Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (1. Теоретические аспекты по проблемы влияния личностных особенностей на выбор профессиональной деятельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 405
Скачиваний: 10
Введение
Поиск и выбор профессии для выпускников школы на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем в педагогике. Так, профессиональное самоопределение – это процесс и результат поиска и приобретения человека профессии, которая удовлетворяла бы его условиям, содержанием труда, соответствовала индивидуальным особенностям.
Всё больше и больше выпускников средних и высших учебных заведений сталкиваются с проблемой трудоустройства, и зачастую причиной этого становится незаинтересованность будущих профессионалов в выбранной ими специальности.
Лишь некоторые абитуриенты, выбирая тот или иной вуз, направление, уверены, что в будущем будут работать и наслаждаться работой по специальности. Остальным же создают определенную мотивацию: определенные льготы, престижность ВУЗа или же предопределенность профессии своему ребенку родителями. После окончания обучения молодой специалист не может найти себе работу по разным причинам: маленькая зарплата, плохие условия или же просто нет желания.
Поэтому всё больше и больше экспертов призывают школьников еще до окончания учебы сделать свой профессиональный выбор, от которого во многом будут зависеть успехи в жизни. Ведь в современном мире профессия становится неоспоримой ценностью, определяя положение в обществе, доход, образ жизни и т.п.
Выбор профессии всегда связан с мировоззрением человека, его профессиональными интересами и идеалами. Закономерно, что учащиеся испытывают трудности в процессе самоопределения, на который оказывают влияние субъективные, объективные и субъективно-объективные факторы, многие из которых стали особенностью современности. Среди них особенно популярными стали: так называемая «проблема выживания вузов» и борьба за потенциального абитуриента, что оказывает отрицательное воздействие на выбор старшеклассниками учебного заведения.
Наиболее значимыми условиями выбора старшеклассниками учебного заведения выступают:
- наличие бюджетных мест;
- стоимость оплаты за обучение;
- наличие различных форм обучения и направлений.
Однако меньше всего абитуриенты обращают внимание на следующие показатели:
- государственная аккредитация;
- возможность и наличие послевузовского образования;
- востребованность специальности на рынке труда;
- наличие благоприятных условий для обучения.
Объект исследования - влияние личностных особенностей на профессиональный выбор.
Предмет исследования – специальная научная литература, статьи и монографии авторов на данную тему исследования.
Цель исследования – изучение влияния личностных особенностей на профессиональный выбор.
Гипотеза исследования. Влияние личностных особенностей индивида, а также сфера выбранной деятельности будут эффективными при:
своевременном выявлении способностей индивида и включении его в творческую трудовую деятельность;
обеспечении индивида, занимающегося творческой деятельностью полной информацией о профессиональной деятельности различного направления.
Степень научной разработанности темы. В разное время вопросами влияния личностных особенностей на профессиональный выбор занимались такие ученые, как: Инкин А.Н., Климов Е.А., Лаврова Н.А., Лысенко Е.М., Немов Р.С., Осипова А.А. и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, профессиональный выбор чаще всего связан с психологическими аспектами личности и ошибками при выборе профессии. При этом ошибка при выборе профессии невозможна, так как последствия в большинстве случаев неисправимы, так как будут неблагоприятно влиять на жизнь человека.
Задачи исследования:
1.Выявить сущность личностных способностей индивида и сферы деятельности, способствующих профессиональному росту.
2.Доказать эффективность формирования профессиональной деятельности в сочетании способностей и сферы деятельности.
При выполнении данной работы нашли применение следующие методы исследования: формально-логический, диалектический, а также метод анализа и синтеза.
Глава 1. Теоретические аспекты по проблеме влияния личностных особенностей на выбор профессиональной деятельности
1.1.Факторы выбора профессии
В наше время выбор будущей профессии происходит ближе к окончанию школы или в университете. Это может происходить самостоятельно или с участием родителей. В большинстве случаев человек думает, что выбирает то, что ему нравится, куда его тянет, куда бы он хотел пойти для реализации своих способностей и хорошего заработка. Но тайный мир подсознания ещё в детстве сделал выбор за человека, вернее сам человек уже принял решение, кем быть и в какой сфере работать[1]. Со временем принятые решения уходят в подсознание как установки и убеждения (семейные, социальные, культурные) и как невидимая сила начинают вести нас по выбранной тропе. Эти установки и убеждения, как правило, не являются положительными, так как базируются не на истинных желаниях и способностях личности, а на предписаниях. Жизненный сценарий — это план жизни, который основывается на детских решениях и родительских предписаниях, переданных ребёнку в детстве. Детские решения подкрепляются и утверждаются по мере взросления ребёнка, ещё больше втягивая человека в сценарий. Это похоже на колею на дороге — чем дольше человек по ней едет, тем глубже она становится. Большинство сценариев в сфере профессии основываются на родительских предписаниях, опыте, пожеланиях, несбывшихся желаний и планов родителей, травмах. Основные сценарные решения принимаются до трёх лет и уходят в подсознание. Многие сценарии также имеют наследственный характер и были переданы по поколениям — Родовые программы. В сознательном состоянии человеку довольно сложно осознать и понять свой сценарий в сфере профессии. Для их изменения необходимо идти глубже в своё подсознание для выявления и изменения сценарных решений и Родовых программ[2].
