Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (1. Теоретические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг
1.1.Сущность и основные понятия коммерческой деятельности предприятия
1.2. Принципы и факторы развития коммерческой деятельности
1.3. Особенности и тенденции развития коммерческой деятельности на предприятиях России
2. Анализ коммерческой деятельности магазина «Спортмастер»
2.1 Краткая характеристика магазина
2.2 Методы продажи товаров, применяемые в магазине
2.3. Пути улучшения коммерческой деятельности предприятия на примере ООО «Спортмастер»
В условиях рыночной экономики трудовые коллективы достаточно близко сталкиваются с необходимостью самостоятельного решения многих сложных задач по реализации коммерческой деятельности, начиная с проблемы организации материального обеспечения, оптимизации производственного процесса и заканчивая успешным сбытом продукции в условиях высокой конкурентоспособности зарубежных товаров и услуг. Правильная организация коммерческой работы на производственных предприятиях, в посреднических организациях, на торговых предприятиях способствует росту товарооборота, достаточности полному удовлетворению совокупного спроса населения и получения коммерческого успеха. Коммерческая деятельность является основным условием и инструментом достижения главной экономической цели предприятия-максимизации прибыли. К сожалению, не все предприниматели уделяют достаточно внимания коммерческой деятельности на предприятии, в частности, недооценивают важность всех комплексов и методов, которые применяются в коммерческой деятельности.
Достижение главной экономической цели деятельности предприятия - максимизация прибыли, обеспечивается за счет оптовых продаж, которые возможны только при наличии соответствующего объема товарных ресурсов. Таким образом, коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов является основным условием и инструментом достижения главной экономической цели предприятия.
В условиях становления рынка приоритетное значение приобретают такие составляющие коммерческой деятельности, как изучение и прогнозирование рыночных ситуаций, и элементы ресурсного обеспечения производственных предприятий.
На каждом предприятии должны работать определенные отделы, которые занимаются разработкой и воплощением коммерческой программы, в соответствии с направлениями деятельности предприятия.
На производственном предприятии коммерческую деятельность осуществляют отдел снабжения и отдел сбыта. Отдел снабжения функционирует с целью своевременного и оптимального обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами соответствующего качества и комплектности. Основными задачами этого отдела являются: обеспечение производственных подразделений предприятия материально-техническими ресурсами и их рациональное использование, заключение договоров с поставщиками и т. Отдел сбыта занимается подготовкой товара к продаже через организационные структуры, то есть каналы сбыта. К основным задачам отдела сбыта относят: разработка методов осуществления рекламно-информационной программы, подготовка и заключение договоров с посредническими организациями.
В посреднических организациях коммерческой деятельностью занимается коммерческий отдел деятельность которого должна быть направлена на установление торговых отношений производителя товара с оптовой или розничной потребителем, на обмен товарами, услугами, информацией.
На торговых предприятиях коммерческой деятельностью занимается отдел закупок, к основным задачам которого входит: изучение рынка, поиск и налаживание хозяйственных связей с поставщиками, обеспечение соответствия между объемами поставки и потребностями потребителей, рекламно-информационная деятельность, предоставление торговых услуг.
В современных условиях хозяйствования коммерческая деятельность осуществляется по следующим принципам: учет интересов и действий других субъектов рынка, учет изменений конъюнктуры рынка, определение коммерческих приоритетов, активное использование принципов маркетинга, умение предвидеть коммерческие риски, ответственность за выполнение принятых обязательств.
Основой коммерческой деятельности является закупочная работа, которая должна осуществляться на каждом предприятии, так как для предприятий жизненно важным является своевременное обеспеченность сырьем, материалами и товарами. В изучении рынка закупок, вопросы ценообразования - главное, но существенную роль играет анализ других факторов, в том числе возможных затрат и сроков поставок.
Управленческие решения являются важной составляющей для осуществления коммерческой деятельности на предприятии. Для принятия обоснованных решений необходим своевременный и точный анализ данных о потребителях товаров, которые могут изменяться под действием различных факторов, относительно активности конкурентов на рынке, поставщиков, деловых партнеров. Основой для принятия решений является информация о финансовом состоянии и возможности предприятия. Поэтому совершенствование информационного обеспечения коммерческой деятельности позволяет повысить уровень аналитической работы на предприятии.
Прибыль и рентабельность предприятия отражают результат всей коммерческой деятельности предприятия. Следовательно, чем выше показатели эффективности работы предприятия, тем качественнее и на профессиональном уровне осуществлена коммерческая деятельность предприятия.
