Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (1. Теоретические аспекты по проблемы влияния личностных особенностей на выбор профессиональной деятельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 408
Скачиваний: 10
1. Друзья;
2. СМИ;
3. Педагогический коллектив;
4. Влияние семьи;
5. Учебные предметы;
6. Внеклассная работа;
7. Организации;
8. Работа вне школы.
Безусловно, выбор профессии во многом зависит и от внутренней позиции ученика. Выбирая профессию самостоятельно, по своим предпочтениям, ученик имеет больше шансов работать с удовольствием и без напряжения.
Экономический фактор также воздействует на мотивы выбора профессии. Проводя исследование, А.И.Ходаков заметил, что многие старшеклассники выбирают профессии, для того, чтобы иметь возможность зарабатывать неплохую сумму денег и уже, потом смотрят на совместимость с профессией, а также на свои возможности. Лишь некоторые учащиеся, судя по его исследованиям, всерьез задумываются о своей будущей жизни, профессии и понимают сложность процесса ее выбора. Следует сделать вывод, что учащиеся не серьезно относятся к данному вопросу, основываются лишь на материальном благополучии.
Изучая научную литературу, результаты исследований по данному вопросу, было принято решение провести собственное исследование, связанное с изучаемой проблемой.
Диагностика сформированности профессионального самоопределения включала в себя следующие методики: «Анкета профориентации для старшеклассников», методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
«Анкета профориентации для старшеклассников» предусматривает ряд вопросов, касающихся профессионального самоопределения старшеклассников. В ходе анкетирования были получены следующие результаты.
После окончания школы работать и учиться планируют 33% учащихся, такое же количество учащихся еще не решили, куда им стоит пойти после обучения в школе; учиться дальше собирается 15% учащихся; 19% учащихся предполагают, что после окончания школы пойду работать.
На данный момент уже определились с профессией 57% учащихся, однако 43% учащихся затрудняются с выбором.
По мнению 33% учащихся, профессия должна быть престижная, а также интересная. 19% учащихся считают, что профессия должна быть востребована на рынке труда, и только 15% учащихся выберут профессию, потому что она высокооплачиваемая.
Среди учащихся 43% предполагают, что выбор надо осуществлять, опираясь на свое мнение. 28,5% учащихся ответили, что на профессиональный выбор наибольшее влияние оказали родители. Материальное положение семьи повлияло на выбор профессии у 9,5% учащихся. Мнение друзей стало решающим для 14% учащихся. И только на выбор профессии 5% респондентов повлияло состояние здоровья.
Было выявлено, что четверть учащихся нуждаются в помощи психолога в решении проблемы выбора профессии, а остальные 76% учащихся готовы сами определиться.
Методика Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии» предназначена для определения преобладающего типа мотивации при выборе профессионального пути. В данной методике выделяется 4 типа мотивов: внутренние индивидуальные, внешние социальные, внешние положительные и внешние отрицательные. Под внутренними мотивам выбора профессии понимается общественная и личная значимость профессии; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации. Анализ результатов исследования показал, что у некоторых учащихся 10 класса присутствуют два мотива одновременно. В профессиональном выборе старшеклассников пересекаются такие мотивы, как: внутренние индивидуально-значимые и положительные – 5%, внутренние социально-значимые и отрицательные – 5%, внутренние индивидуально-значимые и отрицательные – 5%, внутренние индивидуально-значимые и социально-значимые мотивы – 5%.Это свидетельствует о том, что учащийся для себя еще точно не решил, какая именно профессия ему подходит.
Результаты исследования можно увидеть на рисунке 1.
Рис.1. Результаты исследования мотивов выбора профессии
У остальных учащихся в основном преобладает по одному мотиву: внутренние индивидуально-значимые преобладают у 23,5%, внутренние социально-значимые – у 28,5%, внешние положительные и внешние отрицательные мотивы проявляются у равного количества учащихся – 14%.
Выводы по 2 главе
Обобщая результаты исследования по мотивам выбора профессии, можно сделать вывод, что чуть больше половины старшеклассников способны самостоятельно сделать профессиональный выбор, опираясь на свое мнение и внутренние мотивы (57% учащихся). При этом в данной категории респондентов присутствуют учащиеся, которым необходима психолого-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении. Для успешного выбора профессии очень важно, чтобы учащийся сделал выбор сам, а также, чтобы выбранная профессия соответствовала его способностям и склонностям. В перспективе ошибочный профессиональный выбор может приводить к серьезным внутриличностным конфликтам из-за несоответствия трудовой деятельности характеру, способностям и склонностям человека.
К сожалению, не всегда профессиональное самоопределение протекает гладко. Существуют и другие примеры, когда ученик после окончания школы идет туда, куда возьмут, а не туда – куда хотелось бы ему, или, к примеру, его родителям. Естественно, что причиной этому может стать отсутствие оказания помощи старшекласснику в нужный момент. Будь то помощь психолога или педагога.
Конечно же, данная проблема должна очень широко рассматриваться всеми участниками образовательного процесса в этом возрасте. Школьный психолог на этом этапе просто обязан прослеживать состояние каждого ученика в плане профессионального самоопределения и при выявлении каких-либо трудностей сразу же «бежать на помощь», чтобы направить ученика в «нужное русло».
