Файл: Конфликты в семье (1. Разрешение конфликтов между супругами).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Разрешение конфликтов между супругами
1.1 Конфликты в семье и пути их решения
1.2. Причины внутрисемейных конфликтов
Глава 2. Анализ разрешения конфликтных ситуаций
2.1. Возникновение конфликтов между родителями и детьми
2.2. Особенности разрешения конфликтных ситуаций супружескими парами в молодых семьях
Введение
Все семьи, где царит счастье, похожи, но вот невзгоды у каждой семьи свои — эту мысль сформулировал когда-то Лев Толстой, да и в его годы новостью это не было. И с течением времени ситуация не меняется — конфликты, ссоры, скандалы, «разборы полетов» случаются почти в каждой семье. А за этими конфликтными ситуациями практически всегда следуют огорчения, депрессии, угнетенность, новые нервные срывы…
Кажется, что причина в каждом случае своя и что разобраться в этих причинах невозможно. Но так ли это на самом деле? Может быть, если похожи позитивные моменты, то и в негативных проявлениях, можно найти что-то общее? А ведь известно, что если знаешь настоящую подоплеку неприятностей любого масштаба, то можно найти и способ этим неприятностям противостоять.
Когда говорят о конфликтах в семье, то кажется, что непонимание между родителями и детьми, ссоры между мужем и женой, потасовки между детьми-школьниками, обиды стариков на младшие поколения совершенно не похожи между собой. К тому же и внешние обстоятельства могут очень сильно отличаться, начиная от места проживания, бытовых условий и материального благосостояния и заканчивая образовательным уровнем и индивидуальными особенностями характера каждого человека.
Однако в любом случае речь идет об отношениях между людьми, и тут уж следует понимать, что честность, благородство, бескорыстность, желание и готовность помочь не зависят ни от достатка, ни от места проживания, да и от возраста или от наличия диплома тоже.
Получается, что людьми на самом-то деле движут какие-то другие причины и что камнем преткновения становятся не разбитая чашка, не маленькая зарплата и не старые сапоги. Но что же на самом деле становится причиной крика, слез, ругани, истерик, угроз, а иногда и драк?
Для многих может оказаться полнейшей неожиданностью, что практически всегда любое непонимание и любой конфликт можно разрешить совершенно мирным путем, без обидных слов и громких рыданий. Главное, что для этого нужно, — понимать психологическую подоплеку того, что происходит, и очень хотеть не конфликтовать.
Ученые-психологи утверждают, что люди, независимо от возраста, ссорятся только тогда, когда не представляют, как можно выйти из сложившейся ситуации без повышения тона, или когда конфликтная ситуация им зачем-то нужна. Зачем? Например, чтобы манипулировать другим человеком.
И можно выделить еще одно важное обстоятельство: если возникает конфликт, то каждый участник этой неприглядной ситуации обвиняет другого, однако мало кто начинает разбираться в себе. Но часто именно внутренние противоречия человека ложатся в основу его отношений с окружающими, в том числе и в основу ссор. А теперь примем во внимание, что внутренние противоречия есть абсолютно у каждого…
Объект исследования – конфликты в семье.
Предмет исследования – специальная научная литература, статьи и монографии, а также другие различные публикации на данную тему.
Цель исследования – изучение конфликтов в семье.
Задачи исследования:
1.рассмотреть конфликты в семье и пути их решения;
2. раскрыть причины внутрисемейных конфликтов;
3. изучить возникновение конфликтов между родителями и детьми;
4. выявить особенности разрешения конфликтных ситуаций супружескими парами в молодых семьях.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в обобщении опыта выявления семейных конфликтов и выработке рекомендаций по их предупреждению.
Степень научной разработанности темы. В разные периоды времени проблемами конфликтов в семье занимались такие ученые как, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, В.Н. Дружинин, С.М. Емельянов, С.В. Ковалев, Ю.Л. Россова, В.А. Сысенко и др.
При выполнении данной работы нашли применение следующие методы исследования: формально-логический, диалектический, а также метод анализа и синтеза.
Для достижения цели нами были использованы следующие методы исследования:
1.Теоретический анализ;
2.Психологическое тестирование;
3.Методы количественной и качественной обработки;
4.Методы математико-статистического анализа (корреляционный анализ, t – критерий Стьюдента и критерий Уилкоксона).
