Файл: Процессы принятия решений в организации. (Теоретические аспекты принятия управленческих решений).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений
1.1. Сущность понятия «решение» в менеджменте и его классификация
1.2. Этапы процесса принятия рациональных управленческих решений
1.3. Классификация моделей принятия управленческих решений
2. Анализ принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Новый Дом»
2.2. Анализ эффективности и качества управленческих решений в ООО «Новый Дом»
2.3. Проблемы процесса принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»
3. Предложения по совершенствованию организации принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»
3.1. Методы повышения эффективности и качества управленческих решений
Организация ООО «Новый Дом» имеет линейно-функциональную структуру управления (рис.7). Исполнительным органом является Генеральный директор. Он решает вопросы по разработке, реализации и достижению поставленных перед организацией целей, политики организации, а также по организации и руководству текущей деятельности фирмы, распоряжению имуществом, найму и увольнению персонала.
Рис. 7 – Организационная структура ООО «Новый Дом»
Линейно-функциональная структура обеспечивает предприятию ООО «Новый Дом» такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - контролировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Создание отделов путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости в хозяйственной деятельности.
Функциональные службы предприятия ООО «Новый Дом» осуществляют всю техническую подготовку производства; подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процесса производства.
Достоинства структуры:
1) Освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчётов, материально-техническим обеспечением и др.
2) Построением связей «руководитель-подчинённый» по иерархической лестнице, при которых каждый работник предприятия подчинён только одному руководителю.
Эффективность использования трудовых ресурсов характеризует показатель производительности труда. Ниже на графике (рис. 8) представлена динамика данного показателя, рассчитанного как отношение выручки от реализации за год к средней численности работников.
Рис.8 – Производительность труда в ООО «Новый Дом» за 2016-2018 гг.
За анализируемый период (с 31.12.2015 по 31.12.2018) произошло значительное повышение производительности труда до 4 096 тыс. руб./чел. (на 802 тыс. руб./чел.).
2.2. Анализ эффективности и качества управленческих решений в ООО «Новый Дом»
В ООО "Новый дом" при достаточно широком сочетании управленческих функций управление осуществляется персоналом организации, а в ряде случаев отдельными подразделениями (стратегическое планирование и управление, финансовый менеджмент и др.).). В связи с этим в существующей структуре наблюдается функциональный разрыв. Например, существует функциональный разрыв в работе коммерческого и кадрового отделов. Они подчиняются разным менеджерам, поэтому процесс обмена информацией замедляется. Отдел продаж не может планировать увеличение объемов торговли, повышение производительности труда или снижение себестоимости реализуемой продукции.
Реализация практически всех важнейших функций управления и руководства закрыта для временного генерального директора, что определяет очень высокую степень информационной нагрузки.
Нынешняя система управления-это жестко централизованная система управления. Эта структура хорошо работает в режиме проведения управленческих решений, но неэффективна на подготовительном этапе. В результате в большинстве случаев большая часть персонала компании не участвует непосредственно в подготовке решений (в лучшем случае, в такой системе они получают инструкции от руководителя и необходимую информацию для использования в принятии решений, цели персонала практически не совпадают с целями руководителя).
Но в то же время временно исполняющий обязанности руководителя компании, включая отличных специалистов в управленческом составе, воздерживается от заявлений и только от решений по вопросам, которые ему непонятны, поэтому в целях решения экономических задач ООО"Новый Дом" привлекаются финансовые работники для ведения бухгалтерского учета и бухгалтеры, торгово-сбытовые и закупочные менеджеры и др. работа.
Одним из главных условий успеха организации является согласованность действий руководителей этой организации. Они должны не только не противоречить друг другу, но, наоборот, дополнять друг друга и вести к одним и тем же целям–организационным целям, обратим внимание на важность долгосрочной и эффективной организации оперативных информационных потоков. Этого должно быть достаточно, но не чрезмерно.
Поэтому в компании регулярно проводятся собрания руководства. Добиться принятия решений, которые помогут в работе организации, не так-то просто правильно подготовиться и провести заседания. Необходимо заранее предоставлять участникам необходимую информацию, организовывать деловые дискуссии, сдерживать эмоциональные обмены, при этом не превращать встречу в монолог начальника.
На нескольких встречах компания недавно запустила опрос. Однако, как уже говорилось ранее, вопрос об этих голосованиях никаким другим заявлением, подтверждающим авторитарный режим ООО "Новый дом", не принимается.
Каждый структурный отдел ООО "Новый дом" имеет свои правила, описывающие порядок, методы и способы принятия решений. В качестве примера рассмотрим особенности принятия управленческих решений в отделе кадров ООО "Новый Дом".
Решения, связанные с работой персонала (штатное расписание, правила работы, должностная инструкция), принимаются руководителем отдела, который готовит проект, после чего он обсуждается с Генеральным и финансовым директорами, вносятся коррективы.、
Есть несколько способов сделать это, но на этот раз решение:
1. Назначив руководителя отдела или отдела и установив крайний срок. Как правило, это решения, принимаемые на самом высоком уровне управления.
2. Делегируя полномочия на это третьим лицам. Как правило, такие решения принимаются руководством на высшем и среднем уровнях и осуществляются путем заключения договоров.
3. Независимая реализация. Решение о выполнении работником своих прямых обязанностей осуществляется самостоятельно. Такие решения принимаются каждым сотрудником организации в ходе ее деятельности.
