Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты построения системы управления
1.1. Понятие организационной структуры
1.2. Содержание функции менеджмента - организация как базисной функции управления
1.3. Типы и виды организационных структур
Глава 2. Сравнительный анализ систем управления гостиничных предприятий
2.1. Анализ организационной структуры бизнес-отеля «Алмаз»
2.2. Анализ организационной структуры гостиницы «Тукан»
- «управление по проектам»;
- «выделенная» организационная структура;
- «всеобщее управление проектами»;
- «двойственная» организационная структура.
Как было уже отмечено, содержание проекта предъявляет определенные запросы на построение оптимальной организационной структуры проекта с позиций внутренней организационной конструкции проекта, то есть с точки зрения разделения труда, что и закладывается в организационной структуре [11, c. 115].
Рассмотрим основные принципы для классификации организационных структур управления типу содержания функциональных задач, представленные на рисунке 1.
1. Вертикальное (или функционально-административное) разделение труда (подразумеваем разделение труда в зависимости от участия в разнообразных вертикальных процессах управления, а также и управленческих функциях)
2. Горизонтальное (или проектно-целевое) разделение труда (подразумеваем структуру деятельности персонала организации в зависимости от его заинтересованности в горизонтальных, технологических процессах выполнения работ).
Рис. 1. Классификация организационных структур, исходя из принципа соответствия содержанию
Приведем классификацию организационных структур для управления предприятием [17, c. 122]:
- функциональные;
- проектно-целевые;
- матричные;
- дивизиональные;
- смешанные (гибридные).
На рисунке 2 приведем пример функциональной организационной структуры, которая обычно используется для организаций с иерархической структурой управления.
Рис. 2. Пример функциональной организационной структуры
Проектно-целевая структура, пример построения которой приведен на рисунке 3, имеет смысл для построения, когда вся деятельность организации сосредоточивается на выполнении конкретного проекта и достижения конкретной цели.
Рис. 3. Пример проектно-целевой организационной структуры
В данном случае построения все другие структурные образования либо отсутствуют, либо имеют вспомогательное значение - штабные и обслуживающие элементы (подразделения).
Проектные структуры, как правило, имеют четко обозначенную черту размежевания функций с «материнской» организацией и взаимодействуют с ней на высшем уровне, или функционируют автономно от структур участников проекта [4, c. 80].
Несмотря на полезность, команды и посредники позволяют сглаживать недостатки функциональных структур, однако они имеют ограниченную применимость.
Для полновесной горизонтальной интеграции на вертикальную функциональную структуру накладывается проектно-целевая структура, образуя, следовательно, матричную организационную структуру (рис. 4), рассмотренную ниже.
Рис. 4. Пример построения матричной организационной структуры
Рассмотрим дивизиональную структуру управления проектами, пример построения которой приведен на рисунке 5.
Рис. 5.Пример построения дивизиональной организационной структуры
Дивизиональные структуры, как правило, ориентируются на типы потребителей, также могут ориентироваться на регион развития или различные секторы рынка.
Рассмотрим ряд смешанных организационных структур на примере разновидностей проектно-функциональных структур.
На рисунке 6 приведена проектно-функциональная организационная структура управления.
Рис. 6. Смешанная проектно–функциональная структура управления предприятием (компанией)
Особенностью применения данной организационной структуры управления предприятием заключается в смешивании функциональной и проектной схемы. Такая схема может быть эффективно использована в случае необходимости выделения проекта из организационной структуры компании, например в форме отдельного виртуального предприятия [12, c. 60].
Уровень адаптивности и гибкости организационной системы должен соответствовать уровню динамичности внешнего окружения деятельности предприятия.
Каждая структура может быть выполнена в разнообразных по потенциалу адаптации вариантах. Многое зависит от уровня регламентированности деятельности работающих (числа и подробности проработки существующих правил/процедур выполнения работ (подробности описания бизнес-процессов) и организационного поведения), Данное свойство обозначим понятием «уровень структуризации» [7, c. 45].