Были использованы: методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской, опросник «Реакции супругов на конфликт» А. С. Кочаряна, методика «Висбаденский опросник» Н. Пезешкиана, методика «Стратегии поведения в конфликте» К. Томаса и методика «Анализ конфликтной ситуации» А. В. Смехова.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Разрешение конфликтов между супругами
1.1 Конфликты в семье и пути их решения
Редкая семья обходится в своей жизни без конфликтов. Более того, полное отсутствие конфликтов может свидетельствовать о скрытом неблагополучии семьи. Но об этом мы поговорим в другой раз. А сегодня более подробно рассмотрим ситуацию, когда конфликты в семье становятся постоянным явлением или, хоть и редки, зато весьма разрушительны.
Из такой ситуации есть 2 выхода: пустить все на самотек, ожидая, когда станет еще хуже, или предпринять какие-то шаги по улучшению ситуации. Я предлагаю остановиться на втором варианте, хотя, он, конечно потребует определенных затрат сил: времени и энергии. Зато в результате вы получите возможность наладить свои отношения в паре.
Для этого я предлагаю использовать технику ситуационного анализа, которая состоит из нескольких последовательных шагов:
1. Описание ситуации.
Вначале нужно как можно подробнее описать ситуацию, в которой появилась проблема. Пользуйтесь не оценочными высказываниями, а теми, которые просто констатируют факт (он сказал, я ответила, он хлопнул дверью). Не нужно говорить чего-то вроде «он нагло посмотрел на меня» — это высказывание содержит вашу оценку и отношение к ситуации. Избегайте также интерпретаций поведения партнера по типу «он опустил глаза, значит, почувствовал себя виноватым» или «она смотрела так, как будто смеялась надо мной» или «он отвернулся от меня, показывая, что я ему безразлична». Помните, только констатация факта: он посмотрел на меня.
Обратите при этом внимание на моменты (слова и действия), которые обозначают начало ситуации и ее конец. Это будут точки входа и выхода из ситуации. Они особенно важны при анализе повторяющихся поведенческих алгоритмов. Далее последовательно запишите все шаги.
2. Интерпретации ситуации.
Вот теперь настало время ваших интерпретаций, т.е. понимания значения как ситуации в целом, так и отдельных ее элементов. Теперь ваша задача — понять, как вы можете расценить то или иное действие или бездействие, высказывание или жест партнера, что, на ваш взгляд, происходило в тот или иной момент. Старайтесь делать краткие формулировки, записывая их напротив каждого выделенного ранее шага. При этом сделайте по три интерпретации на каждый шаг. Не торопитесь, подумайте, а что бы еще это могло значить[1].
3. Описание своего поведения.
Опишите максимально подробно то, как вы сами вели себя в этой ситуации: позу, жесты, взгляд, интонацию, слова, выражение лица. Возможно, такое описание поможет вам занять позицию стороннего наблюдателя.
4. Формулировка результата.
Коротко сформулируйте результат, в который вылилась ситуация. При этом избегайте разного рода обобщений, типа всегда, никогда, часто и т.п. Будьте максимально конкретны. Например: «В пятницу мы поспорили из-за того, кто заберет ребенка из садика», а не «Мы часто ссоримся, когда речь идет о распределении родительских обязанностей». Избегайте также эмоциональных суждений: «В пятницу мы страшно обиделись друг на друга». Ваше резюме должно быть примерно таким: «Я заперлась в ванной и разрыдалась» или «Я ушел из квартиры к другу». Не делайте сравнений: не «он стал хуже ко мне относиться», а «сегодня он в первый раз он разозлился так, что замахнулся, чтобы меня ударить».
5. Формулировка желаемого результата.
Теперь сформулируйте тот результат, к которому бы вы хотели прийти. Пользуйтесь для этого правилами, изложенными в предыдущем пункте: будьте максимально конкретны, объективны, зафиксируйте результат во времени.
Важно также проверить то, насколько реалистичны ваши ожидания. Если они подразумевают, что:
чувства другого человека изменятся или исчезнут сами собой
человек сделает что-то, что для него не характерно
у человека появятся качества, ему не свойственные
будет нанесен какой-то вред себе или другому
то, такой результат можно отнести к нереалистичному.