Таким образом, можно констатировать, что условиях развитого рынка инструментом хозяйствования торгового предприятия выступает коммерция. Правильная организация развития коммерческой деятельности на предприятии может обеспечить конкурентоспособность предприятия на рынке. Изучение коммерческой деятельности позволит освоить основы рыночной системы хозяйствования, использовать принципы и приемы коммерции, раскрыть потенциальные возможности коммерческой деятельности в условиях рыночной конкуренции. Важно отметить, что вектор развития национального рынка все больше направлен на повышение эффективности коммерческой деятельности. Поэтому на каждом предприятии независимо от направлений деятельности, необходимо вовремя корректировать свою коммерческую деятельность в соответствии с требованиями рынка.
2. Анализ коммерческой деятельности магазина «Спортмастер»
2.1 Краткая характеристика магазина
Вторая глава работы будет рассмотрена на примере магазина сети спортивных товаров «Спортмастер», расположенному по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 48 в ТЦ «Эльдорадо».
ООО «Спортмастер» осуществляет хозяйственную деятельность в следующих основных направлениях:
- розничная и оптовая реализация, производство, приобретение, транспортировка, переработка, хранение одежды и обуви, товаров для спорта, туризма и отдыха;
- организация сети розничной и оптовой торговли одеждой и обувью, товарами для спорта, туризма и отдыха, а также иными товарами народного потребления и продуктами питания;
- совершение экспортно-импортных операций;
- оказание консультационных, посреднических, сервисных, и иных услуг;
- пропаганда здорового образа жизни путем проведения благотворительных и иных мероприятий;
- организация и/или участие в российских и международных соревнованиях, конкурсах, выставках, семинарах, конференциях.
Миссия компании отражает неразрывность бизнеса и общества, их гармоничное сочетание и баланс, и заключается в следующих положениях:
- развивать успешный бизнес, предлагая клиентам оптимальный ассортимент качественных товаров для спорта и отдыха при оптимальном уровне сервиса;
- способствовать оздоровлению наций в странах нашего присутствия, продвигая ценности здорового образа жизни, спорта и активного отдыха, улучшая качество жизни наших клиентов.
Миссия реализуется через абсолютное лидерство на рынке спортивных товаров России и стран СНГ, через оптимальное и эффективное покрытие рынка собственными и франчайзинговыми торговыми сетями, через эффективную дистрибьюторскую сеть. Компания работает с оптимальным ассортиментом в значительном сегменте рынка, считая приоритетом собственные торговые марки.
Накопленные ресурсы компания использует для дальнейшего движения вперед, так как остановка в развитии при современной динамике рынка означает возврат назад и потерю лидирующих позиций.
Во всех магазинах «Спортмастер» представлены не менее тысячи наименований различных товаров: широкий ассортимент тренажеров, экипировка и принадлежности для занятий зимними и летними видами спорта, одежда для детей, женщин и мужчин, только открывающих для себя мир спорта, и профессионалов, предъявляющих высокие требования к качеству товара. В магазинах «Спортмастер» представлена не только одежда, обувь и экипировка известных иностранных компаний: Nike, Hansen, Adidas, Reebok, Kettler, Puma, но и спортивные товары отечественных производителей, не уступающих качествам именитым брендам.
На начало 2017 года розничная сеть «Спортмастер» — это 404 магазина во всех крупных городах России, а также 27 магазинов в Украине, 22 – в Казахстане, 4 - в Беларуси и 10 – в Китае.
2.2 Методы продажи товаров, применяемые в магазине
Долговременной целью деятельности розничного торгового предприятия является максимизация прибыли. Реализовать эту цель можно лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей.
Наряду с названной целью в зависимости от конкретных условий, могут существовать и другие критерии - например, увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др.
На предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые (коммерческие) и технологические функции.
Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах и др.
Важно различать технологический и торговый процессы. Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя и такие виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др.
Основными принципами организации этих процессов в торговых предприятиях являются:
Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров.
Обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания.
Достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения.
Эти факторы определяют динамичность торгового и технологического процесса.
Организация торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, формы продажи, вида и типа торгового предприятия.
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине «Спортмастер» осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству", "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", если в договорах - поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров.
Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов.
Приемка товаров по качеству - это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат).
После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых.
Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.
Рисунок 2. Организация торгового и технологического процессов в магазине «Спортмастер»
Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине.
В магазине «Спортмастер» применяют следующие методы продажи товаров:
- продажа через прилавок,