В подсознании находится огромный ресурс, но и там же откладываются негативные установки, убеждения, сценарии, Родовые программы, поэтому работая с подсознанием мы освобождаемся от предписаний и имеем доступ к нашему личному ресурсу. Отрицая подсознание как 95% нашей жизни, ресурсов, потенциала, возможностей, природных способностей, мы теряем действительную нить со своей истинной реализацией — тем, что нам принесёт счастье и радость в жизни. Важный момент для уточнения — можно с лёгкостью принять жизнь как фатум или судьбу, в которой мы не в силах ничего поменять. Но это тоже в какой-то мере искажённый подход к мирозданию — как способ ухода от ответственности за свою жизнь. Многие решения, кажущиеся неизбежными, являются следствием наших предыдущих решений из нашего прошлого. Прошлое мы не можем изменить, но у нас есть возможность изменить настоящее и будущее, изменяя прошлые решения.
На практике встречаются разнообразные случаи неосознанного выбора профессии задолго до их реализации. Ребёнку могут транслировать семейные сценарии в выборе профессии:
"Все мужчины были офицерами в нашей семье".
"Мы интеллигентная семья учителей".
"Мы — семья врачей".
Психологические травмы также могут способствовать принятию сценарного решения:
"Я буду спасать людей, как моя мама" ("спасающие" профессии).
"Я буду помогать пострадавшим женщинам" (по принципу проекции своих травм на других).
"Я буду бороться с пожарами" (в случае, если кто-то пострадал из-за пожара, "защищающие" профессии).
"Я буду бороться с болезнью" (когда кто-то умирает от болезни).
"Я заработаю много денег" (при безденежье в детстве установка на зарабатывание).
Пожелания, нереализованные мечты и условное принятие родителей:
"Когда я выиграю медаль, папа мной будет гордиться" (в фильме "Мирный Воин" хороша показана эта идея).
"Я буду работать в банке" (родители мной довольны, что я достиг чего-то).
"Я буду телезвездой" (итальянский фильм "Bellisima (Самая красивая)" хорошо раскрывает эту идею).
"Я буду работать юристом" (папа всегда сам хотел быть юристом, но не смог — перенёс свои желания на ребёнка)[3].
Сценарные решения всегда ведут к негативным последствиям. Во-первых, любой сценарий, основанный на чужих, пусть даже самых добрых намерениях, уводит человека от реализации его потенциала и раскрытия самости. Человек получает предписание — "Не будь собой, будь мной", "Не делай по жизни то, что ты хочешь, делай то, что я хочу". Во-вторых, человек не может полностью раскрыть себя в своей профессии, так как это не его профессия — в него природа заложила другие способности и таланты. В-третьих, сценарные решения способствуют появлению негативных эмоций, внутренних конфликтов, ссор, ощущению тревоги и беспокойства, так как человек не живёт своей жизнью, мечется между своей индивидуальностью и "заложенным" другими людьми.
Девушка Ксения пришла с запросом определиться с дальнейшей реализацией — работа в офисе окончательно ей надоела, но уйти из офиса ей что-то мешает. Ей 27 лет, у неё экономическое образование и 6 лет работы в крупной компании. По выходным рисует и лепит из глины. Начинаем разбираться и выявляем: её решения работы в офисе не являются действительно её желанием. С детства Ксения стремилась к любому творчеству, но родители не давали возможность развивать это. "На этом не заработаешь", — их ответ. Поэтому дочь пошла в школу с математическим уклоном и поступила в экономический университет. Ещё глубже выявляется — у клиентки есть сестра, очень творческая по природе, но работает в юридической компании. Её сестра получила юридическое образование. Потом выясняется, что их мама всегда хотела стать экономистом или юристом, но не смогла это сделать. Выход для неё заключался в реализации собственных желаний через дочерей — отправить одну в экономический, другую в юридический.
Проработав эту ситуацию, она спокойно смогла уволиться, записалась на курсы по дизайну и начала вести свои мастер-классы.
