Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (1. Теоретические аспекты по проблемы влияния личностных особенностей на выбор профессиональной деятельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 10
Одну и ту же работу человек выполняет с разной затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости, но выполняет её по-разному. Он может работать в полную силу, а может в полсилы. Также он может стремиться брать работу более легкую, а может искать и браться за сложную и тяжёлую работу, может выбирать решение проще, а может искать и браться за сложное решение. Всё это отражает, какие усилия готов затратить человек и показывает уровень его мотивации.
Важной характеристикой в деятельности человека является настойчивость продолжать и развивать начатое дело. Часто встречаются люди, которые быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имели очень хороший результат деятельности вначале, то потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на более низком уровне по сравнению с их возможностями[13].
Также важнейшим условием успешного выполнения работы является добросовестность. Именно от неё зависит, насколько ответственно человек подходит к выполнению своих обязанностей. Человек может быть первоклассным специалистом и обладать достаточными знаниями, быть способным и много работать, но при этом относиться к своей работе с недостаточной степенью добросовестности. И, наконец, уровень его направленности, который указывает на то, к чему он стремится, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять свою работу потому, что она приносит ему определённое удовлетворение (моральное или материальное), а может и потому, что он стремится помочь своей организации добиться её целей.
На основании анализа литературы специалистами отдела по работе с персоналом ТК «Магнит» были выделены описанные ниже критерии (группы качеств) эффективности профессиональной деятельности персонала.
Группа качеств 1. «Усилие сотрудника».
— степень сложности выполняемой работы;
— степень испытываемого напряжения.
Группа качеств 2. «Старание сотрудника».
— уровень качества выполняемой работы;
— степень «отдачи себя» работе;
— степень желания совершенствовать свои способности.
Группа качеств 3. «Настойчивость сотрудника»
— степень способности выдвигать идеи, конструктивные предложения и добиваться их реализации;
— уровень стремления развивать свое ремесло;
— степень стремления к профессионально-личностному развитию.
Группа качеств 4. «Добросовестность сотрудника».
— уровень ответственности в выполнении работы;
— степень соблюдения требований и норм деятельности;
— степень реализации функциональных обязанностей;
— степень опрятности внешнего вида.
Группа качеств 5. «Направленность сотрудника».
— уровень морального удовлетворения работой;
— уровень материального удовлетворения работой;
— степень удовлетворения работой именно в нашей организации.
Группа качеств 6. «Коммуникабельность сотрудника».
— степень вежливости и внимательности с клиентами;
— степень вежливости и внимательности с коллегами;
— степень вежливости в отношениях с руководством;
— уровень грамотности речи.
Анализируя условия и факторы, оказывающие влияние на эффективность профессиональной деятельности персонала торговой компании, следует отметить, что наряду с субъективными факторами (под которыми нами понимаются личностные характеристики и особенности персонала), существенное влияние на эффективность профессиональной деятельности сотрудников оказывает и такой объективный фактор, как нематериальное стимулирование[14].
2.2. Проблема выбора профессии учащимися старших классов
Проблема выбора профессионального самоопределения старшеклассников очень актуальна в настоящее время. Усиление интереса к вечной проблеме профессиональной ориентации личности как процесса выбора профессии и самореализации в ней обусловлено, прежде всего, практическим запросом, формирующимся в постоянно меняющихся условиях экономических и социальных изменений, происходящих в современной России.
Изучением проблемы профессионального выбора занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. Профессиональная пригодность, особенности личности, формирующиеся в процессе профессиональной ориентации и развития, рассмотрены в работах Е.М. Борисовой, Е.А. Климова, Л.А.Кравчук, С.А.Сидоренко и др. Проблемы выбора профессии старшеклассниками нашли свое отражение в исследованиях Е.А. Климова, В.А. Полякова, С.В.Фроловой, С.Н. Чистяковой и др.
В пору ранней юности все определенней и отчетливей складывается индивидуальный облик каждого старшеклассника, все яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга как по темпераменту и характеру, так и по своим стремлениям, интересам и способностям. Индивидуальные особенности личности особенно отчетливо проявляются в их решении, какой жизненный путь избрать каждому из них после окончания школы.
При выборе профессии у старшеклассников возникает множество противоречивых вопросов и проблем. К примеру, многие родители, думая о будущем своего ребенка, не учитывают его умения, интересы и способности, акцентируя внимание на престиже, востребованности и прибыльности будущей профессии. Дети также не всегда адекватно выбирают направление: или они следуют советам друзей и преподавателей, или испытывают влияние родителей, руководствующихся мотивами, изложенными выше.
Анализируя профессиональное самоопределение старшеклассников можно выделить основные виды мотивов их выбора: романтика профессий; общая мотивировка; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; немотивированный выбор; ссылка на пример, мотивы познавательного характера.
С целью изучения мотивов выбора профессии старшеклассниками, нами было проведено экспериментальное исследование. Исследование осуществлялось на выборке испытуемых в количестве 17 человек, в возрасте 15-16 лет, женского и мужского пола (8 юношей, 9 девушек). В качестве психодиагностических методик были выбраны: методика «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчарова, Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А.Климова, Методика «ОПП» Д. Голланда.
Результаты, полученные по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчарова представлены в таблице 1.
