Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (1. Теоретические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современной скоротечной экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя их последствий.

Каждое предприятие, функционирующее в условиях рыночной экономики и хозяйственной нестабильности, определяет стратегию своего развития с учетом существующее хозяйственное окружения. Оно состоит из других фирм (поставщиков сырья, потребителей продукции и услуг, конкурентов); банков, предоставляющих кредиты; государственных и международных организаций, содействующих предпринимательству, а также физических лиц с их потребностями, доходами и интересами.

Коммерческая деятельность представляет собой организацию и управление коммерческими процессами и операциями, связанными с товарно-денежным обменом. Конечной целью коммерческой деятельности является осуществление купли-продажи товаров, услуг и получения прибыли.

Именно коммерческая деятельность обеспечивает условия и механизм осуществления купли-продажи товаров, услуг, ценных бумаг, изменение их форм стоимости в процессе товарно-денежного обмена. Она включает операции и процессы организационного, управленческого, правового, экономического характера и содержания. Следует подчеркнуть, что коммерческая деятельность не охватывает операций, относящихся к продолжению процесса производства в сфере обращения: товародвижения, хранения, упаковки, расфасовки, товароснабжения, сортировка товаров, формирование партий. Эти операции составляют технологию торговых процессов.

Следовательно, коммерческая деятельность и технология торговых процессов имеют разный смысл и функции. В то же время они органично взаимосвязаны. Без коммерческой деятельности не функционирует технология так же, как без технологии не реализуется коммерческая деятельность.

По сути, они составляют целостную систему знаний о функционировании торговой сферы.

Коммерческая деятельность характерна не только для торговли. В последние годы она ускоренно интегрируется с производственной деятельностью, распространяется в сфере услуг, на рынке интеллектуальной собственности, технологий, ценных бумаг. Но предметом данной дисциплины является коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг.

Актуальность работы заключается в том, что именно коммерческая деятельность определяет главные преимущества и недостатки деятельности предприятия; определяет сегменты рынка, на которые направляется продукция; определяет направления ценовой, рекламной политики, а также меры по продвижению своей продукции на рынок.


Целью данной курсовой работы является анализ организации коммерческой деятельности на примере магазина «Спортмастер».

Предметом исследования данной работы является коммерческая деятельность предприятия на рынке товаров и услуг. Объектом исследования работы является магазин «Спортмастер». Для увеличения доли рынка и роста объемов сбыта предприятие нуждается в комплексе мер по оптимизации своей коммерческой деятельности.

В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:

 рассмотреть теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятий;

 исследованы основные экономические показатели и экономическая эффективность работы магазина «Спортмастер»;

 исследованы основные методы продажи товаров, применяемые в данном магазине;

 предложены пути совершенствования методов продаж.

Для решения поставленных в работе задач использовались как общенаучные, так и специальные методы анализа и синтеза, логического и ситуационного анализа.

Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов и маркетологов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части представленной в 2-х главах, заключения, списка литературы.

1. Теоретические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг

1.1.Сущность и основные понятия коммерческой деятельности предприятия

С переходом к рынку все большее значение приобретает коммерческая деятельность предприятия. Она является непременным условием его эффективной деятельности и развития.

В последнее время термин «коммерция» получил широкое распространение распространения. Коммерция (комерциум) - слово латинского происхождения (от лат. Cоmmеrсium), что означает - торговля. Речь идет о свободной торговле, основанную на конкуренции, частной собственности, на риске, на свободном предпринимательстве, на индивидуализме для получения прибыли.


Основной фигурой товарного рынка, квалифицированного управления им, защиты прав потребителей выступает коммерсант-специалист. Коммерсант - ведущая профессия рыночной экономики, организатор торговли, здоровой рыночной конъюнктуры, сбалансированного товарного рынка. Современный коммерсант - это висококвалификова- ный менеджер, который знает конъюнктуру и законы свободного рынка, основанного на использовании законов стоимости, спроса, предложения и др. Он универсальный специалист торгового дела, от результативной работы которого зависит эффективность деятельности предприятия или фирмы в целом.

Юридической основой коммерции является совокупность юридических норм, которые определяют формы юридических соглашений, статус торговых предприятий, контакты лиц, которые вступают в торговые отношения. Коммерсанты-специалисты предназначены для коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг по обеспечению продвижения на рынок товаров оптимального ассортимента и высокого качества. Они должны владеть искусством ведения коммерческих переговоров с партнерами, знать средства и методы регулирования хозяйственных взаимоотношений между покупателями и поставщиками товаров и услуг, потребительские свойства и методы качественной экспертизы товаров, хорошо владеть основами рекламного дела, маркетинга, менеджмента.

Термин «коммерческая деятельность» появился в стране наравне с термином «рынок», так как рыночная экономика - это экономика свободного предпринимательства, при котором получают развитие все коммерческие процессы и отношения обмена. Следовательно, коммерческая деятельность является составной частью коммерческого предпринимательства. Предпринимательство - это целенаправленная деятельность, направленная на получение доходов, прибыли. Предпринимательством является организация предприятия с целью производства и поставки товаров на рынок, торгового предприятия для осуществления купли-продажи товаров, организация финансового учреждения, фондовой биржи и т.д. Предпринимательство означает поиск новых экономических возможностей.

