Исследование франчайзинга на примере ООО «Т2 Рус Холдинг»
2.1. История развития компании Tele2
В 1936 г. три друга – Wilhelm Klingspor, Robert von Horn и Hugo Stenbeck – основали группу Kinnevik. В 1970 г. под руководством Jan Stenbeck, сына Hugo Stenbeck, начинается развитие телекоммуникационного направления предприятия - Tele2. Для успешного развития деятельности создана дочерняя компания Comvik, занимающая главную роль в развитии местной и сотовой связи.
В 1991 г. компания Tele2 первой предложила открыть выход в сеть на территории Швеции, а в 1993 г. вдохновившись задумкой мебельного бренда IKEA, директор компании Jan Stenbeck выбрал основную концепцию предоставления услуг: «высокое качество по низким ценам». С 1996 г. началась экспансия на рынке за пределами Швеции[29].
В 2001 году шведская компания Tele2 приходит в Россию и приобретает 12 региональных компаний - операторов сотовой связи. В 2003 году Tele2 запускает в коммерческую эксплуатацию первые GSM-сети - в Иркутской, Ростовской, Ленинградской, Кемеровской, Омской и Смоленской областях, республике Удмуртии и г. Санкт - Петербурге.
В 2008 г. штаб-квартира Tele2 принимает решение о выделении российского бизнеса в отдельный регион (сегмент рынка в результате географической сегментации) ведется активная работа по строительству сетей в новых регионах.
В марте 2013 г. группа ВТБ приобретает российское подразделение у шведского концерна Tele2 AB для дальнейшего развития бизнеса оператора и последующей реализации инвестиции. Уже в июне Tele2 Россия закрывает первую за несколько лет сделку по поглощению регионального игрока – воронежского «Кодотела» (была осуществлена покупка ЗАО «Кодотел»). В октябре 2013 года Tele2 объявила о переводе холдинговой компании Tele2 под российскую юрисдикцию. Теперь все дочерние структуры оператора принадлежат ООО «Т2 Рус Холдинг». ООО «Т2 Рус Холдинг», принадлежащее группе ВТБ, контролирует региональные юридические лица Tele2 Россия.
Ранее всеми операционными компаниями владела Tele2 Russia Holding AB (Швеция), перешедшая под контроль ВТБ после приобретения российского бизнеса у шведской группы Tele2 AB в марте 2013 года. В рамках изменения юрисдикции весь существующий бизнес Tele2 Россия сохранен в полном объеме, а региональная структура группы изменений не претерпела. В феврале 2014 г.Tele2 и «Ростелеком» объявляют об объединении мобильных активов и создании нового федерального сотового оператора на базе Tele2.
Уже в марте под операционный и финансовый контроль Tele2 переходят семь дочерних сотовых компаний «Ростелекома»: «Скай Линк», «Нижегородская сотовая связь», «Байкалвестком», «БИТ», «Волгоград GSM», «Енисейтелеком» и «АКОС».
В 2018 году абонентская база Tele2 насчитывает 35 миллионов клиентов в 64 регионах России. Всего за год оператор запускает сеть под собственным брендом в 22 новых регионах, а скоростной мобильный интернет - в 60. В сентябре Tele2 первым среди операторов сотовой связи обеспечивает LTE на всех станциях Петербургского метрополитена. Санкт-Петербург становится первым городом в России, где на всех станциях метро доступен высокоскоростной мобильный 4G-интернет. В октябре Tele2 выходит в Московский регион, где запускает в коммерческую эксплуатацию современную сеть в стандартах 3G и 4G. В 2015 году Tele2 досрочно завершает проект интеграции сотовых активов «Ростелекома».