Разнообразные организационные структуры в содержательном понятии стремятся к разным уровням структуризации, это разрешает расположить их в единой системе «механистические-органистические».
Рис. 7. Органистические и механистические структуры
Как видно на рисунке 7 с одной стороны такого представления находятся сбалансированные матрицы, на другом – проектные и дивизиональные структуры. На рисунке 8 приведем пример построения организационных структур в неком гипотетическим двумерном пространстве «направление интеграции — уровень структуризации».
Рис. 8. Построение организационных структур
И все же рассмотрев возможные виды организационных структур, дадим ответ на вопрос об алгоритме построении организационной структуры управлении организацией [1, c. 37].
Таким образом, по результатам выполнения первого раздела работы можно сделать ряд выводов.
1. Основными факторами, которые определяют особенности организационной структуры являются:
- масштабы и разнообразие функций организации. В крупных, особенно реализовывающих множество видов деятельности организациях, больше подразделений, многочисленнее и разнообразнее связи между ними, а поэтому масштабнее и сложнее управленческая структура;
- норма управляемости, то есть предельное число подчиненных, которыми можно эффективно руководить. Ее средняя величина составляет 7-10, в том числе на высших уровнях организации - 4-5, а на нижних, при выполнении простых работ, может достигать 20.
2. Наиболее эффективным подходом к проектированию организационных структур является инжиниринговый подход.
3. Организационный анализ компании проводится с использованием полной бизнес-модели.
4. Рассмотрев в первом разделе работы подходы к построении организационных структур, перейдем к анализу проблем организационной структуры ООО «СпецЛит», данному вопросу посвящен второй раздел работы.
Глава 2. Сравнительный анализ систем управления гостиничных предприятий
2.1. Анализ организационной структуры бизнес-отеля «Алмаз»
«Алмаз» относится к категории бизнес-отель и направлен на деловых людей. Комплекс расположен в живописной местности в лесопарковой зоне, вдали от шума и суеты. В гостинице «Алмаз» высокое качество обслуживания и вежливый персонал, который всегда выслушает и поможет решить возникшие у постояльца вопросы. Каждый номер гостиничного комплекса индивидуален и является результатом интересного дизайнерского решения.
Миссия - предоставление уютных номеров для временного проживания, с высоким качеством обслуживания. доступных широкому кругу потребителей с различным достатком с целью получения прибыли, обеспечение покоя и безопасности гостей с целью их привлечения.
Цели – создание спроса, привлечение новых клиентов, получение прибыли
Каждая гостиница имеет свои особенности организационной структуры. Схема организационной структуры гостиницы «Алмаз» представлена на рисунке 9.
Данная схема соответствует типу линейно-функциональной структуре управления, так как руководители являются единоначальниками, а функциональные органы оказывают им помощь .
Номерной фонд
- Двухместный номер (Эконом)
В номере: две односпальные кровати, шкаф-купе, телевизор, телефон, мини-бар, сейф. В ванной: душ, туалет, раковина, фен.
- Двухместный номер (Стандарт)
В номере: двуспальная кровать, шкаф-купе, телевизор, телефон, мини-бар, кондиционер, сейф. В ванной: душ, туалет, раковина, фен
Генеральный директор
Исполнительный директор
Служба номерного фонда
Бухгалтерия
Отдел маркетинга и продаж
Инженерная служба
Отдел снабжения
Служба управления персоналом
Безопасность
Портье
Горничные
Бронирование
Обслуживание мероприятий
Рестораны
Производство питания
Обслуживание в номере
Банкеты
Бары
Служба питания и напитков
Телефон
Рис. 9. Схема организационной структуры гостиницы «Алмаз»
- Двухместный номер (Улучшенный)
В номере: двуспальная кровать (или две односпальные кровати), столик, два кресла, стулья, кондиционер, телефон, телевизор, сейф, мини-бар. В ванной: душевая кабина (или ванна), туалет, раковина, фен, халат, тапочки.