Таблица 1. Анализ результатов методики «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова в группе.
Мотивы |
Испытуемые % |
( кол-во чел). |
Внутренние индивидуальные |
23,5 |
4 |
Внутренние социальные |
23,5 |
4 |
Внешние положительные |
23,5 |
4 |
Внешние отрицательные |
29,5 |
5 |
Анализ результатов по данной методике позволил нам определить, что 23,5% (4 чел.) испытуемых руководствуются внутренними индивидуально – значимыми мотивами, т.е. при выборе профессии они, в первую очередь, думают, соответствует ли она их интересам и способностям, умственному и физическому развитию; социально-значимые мотивы, такие, как: возможность приносить пользу людям, дает возможность для роста профессионального мастерства и др., выбирали для себя 23,5% (4 чел.) учащихся; внешние положительные мотивы, а именно близка к любимому школьному предмету, избрали 23,5% (4 чел.) учащихся; внешние отрицательные мотивы, т.е. профессия выбрана под давлением родителей или друзей – у 29,5% (5 чел.) старшеклассников.
Таким образом, можно сделать вывод, что для 47% (8 чел.) опрошенных учащихся главенствующими являются внутренние мотивы выбора профессии, а именно ее общественная и личная значимость, что говорит о том, что внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления; для 53% (9 чел.) опрошенных характерны внешние мотивы выбора профессии, такие как стремление к престижу, боязнь неудачи» и т.д. Выбор профессии проходит под руководством взрослого.
Результаты, полученные по методике Е.А. Климова Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (ДДО) представлены на таблице 2.
Таблица 2. Соотношение профессиональных предпочтений старшеклассников(%).
Тип |
Испытуемые, % |
Человек-человек |
35,4 % (6 чел.) |
Человек-природа |
11,7 % (2 чел.) |
Человек-знаковая система |
11,7 % (2 чел.) |
Человек-художественный образ |
5,8 % (1 чел) |
Человек-техника |
35,4 % (6 чел.) |
Анализ результатов, полученных по данной методике, позволил определить, что 35,4 % (6 чел.) испытуемых предрасположены к профессиям, связанные со сферой «человек-человек», у данных учащихся хорошо развита сфера общения, а также умение взаимодействовать с другими людьми; для 35,4 % (6 чел.) учащихся характерен тип «человек-техника», для них характерны эмоциональная сдержанность, повышенное чувство ответственности, деловитость, способность самостоятельно работать, аккуратность и добросовестность; для 11,7 % (2 чел.) характерен тип «человек – знаковая система», т.е. рекомендованы все профессии, связанные с цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. Им присущи такие черты, как скрупулезность, аккуратность, системность в работе; 11,7 % (2 чел.) учащихся предрасположены к профессиям, связанных со сферой «человек-природа», им рекомендованы все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; и у 5,8 % (1 чел.) выявлен тип «человек-художественный образ», для них характерны нестандартный ум, развитое эстетическое чувство, художественный такт.
Проанализировав результаты методики ДДО Е.А. Климова, можно сделать вывод о том, что старшеклассники отдают предпочтение профессии «человек-человек».
Результаты, полученные по методике Дж. Голланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности» представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты методики «Профиль типов личности по Дж. Голланду».
Типы личности |
Испытуемые |
реалистичный тип |
17,6 % (3 чел.) |
интеллектуальный тип |
17,6 % (3 чел.) |
социальный тип |
41,2 % (7 чел.) |
предприимчивый тип |
11,8 % (2 чел.) |
артистический тип |
11,8 % (2 чел.) |
Анализ результатов по данной методике позволил выявить преобладание «социального типа». Чуть ниже показатель по интеллектуальному и реалистическому типам. В данной группе нет конкретной направленности типа личности, что свидетельствует, скорее всего, либо о некоторой неопределенности в выборе профессии, либо о том, что дети данной группы не совсем определились с профилем будущей деятельности. Но, тем не менее, можно сказать, что большинство старшеклассников данной выборки 41, 2% (7 чел.) обладает социальными умениями, имеют психологический настрой на человека, обладают хорошими вербальными способностями.
Таким образом, изучив теоретические подходы по проблеме выбора профессии учащимися старших классов и проанализировав полученные результаты исследования, мы можем сделать вывод, что учащиеся не достаточно осознанно подходят к выбору профессии. Им не хватает навыков самопознания, чтобы определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстраивать алгоритм последующих действий. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о способностях и склонностях собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы. Это свидетельствует о том, что будущие выпускники как никогда нуждаются в квалифицированной помощи педагога-психолога[15].
Как выяснилось, существует множество причин, почему человек выбирает ту или иную профессию и для каждого они свои. К примеру, это может быть: личный выбор или решение, основанное на совете родителей, главное, чтобы старшеклассник осознанно для себя сделал этот шаг, чтобы в будущем он не пожалел о выборе своей «дороги жизни». Безусловно, на этом пути будет еще много дорог, куда можно свернуть. А может так повезет, что и сворачивать не придется.
Естественно, что мотивы не возникают беспричинно, «из воздуха». Они рождаются благодаря результатам влияния всевозможных факторов на личность.
Одним из таких обстоятельств является социальный фактор. По результатам различных исследований можно сделать вывод, что социальный фактор делится на ступени: