Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (1. Теоретические аспекты по проблемы влияния личностных особенностей на выбор профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 407

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема пятая - незнание собственных способностей.

Выбирающий будущую сферу работы, зачастую не знает о своих наклонностях и способностях. Не может или не хочет четко определить свои недостатки и достоинства. Чтобы решить эту проблему можно обратиться к специальным тестам, статьям по психологии или к помощи специалистов.

Проблема шестая - недооцененные физические возможности.

Также загвоздка при выборе специальности может быть в необъективной оценке своих физических особенностей и состояния здоровья. Существует целый ряд профессий, которые предполагают тяжелый труд на вредном производстве, что обязательно следует учитывать при выборе специализации[6].

Выводы по 1 главе

Большинство решений, сценариев профессии и реализации делается в раннем детском возрасте под вербальным или невербальным влиянием близкого окружения. Ребёнок слушает родителей и выбирает из того, что слышит, при этом многие родительские и Родовые установки передаются невербально, как, например, ожидания или собственные нереализованные желания родителей.

Изменение ранних решений заключается в механизме, названном "перерешение" (redecision) в психологии или изменение глубинных подсознательных программ на наших практиках. После обнаружения сценарного решения, необходимо принять новое решение, заключающееся в свободном выборе сферы деятельности, независимо от мнений родителей и социума. В этом случае, подсознательная часть психики приходит на помощь в улучшении жизненной ситуации, направляя ресурсы нового решения на исполнение задуманного. В ином случае у человека может появиться внутренний конфликт между сознанием и подсознанием: сознание приняло решение жить по-новому, подсознание продолжает выполнять старые установки. Ресурсы тратятся не на решение проблемы и изменение внешней ситуации, а на внутреннюю борьбу[7].

В примере со Светой её новое решение заключалась в отказе от необходимости доказывать семье свою красоту, безусловного принятия себя и собственного решения в профессии. Через примерно месяц девушка уволилась с предыдущей работы и нашла любимую работу в качестве управляющей растущей компании вышивки и шитья hand-made.

Если вы чувствуете, что есть возможность работать в другой сфере, на любимой работе, перестать выполнять чужие программы, начать проявлять свою индивидуальность, то пришло время освобождать себя от мешающих установок и реализовать новые решения.


Глава 2. Практическое изучение влияния личностных особенностей на выбор профессиональной деятельности

2.1. Влияние личности на выбор профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность занимает особое место среди различных видов социальной деятельности человека. Индивид как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональной деятельности, как основному направлению становления и развития личности.

Рассмотрим сущность понятия «профессиональная деятельность», используемого представителями отечественной психологии.

По мнению Н.В. Самоукиной, термин «профессия» происходит из латинского и французского языков и имеет примерно такое значение — говорить публично, объявлять, заставлять. Профессия понимается как общность, как область приложения сил, как деятельность и область проявления и реализации личности.

В свою очередь профессионал может преобразовывать свою профессиональную деятельность, внося в неё творческие элементы, расширяя область приложения своих сил, придумывая новые средства, приёмы работы[8].

С точки зрения Н.В. Самоукиной, профессия как трудовая деятельность имеет следующую структуру (включает):

1) заданные цели, представления о результате труда;

2) заданный предмет (исходный материал – не обязательно вещь, но и ситуация неопределённости, любая система, например, социальная, знаковая, художественно — эстетическая и др.);

3) систему средств труда (в зависимости от предмета они существенно различаются между собой);

4) систему профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);

5) систему прав;

6) производственную среду, предметные и социальные условия труда.

И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий рассматривают профессиональное и личностное самоопределение как центральное новообразование ранней юности. При этом личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной деятельности, по их мнению, приводят к становлению личности как субъекта деятельности 


Э.Ф. Зеер представляет профессиональное становление субъекта как движение личности развёрнутое во времени в ходе профессионального труда, которое охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную профессиональную деятельность 

На основании результатов своих исследований Е.А. Климов предлагает возможную группировку фаз жизненного пути профессионала выделяя последовательные фазы: оптации, адепта, адаптации, интернала, мастерства, авторитета, наставничества. Кратко рассмотрим эти фазы:

1) В периоде фазы оптанта или оптации человек стоит перед проблемой выбора профессии или вынужденной переменой профессии и осуществляет свой выбор. Данная проблема может вставать и перед подростками, и будущими выпускниками средней школы, и профессионалами. Эта фаза завершается формированием реалистического представления о мире труда и своего места в нём, появлением профессионального плана.

2) На фазе адепта или профессиональной подготовки (в ходе многолетней профессиональной подготовки) у субъекта учебно–профессиональной деятельности происходят существенные изменения в самосознании, в направленности, информированности, умелости[9].