- Номер Студио
В номере: зона гостиной и зона спальни. В зоне спальни: двуспальная кровать (или две односпальные кровати), кондиционер, прикроватные тумбочки, настольные лампы. В зоне гостиной: диван, кресло, журнальный столик, холодильник, мини-бар, телефон, телевизор, письменный стол, стул, сейф, утюг. В ванной: ванная (или джакузи), туалет, раковина, фен, халат, тапочки.
- Номер Полулюкс (Комфорт)
В номере: двуспальная (или две односпальные кровати), столик, два кресла, стулья, кондиционер, телефон, телевизор, сейф, мини-бар. В ванной: душевая кабина (или ванна), туалет, раковина, фен, халат, тапочки.
- Номер Люкс
В номере: спальня и гостиная. В спальне: двуспальная кровать, кондиционер, прикроватные тумбочки. В гостиной: диван, кресло, журнальный столик, мини-бар, телефон, телевизор, письменный стол, стул, сейф, утюг. В ванной: гидромассажная душевая кабина, туалет, раковина, фен, халат, тапочки.
- Номер Люкс (Двухуровневый с мансардой)
В номере: гостиная и спальня. В спальне: двуспальная кровать, кондиционер, утюг. В гостиной: диван, кресло, журнальный столик, мини-бар, телефон, телевизор, письменный стол, стул, сейф. В ванной: душ (или ванна), туалет, раковина, фен, халат, тапочки. Номер с мансардой.
- Апартаменты
В номере: гостиная, спальня и кухня. В спальне: двуспальная кровать, кондиционер, прикроватные тумбочки, настольные лампы. В гостиной: диван, кресло, журнальный столик, телефон, телевизор, письменный стол, стул, сейф, утюг. В кухне: плита, микроволновая печь, обеденный стол, стулья, холодильник, мини-бар. В ванной: ванна (или джакузи), туалет, раковина, фен, халат, тапочки.
«Алмаз» - это уютный островок для ценителей красивой жизни и комфорта во всех его проявлениях. Гостям предлагают великолепный сервис и множество интересных возможностей:
- 69 комфортабельных и уютных номеров различных категорий;
- спортивно-оздоровительный комплекс, в котором можно посетить сауну, тренажерный зал, солярий, расслабиться благодаря сеансу массажа;
- La Rose D’or – ресторан изысканной французской кухни;
К услугам Бизнесменов
- Конференц-зал "Большой"
Площадь зала 70 кв.м, вместимость — до 70 человек
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- лазерная указка
- музыкальный центр и микрофоны
- экран (180х180)
- флип-чарт, блокнот, маркеры для флип-чарта
- канцелярские принадлежности (бумага, ручки)
- вода (кулер)
- Конференц-зал "Малый"
Площадь зала 35 кв.м, вместимость — до 30 человек
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- лазерная указка
- экран (180х180)
- флип-чарт, блокнот, маркеры для флип-чарта
- канцелярские принадлежности (бумага, ручки)
- вода (кулер)
- Тренинг-зал
Площадь зала 28 кв.м, вместимость — до 20 человек
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- лазерная указка
- экран (180х180)
- флип-чарт, блокнот, маркеры для флип-чарта
- канцелярские принадлежности (бумага, ручки)
- вода (кулер)
Также можно воспользоваться: услугой визовой поддержки иностранных граждан, услугами прачечной, камерой хранения, бильярдом, библиотекой и посетить зимний сад. Для гостей работает круглосуточный Room-service.
Гостиница «Алмаз» имеет свою базу отдыха «Алмаз-Увильды».
База отдыха расположена на берегу одного из красивейших озер Урала - озере «Увильды».
Озеро славится своей чистой целебной водой. Вода никогда не цветет, благодаря особым составляющим, среди которых радон, магний, селен, железо и другие целебные компоненты. Вода озера высокого качества, слабоминерализована и имеет благоприятный кислородный режим.