Следовательно, коммерческая деятельность - это комплекс операций по обеспечению процесса закупки и сбыта на основе взаимодействия хозяйствующих субъектов с целью получения ими прибыли, а также конечным потребителям максимальной выгоды.

Коммерческая деятельность может осуществляться на рынке товаров и услуг.

Коммерческая деятельность на рынке услуг может осуществляться в виде предоставления платных услуг непосредственно населению, связывая производителей и потребителей, в виде бесплатных услуг для закрепления имиджа и формирования постоянного круга клиентов.


Суть коммерческой деятельности заключается в организации коммерческих процессов, операций, направленных на обеспечение системы товарно-денежного обмена, и управление этими процессам.

Следовательно, коммерческая деятельность призвана обеспечить обмен товаров, услуг в денежной форме. Причем обеспечить не только момент обмена, но и всю стадию этой воспроизведенной фазы. Ясно, что в таком случае коммерческая деятельность охватывает совокупность процессов и операций, в соответствии с задачами различных этапов фазы обмена. Следует подчеркнуть, что речь идет о процессах и операции коммерческие. По касается технологического аспекта обмена, связанного с материально-техническим аспектом товародвижения, то он относится к технологической функции торговли, не охватывается коммерческой деятельностью.

Коммерческий процесс означает последовательное выполнение операций, обеспечивающих организационные, экономические, социальные, правовые аспекты товарно-денежного обмена.

Коммерческий процесс по своей сути является триединым актом:

- организационным, в процессе которого осуществляется обмен товара, услуги на платежные средства;

- экономическим, который обусловливает изменение форм стоимости в процессе обмена и фиксирует завершение процесса обмена;

- правовым, который регулирует правила товарно-денежного обмена и фиксируют переход права собственности на товар.

Содержание коммерческого процесса зависит от того, какой этап обмена он обеспечивает и по какой схеме осуществляется обмен.

Коммерческий процесс дискретный, когда обмен осуществляется по схеме: поставщик (производитель) - посредник - оптовое звено - розничная торговля - потребитель. Это означает, что коммерческий процесс состоит из обособленных самостоятельных фрагментов.

Так, в схеме "поставщик - посредник" коммерческий процесс содержит только операции, связанные с формированием хозяйственных связей. По варианту "посредник - оптовое звено" коммерческий процесс усложняется и охватывает операции, которые обеспечивают оптовую куплю-продажу товаров.

Коммерческий процесс сквозной, когда прямо взаимодействуют поставщик (производитель) и конечный покупатель (розничное предприятие). Здесь коммерческий процесс содержит всю совокупность операций, связанных с реализацией обмена в форме купли-продажи.

Содержание коммерческого процесса зависит также от характера сделки. По одноразовых связей коммерческий процесс состоит, по сути, с одной операции: купли-продажи. Если связи долгосрочные, коммерческий процесс существенно усложняется из-за дополнительные операции - поставка, формирование ассортимента, маневрирования ресурсами, перепродажа и тому подобное.


Коммерческие процессы и операции осуществляются только при взаимодействии субъектов рынка. На рынке товаров и услуг работает огромное количество поставщиков, посредников, оптовых и розничных покупателей. Они вступают во взаимоотношения и тем самым закладывают основу коммерческой деятельности, главная цель которой - осуществление эффективного товарно-денежного обмена в форме купли-продажи.

Таким образом, коммерческая деятельность состоит из коммерческих процессов и операций, осуществляемых в процессе взаимодействия рыночных субъектов с целью обеспечения эффективного обмена товаров и услуг.

Коммерческая деятельность, как функция, процесс имеет свои характерные черты и особенности.

Во-первых, в коммерческой деятельности переплетаются все аспекты системы обмена. Но наиболее отчетливо проявляются организационно-управленческие, финансово-экономические и правовые.

Во-вторых, все аспекты и составляющие коммерческой деятельности имеют единую направленность в процессе взаимодействия - достижение эффективного обмена, преимущественно товарно-денежного. Вместе с тем коммерческая деятельность также способствует товарном обмену через бартерные, компенсационные и другие операции.

В-третьих, в системе задач коммерческой деятельности не всегда приоритетным признается получение прибыли. В зависимости от рыночной ситуации, приоритеты меняются. Ведущими задачами могут стать закрепление на рынке, избежать банкротства, получение социального эффекта, а в международной коммерческой деятельности - получение политической выгоды. В этих случаях прибыль временно отодвигается на второй план.

В-четвертых, коммерческая деятельность имеет общее содержание и закономерности, как для внутреннего, так и для международного обмена. Ее нельзя ограничивать рамками внутреннего или внешнего рынка. Поэтому коммерческая деятельность является глобальным явлением, общепризнанным как в международной, так и в отечественной торговой практике.

Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:

- Установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;

- Изучение и анализ источников закупки товаров;

- Налаживание связей производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем, обновления выпускаемой продукции);

- Осуществление покупки и продажи товаров с учетом рыночной среды;

- Расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;