Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (1. Теоретические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг
1.1.Сущность и основные понятия коммерческой деятельности предприятия
1.2. Принципы и факторы развития коммерческой деятельности
1.3. Особенности и тенденции развития коммерческой деятельности на предприятиях России
2. Анализ коммерческой деятельности магазина «Спортмастер»
2.1 Краткая характеристика магазина
2.2 Методы продажи товаров, применяемые в магазине
2.3. Пути улучшения коммерческой деятельности предприятия на примере ООО «Спортмастер»
- самообслуживание.
Структуру и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания выступающий представил в виде схемы (рис. 2-3).
Рисунок 3. Структура и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания
2.3. Пути улучшения коммерческой деятельности предприятия на примере ООО «Спортмастер»
Проведенный анализ показывает, что показатели прибыли и рентабельности магазина имеют тенденцию к росту. Это связано с тем, что за время своего существования магазин, с одной стороны, приобрел свой круг постоянных клиентов, который неуклонно расширяется, что приводит к увеличению объема продаж супермаркета; а с другой стороны, наладил тесные связи с поставщиками, что позволяет приобретать товары для супермаркета со скидкой, снижая тем самым себестоимость товаров. Но, даже при этом, возможности повышения показателей прибыли и рентабельности магазина все равно существуют.
Для совершенствования продаж товаров можно рекомендовать внедрение системы автоматизированного товарно-складского учета IBS Trade House. Данная система и интегрированные в нее кассовые терминалы IBM – обеспечивают наличие полной оперативной отчетности во всех разрезах: кассовый узел, торговый зал, склад, распределительный центр, удаленный офис, сеть магазинов, оптовый склад. Это позволяет руководителю торгового предприятия обладать достоверной информацией по запасам, закупкам и ассортименту, автоматизирует процесс составления заказов поставщику, предупреждает потери предприятия, вызванные пересортицей и хищениями персонала.
Практика показывает, что одним из важнейших резервов получения прибыли является снижение непроизводственных расходов и потерь. Непроизводственные расходы и потери ведут к понижению эффективности деятельности торговой организации.
Состав непроизводственных расходов и потерь весьма разнообразен. В рассматриваемой организации можно выделить потери рабочего времени продавцов, потери от магазинного воровства, потери при транспортировке продукции со складов поставщиков в магазин, а также потери продукции от превышения ее сроков хранения.
Необходимо отметить, что потери можно подразделить на учитываемые и скрытые. Учитываемые потери отражаются в отчетности в виде непроизводительных расходов, убытков и перерасходов по отдельным статьям затрат. Сложно и одновременно очень важно выявлять скрытые потери. Так, например, потери при перевозках обычно документально не оформляются. Недостатки в учете порождают потери, в первую очередь, потому, что при их наличии зачастую снимается ответственность за рациональное использование ресурсов и исключается возможность эффективного контроля за их использованием. Скрытыми потерями на транспорте являются приписки объемов перевозимых грузов. Поэтому, в первую очередь необходима система налаженного учета, контроля и анализа всех видов ресурсов организации, призванная обеспечить полной и достоверной информацией его менеджеров о допущенных потерях во всех областях деятельности магазина.
Прежде всего, следует наладить работу по уменьшению кредиторской задолженности. Важный фактор финансового оздоровления фирмы – совершенствование договорной работы и договорной дисциплины.
Для оптимизации товарных запасов сети магазина следует осуществить централизацию закупок. Поэтому необходима организация единого логистического закрытого распределительного центра.
Для увеличения заинтересованности персонала сети магазина в работе, необходимо повышать его мотивацию. Материальная мотивация – один из ключевых факторов в достижении результатов в работе продавца. Другие два не менее важных фактора – это дополнительное обучение и условия работы, предоставленные компанией. Заработная плата сотрудников организации напрямую должна зависеть от объема ее продаж. С продавцами следует заключить трудовые договора, в которых будут четко прописаны условия их работы. В этом случае продавец знает, что компания от него ожидает (результаты, цифры) и что он получит в случае достижения тех или иных результатов (вознаграждение). Фирма со своей стороны, во-первых, создает основу для достижения больших доходов, во-вторых, может расписать бюджет и расходы, связанные с продажами. Необходимо также проводить с персоналом магазина тренинги по продажам. Очень полезно регулярное обучение торгового персонала магазинов сотрудниками фирм-производителей (это повышает уровень знаний о самом товаре, лояльность к маркам продукции и поднимает самооценку продавцов). Хороший эффект могут давать организованные производителями различные соревнования для торгового персонала, ежемесячное поощрение лучшего продавца, премирование лучших сотрудников по результатам проведения различных акций в магазинах. Можно также порекомендовать увеличение доли отчислений в фонд социальной сферы организации.
К повышению эффективности работы магазина «Спортмастер» приведут меры по стандартизации деятельности торгового персонала. Для этого следует:
1. Разработать единые стандарты поведения на рабочем месте и обслуживания покупателей и систему контроля соответствия стандартам.
Для этого необходимо описать:
необходимый минимум знаний по компании и продукту;
общие вопросы трудовой дисциплины, включая стандарт внешнего вида;
стандарт взаимодействия между сотрудниками;
стандарт общения с покупателем в ходе продажи и обслуживания.
2. Разработать профиль должности «Продавец-консультант» и «Кассир», содержащие необходимые знания, навыки и личностные качества для работы продавцом-консультантом (кассиром) с приложением оценочного листа.
3. Разработать учебно-методические материалы для обучения торгового персонала.