6. Сравнение реального и ожидаемого результата.
Сделать это вам помогут следующие вопросы:
Вы смогли получить то, что хотели?
Чем именно отличаются реальный результат от желаемого
Почему вы не получили желаемый результат?
Какие ваши шаги и интерпретации помешали этому?
Что можно было сделать по-другому?
Теперь мы плавно переходим к этапам коррекции своего поведения:
1. Пересмотрите последовательно каждую свою интерпретацию и отделите те, которые были неоднозначными или некорректно отражали ситуацию. Далее спросите себя, помогает ли эта интерпретация достичь желаемого результата. Подумайте, как можно ее изменить, чтобы, не покривив против истины, тем не менее, достигнуть того, что вы хотите[2].
2. Спросите себя, если бы вы опять попали в ту же ситуацию, но уже с нынешним, измененным взглядом на ситуацию, что бы вы сделали, как изменили свое поведение, чтобы получить ожидаемый результат. Возможно, достаточно будет просто что-то добавить или убрать какой-то незначительный элемент, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
3. Резюмируйте все то, что вы узнали в результате проделанной работы. Обозначьте всё, то новое, чему вы научились. Сделайте обобщенные выводы и умозаключения, которые помогут вам в дальнейшем справляться с подобными ситуациями.
4. Теперь, когда вы сделали полезные для себя выводы, перенесите их на другие подобные ситуации и посмотрите, как последние могут измениться в след за изменением вашего поведения[3].
Межличностный конфликт — это ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.
В межличностных отношениях мужчин и женщин проявляются две тенденции: к раздельному общению полов и их взаимодействию. В результате первой тенденции взаимоотношениях возникает противоборство, а в результате второй развиваются гармоничные отношения.
Эта тенденция к конфронтации во многом обусловлена гендерными различиями в поведении и мышлении, которые приводят к взаимному непониманию, разнонаправленности интересов, ценностей и представлений о решении возникающих проблем.
Основная причина межличностного конфликта – различия между действительно используемыми и ожидаемыми стилями поведения партнеров. Поэтому данный вид конфликта наиболее четко выражается в супружеских отношениях.
Гендерные рассогласования связаны с распределением домашних обязанностей по признаку пола, со степенью вовлеченности супругов в заботу о детях и их воспитание, а также с вопросами главенства в семье.
По мнению В. М. Закировой «гендерный конфликт выражается в обострении «женского» вопроса как в пределах семьи, так и в обществе в целом. Разводы и домашнее насилие — проявления гендерного конфликта – деформируют отношения в семье. Возможно, семейная деформация приведет к распаду семьи как социального института.
Конфликт на основе хозяйственно-бытовой деятельности, как правило, берет свою основу во внутриличностном конфликте при совмещении женщиной домашних и производственных ролей. В случае, если он не находит своего разрешения, то переходит на межличностный уровень (происходит выплеск негативных эмоций на остальных членов семьи).
В конфликтах в организациях межличностный уровень гендерных конфликтов проявляется не менее наглядно, чем в семьях.
Манипуляции для оказания воздействия на представителей другого пола, создание преград для карьерного роста по гендерному признаку, выбор мужчины в качестве начальника, половая сегрегация в межличностном неофициальном общении — все это показатели неблагоприятных гендерных отношений в организациях.
Межличностный конфликт может быть открытым, то есть выражаться в прямых действиях сторон друг против друга, и латентным, когда преграды для противника создаются косвенным путем. Выбор модели поведения в конфликте зависит от привычек, установок, интересов личности, прошлого опыта преодоления подобных ситуаций.
Предпочтение того или иного стиля поведения в конфликте, его разрешения у мужчин и женщин различается. Женщины останавливают свой выбор на тех стратегиях, которые помогают сохранять существующие отношения, а не достигать личных целей (например, сделку, компромисс, уменьшение враждебности). Мужчины же отдают предпочтение давлению и стремятся доминировать над партнером. С помощью методики К. Томаса были выявлены гендерные различия: если нельзя уклониться от конфликта, то женщины используют стратегию приспособление, а мужчины — соперничество.