Файл: Процессы принятия решений в организации. (Теоретические аспекты принятия управленческих решений).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений
1.1. Сущность понятия «решение» в менеджменте и его классификация
1.2. Этапы процесса принятия рациональных управленческих решений
1.3. Классификация моделей принятия управленческих решений
2. Анализ принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Новый Дом»
2.2. Анализ эффективности и качества управленческих решений в ООО «Новый Дом»
2.3. Проблемы процесса принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»
3. Предложения по совершенствованию организации принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»
3.1. Методы повышения эффективности и качества управленческих решений
Первым и наиболее актуальным методом повышения эффективности управленческого решения является отлаживание процесса сбора актуальной информации из разных источников (Рис. 9).
Рис. 9– Характеристики информации для принятия управленческого решения
Наиболее очевидной тактикой получения информации от людей является коммуникация. Важно выстраивать коммуникацию и выстраивать ее как тактику организации [16].
Второй важнейший вопрос построения коммуникации - это ее эффективность. Для повышения эффективности коммуникации необходимо проанализировать методы сбора информации, используемые компанией. Согласно различным опросам, эффективные менеджеры тратят 90% своего времени на общение с сотрудниками[16]. Часто вместо того, чтобы собирать информацию, менеджер начинает решать совершенно другие задачи.
Для того чтобы действовать, часто необходимо вовремя осознать задачи, которые решает руководитель. Если рассматривать общение как процесс обмена информацией, то помимо текста, который приходит в голову, существуют интонации, жесты, передающие различные эмоции. Сознательно или нет, но эта информация также передается людям и, кроме того, может оказывать значительное влияние на принимаемые ими решения и действия. Поэтому важно учитывать и эту информацию. Логическое и эмоциональное[10, С. 401]: поэтому всегда имеет смысл учитывать (и анализировать в системе) два уровня информации.
Способность понимать эмоциональный фон взаимодействия и своевременно управлять им влияет на эффективность принимаемых управленческих решений [12, С. 35].
Поэтому наиболее эффективным способом повышения эффективности управленческих решений является сбор информации до того, как это будет сделано.
Для достоверной оценки эффективности работы аппарата управления необходимо вести раздельный учет доходов и расходов организации по каждой товарной группе. На практике такие показатели трудно достижимы, поэтому анализ эффективности базируется на более общих показателях: увеличение объема и скорости торговли, уменьшение объема товарно-материальных запасов.46].
Эффективным способом повышения уровня принятия управленческих решений и производительности труда является также вовлечение в процесс принятия решений рядовых работников организации. Руководитель может оценивать как авторитарные, так и демократические способы,оценивая уровень компетентности подчиненных, характер отношений в группе и степень поддержки управленческих решений.
Прежде всего, решение проблемы позволяет легко и однозначно искать людей, которые могут решить эту проблему. Процесс принятия решений включает в себя отбор и оценку потенциальных исполнителей. Один из алгоритмов процесса принятия управленческих решений-это наиболее активные, совершенствующиеся сотрудники, способные работать без напряжения и мотивированные на успех.
Групповое принятие решений требует обмена информацией на основе собственных психологических механизмов.
Обмен информацией характеризуется характером межличностных отношений, уровнем компетентности и аспектом идентичности в интерпретации профессиональных понятий, установок и ценностей.
Приоритеты, которые могут улучшить рациональное использование времени принятия решений, заключаются в следующем:
−необходимо разработать большое количество решений, которые имели бы общие подходы при их реализации;
−принятое решение, на этапе принятия окончательного решения, должно быть безальтернативным;
−наложения решений друг на друга нежелательно допускать, следовательно, не следует принимать несколько решений по одному и тому же вопросу;
−нельзя переносить решение проблемы;
−следует избегать даже самого обычного перепоручения исполнения решения от одного лица другому;
−решение должно соответствовать уровню организации и сотрудничества;
−по повторяющимся решениям можно составить примерные правила их принятия, для сокращения времени на производстве [17].
3.2. Эффективность предложенных мероприятий
Рассмотрим эффективность предложенного мероприятия для повышения уровня управленческих решений, как привлечение рядовых сотрудников организации к принятию решений. Данный метод можно назвать также одним из способов нематериальной мотивацией персонала.
Вопрос о привлечении к принятию решения сотрудников определяется балансом между следующими положениями:
- чем выше степень необходимой менеджеру поддержки в реализации решения, тем больше оснований для его коллегиального принятия;
- чем доступнее менеджеру релевантная информация, тем увереннее он может принимать решения единолично;
- чем меньше срок принятия решения, тем вероятнее единоличное решение;
- чем больше требуемая компетентность решения, тем вероятнее его обсуждение с подчиненными [14, c. 117].