Методические пособия разрабатываются с учетом требований к торговому персоналу, определяемых едиными стандартами поведения на рабочем месте и обслуживания покупателей и профилями должности «Продавец-консультант» и «Кассир».
В комплект методических пособий необходимо ввести:
Вводный курс на знание компании и продуктов компании
Базовые навыки продажи и обслуживания в соответствии со стандартами
Курс по эффективной работе с покупателями (Продвинутый уровень навыков продажи и обслуживания).
4. Ввести поточное обучение торгового персонала по разработанным методическим пособиям с целью внедрения единых стандартов поведения на рабочем месте и обслуживания покупателей и овладения необходимыми знаниями и навыками в соответствии с профилем должности.
Эффективность деятельности персонала можно оценивать по методу «подставной покупатель». При применении этого метода оцениваются следующие навыки:
описательная характеристика внешнего вида (одежда, внешний вид, наличие бэджа);
умение вступить в контакт и начать беседу;
умение задавать вопросы и правильно слушать с целью выяснения явных и скрытых потребностей;
умение рассказать о своем товаре простым и понятным языком, по необходимости предложить дополнительные товары и услуги;
умение правильно ответить на возражения покупателя (в соответствии со спецификой товара);
умение правильно завершить беседу.
Кроме этого оцениваются:
внешний вид и работа администраторов;
организация торгового пространства и атмосфера в магазине.
Результаты проверки излагаются в письменном виде в отчете, содержащем следующую информацию:
общие наблюдения работы отделов, включая рекомендации на будущее;
общие наблюдения и рекомендации по улучшению работы торгового персонала, включая рекомендации по внешнему виду, обучению и дальнейшему контролю и оценке их труда;
индивидуальные отчеты по каждому отделу, включающие описательную характеристику организации торгового пространства, рабочей атмосферы и работы иного персонала;
индивидуальные отчеты по каждому оцененному сотруднику, включающие его сильные и слабые стороны по вышеперечисленным умениям и навыкам.
Для борьбы с магазинным воровством, необходимо вкладывание части средств из фонда накопления организации в установку в супермаркете эффективной системы видеонаблюдения за торговым залом. Стойки с товарами импульсивного спроса и мелкогабаритными видами товаров необходимо устанавливать вблизи кассовых аппаратов.
В целях борьбы с потерями продукции от превышения сроков ее хранения необходимо более тщательное изучение покупательского спроса на эту продукцию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе был проведен анализ методов продаж, применяемых магазином «Спортмастер». Анализ показал, что данный магазин является динамично развивающимся торговым предприятием, использующим современные методы продаж и наращивающим свою прибыль.
В качестве метода совершенствования методов продаж в магазине «Спортмастер» предлагается внедрение многопользовательского сетевого программного комплекса (ПК) IBS Trade House, предназначенного для автоматизации процессов товарно-складского учета и розничной торговли предприятия любого уровня. Автоматизированная система учета позволяет в корне изменить уровень обслуживания клиентов, повысить скорость и качество обслуживания покупателей за счет установки подключенных к системе компьютерных кассовых машин (POS-терминалов).
В работе были предложены следующие пути оптимизации коммерческой деятельности предприятия:
- совершенствование договорной работы и договорной дисциплины;
- снижение непроизводственных потерь и расходов;
- оптимизация объема складских запасов;
- повышение мотивации торгового персонала.
Приведенные рекомендации будут способствовать повышению эффективности деятельности торговой группы «Спортмастер».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис; Издание 3-е, перераб. и доп., 2014. - 272 c.
2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Химиздат, 2013. - 288 c.
3. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 c.
4. Бобков, А. Л. Коммерческая деятельность фирмы / А.Л. Бобков, Н.П. Карпусь. - Москва: Высшая школа, 2013. - 144 c.
5. Борисова, О. В. Бизнес-планирование деятельности предприятий торговли / О.В. Борисова. - М.: Academia, 2016. - 208 c.
6. Бунеева Коммерческая Деятельность: Организация И Управление / Бунеева. - Москва: Высшая школа, 2017. - 320 c.
7. Бунеева, Р. И. Коммерческая деятельность. Организация и управление / Р.И. Бунеева. - М.: Феникс, 2014. - 352 c.
8. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Под редакцией Л.Е. Стровского. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 504 c.
9. Глазов, М. М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / М.М. Глазов. - М.: Андреевский Издательский дом, 2014. - 448 c.
10. Грекул, В.И. Автоматизация деятельности предприятия розничной торговли с использованием информационной системы Microsoft Dynamics NAV / В.И. Грекул. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 330 c.
11. Губина, О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Практикум / О.В. Губина. - М.: Инфра-М, Форум, 2017. - 176 c.
12. Денисова, Н.И. Коммерческая деятельность предприятий торговли. Учебное пособие / Н.И. Денисова. - М.: Магистр, 2017. - 870 c.
13. Ефимова, С. А. Коммерческая служба предприятия. Организация эффективной работы / С.А. Ефимова, А.П. Плотников. - М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. - 272 c.
14. Ефимова, С.А. Коммерческая служба предприятия. Организация эффективной работы / С.А. Ефимова. - М.: Дашков и К°, 2013. - 809 c.
15. Жиляева, В. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли / В.В. Жиляева. - М.: ИнФолио, 2018. - 224 c.
16. Медведева, О. В. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия / О.В. Медведева, Е.В. Шпилевская, А.В. Немова. - Москва: Высшая школа, 2013. - 346 c.
17. Мельник, М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 192 c.
18. Мельник, М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: моногр. / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. - М.: Форум, 2016. - 192 c.
19. Одинцов, В. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / В.А. Одинцов. - М.: Academia, 2014. - 256 c.