Управление реализацией управленческих решений в отделе кадров зависит от того, как оно реализуется. Контроль, как правило, осуществляется лицами, принимающими решения,которые должны отслеживать ход выполнения всех этапов.
В случае делегирования полномочий контроль предполагает сравнение конечного результата с целью принятия решения.
В случае самостоятельного выполнения решения работник осуществляет самоконтроль.
Все управленческие решения связаны с поиском вариантов и организационно-практической работой по их реализации. Например, при принятии управленческих решений о выборе нового сотрудника в ООО "Новый Дом", жизненном цикле компании и при разработке решения по управлению прибылью, предоставляемого сотрудником, необходимо правильно выбрать цель как необходимое состояние системы. В то же время следует отметить, что эффективность управленческих решений, основанных на объективных закономерностях функционирования и развития социально-экономических институтов, во многом зависит от четких и обоснованных целей.
Качество управленческих решений во многом определяется объемом накопленной всесторонней информации. Недостаток информации или недооценка ее роли приводит к потере времени, денег и материальных ресурсов. Например, в одном из магазинов, работающих с продукциейООО"Ньюхаус", который открылся два года назад, есть две смены продавца, а возрастной состав работника в одну смену в последнее время финансовый директор начал задумываться о том, почему одна смена имеет больше дохода, чем другая. Он приходил в этот магазин все чаще и стал наблюдать за работой продавца. И я хочу, чтобы молодые специалисты работали посменно, с высоким уровнем сервиса (всегда рады клиентам, обслуживаем товар, помогаем в выборе продукции), быстро и качественно(вовремя все самое главное-это стимул молодых мастеров).
Увидев вторую смену рабочих, возникла совершенно иная картина. "Мы столько лет работаем в торговле и знаем, как себя вести, но мы не собираемся перевоспитывать и подстраиваться под кого-то."""Из-за такого халатного отношения сотрудников к работе страдают другие люди и сама организация.
Поэтому, анализируя свои наблюдения, руководитель выявил проблему-снижение эффективности работы персонала, причем только сотрудников старше 45 лет. Если эта проблема не будет решена немедленно, это может привести к плохим последствиям.
В то же время качество управленческих решений зависит от таких субъективных факторов, как умение руководителя, коммуникабельность, умение мобилизовать коллектив для достижения поставленной цели, психологический климат коллектива.
Успех управленческих решений зависит также от общего состояния системы управления, ее экономических, технических, технических и других функций. Правильный выбор методов управления очень важен при реализации управленческих решений. Они не только повышают качество принятия решений, но и способствуют достижению поставленной цели с наименьшими затратами и с максимальной эффективностью.
Поэтому, проанализировав процесс принятия управленческих решений в отделе кадров компании, можно отметить следующие моменты:
Выделяют основные этапы процесса принятия управленческих решений, но к таким этапам относятся: сбор информации (ситуационный анализ, выявление проблем, выбор критериев); принятие решений (разработка альтернатив, оптимизация).
Тем не менее, в процессе принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом» нередко возникают проблемные ситуации. Проанализируем их в следующем параграфе.
2.3. Проблемы процесса принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»
Обозначим основные проблемы, существующие в настоящее время в сфере принятия управленческих решений в ООО «Новый Дом»:
- пересечение компетенции высшего звена управления компании;
- наличие коммуникационных барьеров;
- недостаточность знаний в сфере принятия управленческих решений.
Пересечение компетенции администратора коммерческого отдела ООО "Новый дом" является серьезной проблемой, которая продолжает усугубляться. Пересечение способностей означает, что за решение одной и той же проблемы могут отвечать несколько менеджеров. При этом каждый из них имеет право самостоятельно решать соответствующие вопросы. Было несколько случаев, когда руководитель делал противоречивый заказ, что мешало ему выполнять определенные задачи.
Наличие коммуникационных барьеров напрямую связано со сложностью организационной структуры компании. Важные управленческие решения принимаются высшими руководителями, исполнение которых может быть возложено на любого сотрудника. Часто команда преодолевает довольно значительный путь от того, кто ее дал исполнителю. В результате исполнители часто не осознают важности своих действий, что приводит к снижению качества исполнения, снижению скорости исполнения и т.д. В связи с этим исполнитель должен твердо понимать, почему и зачем он это делает. Но объяснить руководителю важность каждого приказа просто невозможно. В связи с этим сотрудники ООО "Новый дом" должны иметь определенную информационную базу, в которой они могут самостоятельно определять значимость того или иного заказа. Для этого необходимо разъяснить сотрудникам компании миссию, цели, задачи и основные направления деятельности компании. Это можно сделать в рамках специализированных мероприятий, брошюр и т.д.
Кроме того, люди, работающие непосредственно в том или ином структурном подразделении, должны всегда помнить, что они обладают ценной информацией о ситуации в них для личного опыта, а те, кто работает в конвейере, будут более эффективны в работе над изменениями, которые необходимо знать. Поэтому необходимо прислушиваться к мнениям и предложениям тех людей, которые не принимают решения на практике, а занимаются их реализацией.
Таким образом, процесс принятия управленческих решений ООО "Новый дом" определяется в большинстве случаев единолично и без совещания, а поскольку сотрудники не участвуют в этом процессе, то главным недостатком всех хорошо разработанных решений является привлечение больших денежных средств для выполнения заказов и регламентов.