Установление баланса между этими позициями, конкретика текущей ситуации определяют единоличность или коллегиальность принимаемого решения. Вместе с тем сложность процесса выбора, анализа вариантов решений, трудоемкость практической разработки обусловливают необходимость привлечения специалистов к процессу принятия решений [15, с. 236].
Рассмотрим более детально какие именно риски и затраты могут возникать в процессе привлечения рядовых сотрудников для принятия управленческого решения:
1) Затраты времени - относятся к невосполнимым, поскольку не имеют тенденции к пополнению;
2) Высокотехнологичные затраты - внедрение инновационных разработок в процесс принятия управленческого решения и работы организации;
3) Затраты информационных ресурсов - процесс принятия управленческого решения сопряжен с большим количеством информации, которая участвует в информационном обмене;
4) Затраты, связанные с человеческим капиталом - необходимы дополнительные вложения в человеческий капитал;
5) Затраты различных категорий или совместные - различные виды затрат, которые могут возникать в процессе принятия управленческого решения.
Так как совершенствование системы принятия управленческих решений будет произведено за счет сотрудников компании, то оно повлечет за собой скорее временные издержки, чем экономические.
Эффективность любого управленческого решения можно выразить как способность менеджера или руководителя использовать имеющиеся ресурсы предприятия и привлекать новые ресурсы для достижения целей изадач предприятия путем максимально возможной минимизации затрат и достижении максимальной прибыли.
Подводя итог главе, подчеркнем, что по результатам исследований, современный руководитель при разработке и реализации управленческих решений сталкивается с множеством проблем, решить которые можно решить, развивая систему управления, модернизируя рынок информационно–коммуникационных услуг и технологий, совершенствуя корпоративную культуру, внедряя эффективную систему контроля, повышая квалификацию персонала, развивая рынок консалтинговых услуг, производственной, деловой и инновационной инфраструктуры.
Заключение
Управленческое решение – это сознательный выбор из имеющихся вариантов и альтернатив направления действий, сокращающего разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Это вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Оценка управленческого решения – это сложный процесс, целью которого является отражение положительного или отрицательного результата управленческого решения[19, с. 30]. Различают решения, принятые в условиях:
а) определенности;
б) вероятностной определенности (риска);
в) в условиях неопределенности (ненадежности) [1, c. 100].
Гарантией для эффективного функционирования и развития предприятий и организаций в настоящем и будущем служит разработка решения по проведению изменений на предприятии.
Объектом исследования являлась компания ООО «Новый Дом». Компания «Новый дом» является одним из крупнейших предприятий России по производству лакокрасочных материалов. История предприятия началась в 1998 году в г. Ижевске с открытия производства красок и эмалей с 10 рабочими местами.
Проведенный анализ трудовых ресурсов и организационной структуры компании ООО «Новый Дом» показал, что коллектив компании «Новый дом» — это слаженная команда специалистов, которая стремится к достижению максимальных профессиональных результатов. На 01.01.2019 в ООО "НОВЫЙ ДОМ" числился 191 сотрудник. К февралю 2020 года штат сотрудников компании составляет более 200 человек.
Организация ООО «Новый Дом» имеет линейно-функциональную структуру управления. Данная структура обеспечивает предприятию ООО «Новый Дом» такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - контролировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.
Проанализировав процесс принятия управленческих решений в отделе персонала Компании можно отметить, что в компании присутствуют основные стадии процесса принятия управленческих решений, к таким стадиям относятся: сбор информации (анализ ситуации, идентификация проблемы, определение критериев выбора); принятие решения (разработка альтернатив, выбор наилучшей альтернативы, согласование решения; реализация решений (управление реализацией принятого решения); контроль и оценка результатов.
В процессе исследования были выявлены основные проблемы, существующие в настоящее время в сфере принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»:
- пересечение компетенции высшего звена управления компании;
- наличие коммуникационных барьеров;
- недостаточность знаний в сфере принятия управленческих решений.
Для решения выявленных проблем предложены несколько методов:
- отлаживание процесса сбора актуальной информации из разных источников.
- выстраивать коммуникации, выстраивать как тактику организации.
- привлечение рядовых сотрудников организации к принятию решений.
Таким образом, поставленные задачи курсовой работы выполнены, а цель достигнута.