3) Во время фазы адаптации к работе молодой специалист должен понять, почувствовать новые нормы, регулирующие его поведение, образ жизни, манеры, внешний облик, освоить «технологические» тонкости профессии и должен научиться соответствовать этим нормам.

4) Фаза интервала является этапом развития профессионала, на котором он приобретает значительный профессиональный опыт, имеет профессиональную направленность, способен самостоятельно выполнять основные профессиональные функции на данном трудовом посту. Профессионал на данном этапе своего развития характеризуется как состоявшийся или «вошедший в профессию».

5) Фаза мастерства включает характеристики последующих за нею фаз: авторитета и наставничества. Субъект деятельности способен решать самые сложные профессиональные задачи. Мастер отличается от других специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентированностью в своей профессиональной области. Он выработал индивидуальный стиль деятельности, стабильно получает хорошие результаты деятельности.

6) Находясь на фазе авторитета, профессионал является мастером своего дела. На данной фазе профессиональная деятельность характеризуется высокой успешностью. В условиях этой фазы индивид, несмотря на свой биологический возраст, успешно решает профессионально — производственные задачи, опираясь на высокий уровень профессионализма, умелость, организаторские способности и личностные характеристики и качества[10].


7) Фаза наставничества характеризуется тем, что авторитетный мастер своего дела в каждой профессии имеет единомышленников, учеников, которые перенимают его опыт, следуют ему. Жизнь профессионала, несмотря на его биологический возраст, имеет определённую перспективу, смысл в связи с передачей опыта молодым профессионалам, отслеживанием их успехов, посильным включением в их дела.

Рассматривая условия и факторы эффективности профессиональной деятельности, Н.В. Самоукина отмечает что на всех этапах развития человека как представителя той или иной профессии он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных, причём теоретически необходимо чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала.

К объективным факторам относятся требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определённых свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально значимых (важных) качеств). 

Субъективные факторы – это имеющиеся у данного работника задатки и способности, его мотивация и уровень притязаний, а также индивидуально-психологические свойства и особенности, которые являются объектом нашего исследования. 

Рассмотрим ряд точек зрения авторитетных авторов:

Условия и факторы эффективности профессиональной деятельности.

Б.М. Теплов подчеркивает, что эффективность профессиональной деятельности зависит в первую очередь от индивидуальных способностей человека, при этом «способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности (эффективности) выполнения той или другой деятельности. Однако, не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность эффективного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность. …У каждого человека существует также свой, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, влияющий на её эффективность или неэффективность»

Индивидуальный стиль, по мнению Е.А Климова, включает всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности: «…индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности…


Среди особенностей такого рода, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке («А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»)[11].

При этом следует подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т.е. одна и та же особенность деятельности может оказаться в одном случае в категории «А», в другом — в категории «Б» в зависимости от характера объективных требований. …

Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от каждого по способностям» 

Что же следует понимать под эффективностью профессиональной деятельности?

Н.В. Самоукина представляет эффективность в профессиональной деятельности как «… достижение работником значимой цели и преодоление или преобразование условий, препятствующих достижению этой цели». И как мы рассматривали выше одним из факторов, оказывающих влияние (препятствующих «достижению этой цели» — эффективной профессиональной деятельности) на эффективность профессиональной деятельности работника (в нашей работе сотрудников торговой компании) является субъективный фактор, то есть личностные характеристики человека труда[12].

Как показывают исследования Н.А. Лавровой, основанные на анализе влияния личностных особенностей (личностных характеристик) на эффективность профессиональной деятельности в системе «человек – человек», требования, выдвигаемые авторами, как определяющие для эффективной профессиональной деятельности, более чем разнообразны. Н.А. Лаврова и ряд других исследователей установили, что субъект трудовой деятельности как личность характеризуется определённой специфической совокупностью устойчивости личностных образований, в которую входят: мотивы, установки, иерархическая система сложившихся субъективных отношений, направленность, способы поведения и реагирования, характерологические особенности и другие структуры, определяющие своеобразие его индивидуально-психологических проявлений в профессиональной деятельности.

Критерии эффективности профессиональной деятельности. Как отмечалось выше, одним из показателей эффективности профессиональной деятельности человека труда является эффективная реализация профессионально-важных качеств. Для участников нашего исследования в соответствии с регламентирующими документами, разработанными в Торговой компании «Магнит» (в первую очередь в соответствии с профессиограммой) такими группами качеств являются: усилие сотрудника, старание сотрудника, настойчивость сотрудника, добросовестность сотрудника, направленность сотрудника, коммуникабельность сотрудника.