Файл: Конфликты в семье (1. Разрешение конфликтов между супругами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Анализ разрешения конфликтных ситуаций

2.1. Возникновение конфликтов между родителями и детьми

Проблема отцов и детей извечна, но в современном обществе ее можно решить, поняв и осознав причины конфликта между родителями и взрослыми детьми, и научившись ведению конструктивного диалога для налаживания взаимоотношений.

Для того, чтобы понять и осознать причины возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях родителей и взрослых детей, нужно вернуться в прошлое, и взглянуть как строились детско-родительские отношения; какие ошибки воспитания ребенка были допущены, программируя жизненный сценарий, будущее сына или дочери; какие применялись стили семейного воспитания; правильно ли применялись наказания и поощрения детей родителями, да и самое главное: любили ли родители своего ребенка, или только жалели, относясь к нему как к беспомощной жертве, из-за чего, уже с раннего возраста, могла сформироваться психологическая игра по треугольнику Карпмана, которая, может быть, продолжается и по сей день, уже во взаимоотношениях родителей со взрослыми детьми, приводящая к постоянным конфликтам, противостояниям и конфронтациям[5].

После этого, можно налаживать добрые, бесконфликтные отношения родителей и взрослых детей.

В любых противостояниях и конфронтациях, в том числе и в конфликтах родителей и взрослых детей, каждая сторона пытается обвинить в проблеме взаимоотношений своего оппонента: родитель винит повзрослевшего ребенка в нелюбви и неуважении; взрослые дети обвиняют во всем своих родителей…ситуация тупиковая, часто повторяющаяся и ни к чему хорошему не приводящая.

В первую очередь, каждый из участников спора или конфликта, включая умудренных (как им кажется) жизненным опытом, безупречных и безошибочных в своих взглядах и суждениях родителей, и взрослых детей со своими современными взглядами на жизнь и мир в целом, нужно икать источник проблемы во взаимоотношениях в себе, а не в противостоящей, конфликтующей стороне.

Родителям нужно понять, что взрослые дети, сын или дочь, самостоятельные и уникальные личности, которые не должны жить и поступать в соответствии с родительскими желаниями, ожиданиями и потребностями[6].


Взрослые дети, конечно должны уважать и почитать своих родителей, но не должны ожидать от них понимания современных взглядов, жизненных ценностей и приоритетов…у каждого поколения, да и вообще, у каждого человека, свое собственное мировосприятие и понимания себя, других людей и мира в целом.

И родители, и взрослые дети, понимая и чувствуя не только себя, свои желания и потребности, но и другого человека, неважно, родитель он или ребенок биологически, исключая любой намек на эгоцентризм и юношеский максимализм, смогут достигнуть вместо пустой, деструктивной конкуренции в межличностных отношениях, конструктивного диалога и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.

Нужно разрушить вместе с негативной игрой, стереотип постоянных конфликтов, противостояний и проблем во взаимоотношениях родителей и детей, стереотип «Отцов и детей».

Непонимание подростков родителями может способствовать уходу ребенка в неформальную молодежную организацию, где он получит так необходимые ему внимание, поддержку, признание. Только открытый искренний диалог взрослых с подростком, в котором родители могут выразить свои эмоции, поделиться опасениями, аргументировать свою точку зрения, побудить ребенка к размышлению, поможет нивелировать негативное влияние субкультуры[7].

Ошибки в воспитании, неправильно сформированные установки у ребенка, некорректный стиль взаимодействия будет способствовать развитию у него аддиктивного поведения и формированию зависимостей. Согласно современным исследованиям, у подростков, не склонных к аддиктивному поведению, наиболее ярко представлены деятельностное Я (увлечения, интересы), коммуникативное Я (отношения со сверстниками, дружба и общение) и рефлексивное Я (личностные качества, философские утверждения, описание поведения). У подростков, склонных к аддиктивному поведению ярко выражено коммуникативное Я, но вместе с тем наблюдается дефицит тех личностных качеств, которые благоприятствуют общению со сверстниками и расширяют коммуникативные связи[8].

Для того чтобы у подростка сформировались адекватные формы чувства взрослости, такие, как умение принимать ответственность, выйти из конфликтной ситуации, отстоять свою точку зрения, взрослому необходимо объяснять ребенку причины его удач и неудач, указать на его сильные и слабые стороны, сообщить ему нужную информацию для достижения обозначенной цели. Важным становится установление в семье дружеских, но не панибратских, отношений взрослых и ребенка. Подросток должен быть уверен, что его выслушают, постараются понять, дадут совет. Родителям рекомендуется включать при общении такие речевые обороты, как «Я готов тебя выслушать», «Давай обсудим этот вопрос», «Я готов оказать тебе помощь».


Развитие самосознания ребенка приводит к тому, что он становится очень обидчивым, чувствительным к оценкам окружающих, часто воспринимает себя только негативно. В связи с этим полезно использовать «Я-сообщение», при котором родитель избегает прямых оценок, а говорит о своих чувствах по отношению к какой-либо ситуации и поведению подростка.

На данном этапе взросления человека особенно ценным становится его безусловное принятие, безусловная любовь. Безусловное принятие характеризуется тем, что подростка любят просто за то, что он есть, независимо от его талантов и достижений, любят всегда, даже тогда, когда он совершает некрасивые поступки. Важно сообщать своему ребенку, что вам хорошо, когда он рядом, когда вы вместе что-то делаете. Такое взаимодействие и безусловная любовь выступают залогом эмоционального благополучия растущего человека, обеспечивают ему чувство защищенности и безопасности[9].