Ребёнку говорят и подготавливают его к профессии. По сути, за него решают, кем ему быть и где работать. Пример: женщина, 34 года, замгендиректора крупного банка, обратилась с затяжной депрессией, сложными семейными отношениями и невозможностью забеременеть. Одна из причин: папа с детства хотел передать семейное дело наследнику, но родилась девочка, и пришлось, по её словам, "делать из меня сына, директора банка". Декрет и семья отвлекут от управления семейным делом, поэтому это практически исключено из её жизни. Работа направлена на освобождение от родительского влияния и раскрытия своего потенциала. Кроме профессии, ожидания и надежды отца, подавили женскую энергию в женщине, оказали негативное влияние на её здоровье, особенно на женские органы, и заложили многие негативные программы в сфере отношений. Наша совместная с ней работа была направлена одновременно на все сферы жизни — снижение влияния отца, возвращение ожиданий и надежд, освобождение от принятых решений (в детстве она согласилась выполнять эту роль для внимания отца), выздоровление (от психосоматических заболеваний), проработка блоков в женской энергии и принятие новых решений в сфере отношений и создания семьи[4].
Один из примеров произошёл с клиенткой, Светой, 27 лет, которая обратилась с запросом сильного беспокойства по поводу работы. Света — руководитель клиентского отдела в крупном фитнес-клубе. Ей нравится её работа, но где-то внутри непонимание, приводящее со временем к раздражению, действительно ли эта её сфера деятельности. Родители вербально и невербально транслировали Свете в детстве — "ты некрасивая, полная", она принимает решение доказать родителям противоположное "я красивая", выбирая профессию, где сможет это доказать. Начинаем смотреть, и Света быстро обнаруживает практически все неосознанные решения. С раннего детства мама с папой считали её непривлекательной, довольно полной девочкой, высмеивая и критикуя её. При этом они не старались её переделать, не помогали ей стать лучше, а просто унижали и оскорбляли ребёнка. В связи с родительскими посланиями маленькая Света принимает решения: "Я докажу родителям, что я красивая и стройная". Соответственно, со временем это решение забылось, но, продолжая действовать подсознательно, выводило её на сферу красоты и стройности. В итоге — нелюбимая работа в сфере красоты, как способ доказать родителям свою привлекательность.
1.2. Трудности и ошибки при выборе профессии
Одним из значимых в жизни человека выборов является удачный выбор прибыльной профессии. От того правильно ли она выбрана зависит карьерный успех, финансовое благополучие и стабильное эмоциональное состояние человека в течение всей жизни.
Поэтому во избежание ошибок и негативных последствий, связанных с данным выбором, следует учесть следующее:
Проблема первая - влияние окружения.
На выбор будущей профессии, безусловно, влияет мнение родителей, родственников, учителей и сверстников в школе. Часто молодые люди поступают в ВУЗы за компанию с друзьями, совершенно не представляя, в чем заключается выбранная ими специализация. Многие идут по стопам своих старших родственников, с пеленок их будущее определили мать с отцом. Такой выбор, конечно может оказаться ошибкой и привести к критичным последствиям. Либо студент бросает учёбу, так и не получив диплома, либо получает образование, но никогда не работает по специальности. Трудность в целом заключается в том, что в момент выбора будущей профессии человек слишком юн и не самостоятелен в своих решениях в силу возраста. Родителям не следует подавлять желания и инициативы своего ребенка, нужно давать возможность думать своей головой[5].
Проблема вторая - проецирование личностных отношений на профессию.
Второй проблемой при выборе профессии является то, что человек берет пример с другого, того кто авторитетен, успешен. И связывает эти достижения напрямую со специализацией. Так ученик, привязываясь к своему учителю, идет по его стопам или тинэйджер, смотря на любимого спортсмена или актера, выбирает ремесло под стать. В этот момент человек не думает о специфике работы и не сопоставляет свои возможности и способности.
Проблема третья - плохая осведомленность о модных профессиях.
Многие профессии выбирают только потому, что они популярны. Все думают, что это высокооплачиваемая и престижная специальность, но забывают поинтересоваться ее особенностями. Трудно бороться с общественным мнением, особенно молодым людям. Поэтому выбор стоит делать, только хорошо разузнав все нюансы модных профессий.
Проблема четвертая - отличное знание предмета.
Школьники, безупречно знающие одну из дисциплин, делают на ней акцент. Вследствие чего выбирают профессию связанную именно с этим предметом. Проблема заключается в том, что владея одной дисциплиной можно выбрать из нескольких профессий, важно при этом не ошибиться, не хватать первую попавшуюся по списку.