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс профессионального самоопределения – процесс не из легких, и что достичь наилучшего результата можно только во взаимодействии психолога со старшеклассником.
Заключение
Таким образом, профессиональный выбор чаще всего связан с психологическими аспектами личности и ошибками при выборе профессии. При этом ошибка при выборе профессии невозможна, так как последствия в большинстве случаев неисправимы, так как будут неблагоприятно влиять на жизнь человека.
Таким образом, профессиональное самоопределение зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей личности, а к факторам, влияющим на формирование профессионального самоопределения, относятся: психологические и эмоциональные трудности, ошибки при выборе профессии; уровень притязаний на общественное признание; уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов.
На основе анализа статьи авторы пришли к следующим выводам:
- профессиональное самоопределение выпускников школ в современных условиях следует рассматривать как неизбежность выбора профессии с учетом ее востребованности на рынках образования и труда, материальной выгоды и престижности;
- несоответствие между объективными условиями современной школы, потребностью в высококвалифицированных специалистах на рынке труда и субъективными условиями социализирующейся личности выпускника школы, снижает число выпускников, сумевших к завершению учебы в школе самостоятельно выбрать профессию;
- успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений;
- профессиональное самоопределение выпускников школ, выполняя функцию социального ориентира, выступает как доминирующий фактор социализации;
- профессиональное самоопределение значительной части выпускников школ происходит под влиянием объективных условий и внутренних ориентиров на высокое материальное благополучие, которое, в конечном счете, обеспечивает значительный социальный статус.
Выявлено, что условия успешного профессионального самоопределения выпускников школ осуществляется тогда, когда:
- учащиеся школ, их родители осознают значимость своевременного профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики и специфики рынка образования и труда;
- происходит включение школьников в управленческую, предпринимательскую и коммерческую деятельность;
- приобщение к различным видам общественно полезного производительного труда;
- целенаправленная работа представляет систему деятельности по координации усилий учителей, семьи, общественности, государственных структур.
Список литературы
1.Айзенк Х. Психологические теории тревожности/Х.Айзенк //Тревога и тревожность: Хрестоматия. — СПб., 2011.
2.Андриади И. А. Основы педагогического мастерства. – М., 2010.
3.Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М.Астапов. — СПб., 2014.
4.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 2012.
5.Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2013.
6.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». –СПб., 2010.
7.Изард, К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М., 2012.
8.Инкин А. Н., Савицкий И. Проблема профессионального самоопределения // Научно-практическая конференция «Современные технологии и инженерное образование», г. Волжский, ноябрь-декабрь 2014 г: материалы конференции. – Волжский, 2015 г. – С. 77-79.
9.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. «Психодиагностика. Коллекция лучших тестов». Издание второе. Ростов – на – Дону. «Феникс» 2013.
10.Климов Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М., 2016.
11.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2012.
12.Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 2016.
13.Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек»/ Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2013.
14.Лысенко Е.М. Возрастная психология. Владос-пресс. Москва, 2016.
15.Лысенко Е.М., Тареева А.Ю. Возрастная психология: методические рекомендации. Саратов, 2010.
16.Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 2014.
17.Мир детства: юность /под ред. А.Г.Хрипковой; М.; Педагогика, 2012.
18.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. «Просвещение». Москва, 2010.
19.Немова Н. Как создать среду, побуждающую к успеху? Мотивация обучения – достижение успеха. // Директор школы. – 2012. - № 7.
20.Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших пед. учебных заведений в 3 кн.- Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2011.
21.Немов Р.С. Психология. Книга 2. Владос. 2013.
22.Осипова А.А. "Общая психокоррекция"; М, 2010.
23.Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2010.
24.Основы психологии: Практикум. / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д., 2012.
25.Панфилова М.А. Игратерапия общения - М., 2010.
26.Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб, Издательство «Речь», 2011.
-
Инкин А. Н., Савицкий И. Проблема профессионального самоопределения // Научно-практическая конференция «Современные технологии и инженерное образование», г. Волжский, ноябрь-декабрь 2014 г: материалы конференции. – Волжский, 2015 г. – С. 77-79. ↑
-
Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек»/ Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2013. ↑
-
Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2013. ↑
-
Немова Н. Как создать среду, побуждающую к успеху? Мотивация обучения – достижение успеха. // Директор школы. – 2012. - № 7. ↑
-
Андриади И. А. Основы педагогического мастерства. – М., 2010. ↑
-
Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2010. ↑
-
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». –СПб., 2010. ↑
-
Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб, Издательство «Речь», 2011. ↑
-
Айзенк Х. Психологические теории тревожности/Х.Айзенк //Тревога и тревожность: Хрестоматия. — СПб., 2011. ↑
-
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 2012. ↑
-
Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 2014. ↑
-
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. «Психодиагностика. Коллекция лучших тестов». Издание второе. Ростов – на – Дону. «Феникс» 2013. ↑
-
Климов Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М., 2016. ↑
-
Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М.Астапов. — СПб., 2014. ↑
-
Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших пед. учебных заведений в 3 кн.- Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2011. ↑