Недопустимо использование разрушающих жизнь человека и негативно сказывающихся на формировании его «Я-концепции» родительских директив, таких как «Не живи», «Не взрослей», «Не будь ребенком», «Не чувствуй себя хорошо», ««Не достигай успеха», «Не будь лидером», Не делай», «Не будь близким», «Не будь самим собой», «Не принадлежи», «Не думай», «Не чувствуй». Такие директивы также могут выступать фактором, невротизирующим личность растущего человека.

Таким образом, изменения, происходящие с личностью подростка, должны привести и к изменениям в сфере общения «родитель – ребенок», к установлению в этой системе равноправных и товарищеских отношений.

2.2. Особенности разрешения конфликтных ситуаций супружескими парами в молодых семьях

В настоящее время у специалистов отмечается высокий интерес к проблеме разрешения  супружеских конфликтов. Во многом это обусловлено тем, что в последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций.  Актуальность изучения  данного темы связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтности в значительной части семей. Но, на сегодняшний день наблюдается определенный дефицит теоретических работ в области исследования супружеских конфликтов.


Проблема разрешения конфликтных ситуаций супружескими парами традиционно находится в центре внимания отечественных и зарубежных психологов в связи с её значимостью в эффективном функционировании семьи.

В психологии изучением супружеских конфликтов занимались такие, ученые, как Ю. Е. Алешина, К. Витакер, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская, Н. Пезешкиан, В. Сатир, А. С. Спиваковская, В. С. Торохтий, Э.  Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.

В то время когда семья еще только начинает складываться, в психологии и в поведении членов молодой семьи наблюдаются заметные и неизбежные в этом случае изменения. Они происходят, как правило, довольно медленно и с определенными трудностями, так как каждый из членов семьи к тому времени, когда он решается вступить в брак, является уже сформировавшейся, устойчивой личностью, со своими, более или менее стабильными, чертами характера, привычками и взглядами. В силу таких различий между членами семьи возникают конфликты, так как столкновение с новой семейной ситуацией открывает новые стороны взаимодействия, по которым супруги еще не выработали общие позиций. Переживая ситуацию конфликта как состояния нарушения согласия, гармонии, как состояние дезинтеграции, супруги стремятся к восстановлению целостности и к преодолению противоречий в отношениях[10].

Все это обуславливает актуальность данной проблемы.

Исходя из выше сказанного, проблема исследования формируется следующим образом:  Каковы  особенности разрешения конфликтных ситуаций супружескими парами в молодых семьях?

Решение данной проблемы и составила цель нашего исследования.

Для достижения цели нами были использованы следующие методы исследования:

1.Теоретический анализ;

2.Психологическое тестирование;

3.Методы количественной и качественной обработки;

4.Методы  математико-статистического анализа (корреляционный анализ, t – критерий Стьюдента и критерий Уилкоксона).

Были использованы: методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской, опросник «Реакции супругов на конфликт» А. С. Кочаряна, методика «Висбаденский опросник» Н. Пезешкиана, методика «Стратегии поведения в конфликте» К. Томаса и методика «Анализ конфликтной ситуации» А. В. Смехова.

В исследовании приняли участия 60 супружеских пар, в возрасте от 20 до 35 лет.

Мы выделили две стадии жизненного цикла развития семьи:

Первая стадия – супружеские пары первых пяти лет жизненного цикла семьи.


Вторая стадия – супружеские пары от пяти до десяти лет жизненного цикла развития семьи.

Перейдем к полученным результатам исследования.

При сравнительном анализе мы определили, что уровень конфликтности изменяется с развитием жизненного цикла семьи. Так у супружеских пар первых пяти лет уровень конфликтности выше, чем у супружеских пар от пяти до десяти лет жизненного цикла развития семьи.

Для большинства супружеских пар первых пяти лет жизненного цикла семьи характерен высокий уровень конфликтности (55 %). Средний уровень конфликтности имеют 25 % пар и низкий – 20 %. Это означает, что взаимодействие между супружескими парами на первых этапах жизненного цикла развития семьи носит конфликтный характер.

Рис. 1. Распределение супружеских пар первых десяти лет жизненного цикла семьи в зависимости от уровня конфликтности (в %).

Условные обозначения: Уровень конфликтности: 1 – высокий уровень; 2- средний уровень; 3 – низкий уровень.

 Большинство супружеских пар второй стадии жизненного цикла развития семьи имеют низкий уровень конфликтности (50 %), то есть отношения между супругами строятся на основе признания психологического равенства и реализации уважительного отношения в ходе решения проблемы. Отметим, что 30 % имеют средний уровень конфликтности и 20 % – высокий.

Были выявлены особенности содержания конфликтных ситуаций в супружеских парах с развитием жизненного цикла семьи.

Мы выявили существенные различия в системе отношений доминирование – подчинение, структурно-ролевом аспекте, а также проявление ревности супругами. При этом пары первых пяти лет более склонны конфликтовать по вопросам материального положения (20 %),  проявления ревности (20%) и в структурно-ролевом аспекте  (15 %) . В то время как супруги находящиеся на второй стадии  – по вопросам воспитания детей (30 %).

 

Рис. 2. Распределение супружеских пар по конфликтогенным сферам семейных отношений  (в %).

Условные обозначения:

Конфликтогенные сферы семейных отношений: 1- проблемы отношений с родственниками и друзьями; 2 – вопросы, связанные с воспитание детей; 3 – проявление супругами стремления к автономии; 4 -  ситуации нарушения ролевых ожиданий; 5 – ситуации рассогласования норм поведения; 6 – проявление доминирования одним из супругов; 7 – проявление ревности супругами; 8 – разногласия в отношении к деньгам.