Список использованных источников и литературы
- Аверьянова,Е.А. Эффективные методы и модели процесса принятия решений на примере компании // Е. А. Аверьянова. / Экономика и менеджмент инновационных технологий. –2017. – № 3. – С. 98 – 101.
- Балдин,К.В. Управленческие решения. [Текст].// К. В. Балдин. / М.: Дашков и Ко, 2015.– 496 с.
- Бережная, Е. В. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебное пособие [Текст] // Е.В. Бережная, В.И. Бережной. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2015. – 361 с.
- Васильева, Т. Методики принятия эффективных управленческих решений. [Электронный ресурс]. // Т. Васильева. – URL: http://constructorus.ru/karera/effektivnost–upravlencheskix–reshenij.html (дата обращения 20.02.2020 г.)
- Васильева,И.С. Эффективные методы и модели принятия управленческих решений // И. С. Васильева / Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2019. – № 3. – С. 13 – 15.
- Голубева,А.В. Теоретические аспекты эффективной разработки принятия управленческих решений на предприятии [Электронный ресурс]. // А. В. Голубева. / Журнал «Инновационная наука». – 2018. –№5–1 (17). –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie–aspekty–effektivnoy–razrabotki–prinyatiya–upravlencheskih–resheniy–na–predpriyatii (дата обращения: 23.02.2020).
- Дорогов,В.Г. Введение в методы и алгоритмы принятия решений: Учеб. пособие / В. Г. Дорогов, Я. О. Теплова; Под ред. Л.Г.Гагариной. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА–М, 2017. – 346с.
- Колган, Е. А. Эффективность управленческих решений/ Е.А. Колган, Н.Н. Доронина. // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2017. –№13. –С. 111–113.
- Критерии и система показателей эффективности управления предприятием [Электронный ресурс]. // URL: http://spbftu.ru/UserFiles/Image/izvesti/32–198.pdf(дата обращения 20.02.2020 г.).
- Магданов, П. В. Управленческое решение: понятие и определение / П. В. Магданов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – № 8(127). – С. 63–65.
- Мескон, М. Основы менеджмента : учебник // М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – Издательство: Дело,2016. –488 с.
- Методы принятия управленческих решений / Энциклопедия производственного менеджера. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.up–pro.ru/encyclopedia/metody– upravlencheskih–reshenij.html(дата обращения15.02.2020 г.).
- Методы принятия управленческих решений (в схемах и таблицах): Учебное пособие [Текст]: / под ред. И.Ю.Беляевой, О.В. Паниной. / М.: КНОРУС, 2014. – 524с.
- Методы принятия управленческих решений. Количественный подход [Текст]//под. ред. А.А. Кочкарова. / Изд. КноРус, 2016. – 146 с.
- Михненко,П.А. Теория менеджмента. // П. А. Михненко. / М.: Университет, 2019. – 640 с.
- Общие понятия об управленческих решениях. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=3078(дата обращения 18.02.2020 г.)
- Оценка эффективности управленческих решений // [Электронный ресурс]. // URL: http://spbume.ru/up/izdat/zuskin.pdf#2(дата обращения 20.02.2020).
- Производственный менеджмент : Учебник для вузов. 4–е изд. / Р. А. Фатхутдинов. / СПб. : Питер, 2018. — 491 с.
- Солошенко,В.М. Технология принятия управленческого решения/ В. М. Солошенко. // Вестник Курской государственной академии. – 2017. – №4. – С. 29–32.
- Трофимова, Л. Методы принятия управленческих решений. Учебник и практикум. [Текст] // Л. Трофимова, В. Трофимов. – М.:Юрайт, 2015. –336 с.
- Управленческие решения в деятельности современной организации. [Электронный ресурс]. – URL: http://managment–student.blogspot.com/p/blog–page_4681.html (дата обращения 24.02.2020 г.)
- Фатхутдинов,Р.А. Управленческие решения. Учебник для вузов. [Текст] // Р. А. Фатхутдинов. / М.: Инфра–М, 2015. – 308с.
- Федосеев,В.В. ЭММ и ПМ. Учебник. [Текст] // В. В. Федосеев. /М.:Юрайт, 2018. – 401с.
- Ширяев,В.И. Ширяев Е.В. Принятие решений. Динамические задачи. Управление фирмой. [Текст] // В. И. Ширяев, Е. В. Ширяев. / Изд.–во: Либроком, 2016. –192 с.
- Яцкова, О. И. Анализ навыков менеджера по Роберту Кацу на примере McDonald'sCorporation // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2015. – № 3. – Ч. 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4708(дата обращения: 23.02.2020).