Файл: Банковская система, ее элементы и важнейшие свойства (1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рост ключевой ставки стимулировал увеличение не только ставок по привлечению ресурсов, но и по их размещению, что соответственно снизило спрос на средства банков со стороны экономики и населения. Только в III квартале началось оживление корпоративного кредитования. По расчетам Банка России, темпы прироста кредитования нефинансовых организаций за 2015 г. без учета валютной переоценки составили 3,3%. В 2015 г. значительно ухудшилось качество банковских активов. По оценкам рейтинговых агентств, около трети банковских кредитов в 2015 г. носили проблемный характер.

Большое влияние на развитие кредитования на ближайшую перспективу будет оказывать снижение ключевой ставки Банка России. С одной стороны, оно позволит сократить ставки коммерческих банков, а с другой — долю проблемных активов кредитных организаций. Следует отметить, что увеличение банковского кредитования весьма актуально для решения насущных экономических задач — развитие импортозамещения и экспортно ориентированных отраслей.

В начале 2015 г. банковский сектор в целом функционировал с убытком. Такое положение дел было обусловлено комплексом факторов — сокращение кредитно-депозитной маржи банков, ухудшение качества активов, высокая инфляция, неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Согласно официальной статистике, только с мая 2015 г. наблюдается положительный финансовый результат. По состоянию на 01.11.2015 г. прибыль банковского сектора сократилась по сравнению с аналогичным периодом в 2014 г. в 3,8 раза.

По нашему мнению, в 2016 г. в условиях некоторого улучшения экономической ситуации в стране можно ожидать роста прибыльности банковского сектора. [16]

В сложившихся условиях, по нашему мнению, Банк России продолжит реализовывать курс на укрупнение банковского бизнеса и сокращение количества мелких и средних банков. На наш взгляд, заинтересованность в слияниях будет наблюдаться и со стороны самих банков, поскольку оно даст им новые возможности для роста капитализации, расширения клиентской базы и увеличения прибыли как конечного финансового итога деятельности.
Поскольку политика Центробанка в первую очередь направлена на регулирование инфляции, а валютный курс имеет второстепенное значение, скорее всего, существенного искусственного изменения его значения в благоприятную сторону не предвидится. Поскольку курс находится в сильной зависимости от цен на энергоресурсы и, прежде всего, на нефть, он будет следовать за динамикой нефтяных цен. В 2015 г. наблюдалось постепенное снижение этих цен, и, скорее всего, в 2016 г. будет реализован указанный выше «рисковый сценарий», при котором курс рубля еще более снизится. Однако, учитывая тот факт, что острая фаза кризиса пройдена (о чем заявила руководитель Банка России Э. С. Набиуллина), а также наличие вероятности развития «базового сценария», возможны и некоторые благоприятные изменения курса.


В заключение следует сказать несколько слов о среднесрочных перспективах банковского сектора. В 2015 г. Банком России был разработан проект Основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016—2018 гг. Согласно этому документу, действия Центробанка будут направлены на повышение прозрачности банковской системы, совершенствование регуляторных и надзорных механизмов; подходов к управлению рисками и капиталом кредитных организаций. Большое значение придается внедрению в банковскую практику требований Базельского комитета по банковскому надзору. Поэтому в ближайшие годы сообщество, скорее всего, станет свидетелем массового «очищения» банковской системы от экономически неэффективных и нежизнеспособных участников. При этом оставшиеся игроки получат импульс для расширения активности, который заключается как в использовании потенциала ликвидированных банков», — резюмировала эксперт о среднесрочных перспективах банковской системы России. [17]

В условиях кризиса и секторальных санкций остро встает проблема антикризисного регулирования развития инфраструктуры банковской системы. Антикризисная банковская деятельность внутри системы государственного регулирования является стадией цикла управления, представляемая как система основанная на наблюдении, сопоставлении, проверке и анализе кризисных ситуаций для того, чтобы оценить обоснованность и эффективность разработки и принятия управленческих решений, которые будут стабилизировать экономическое развитие, выявлять степень их реализации, выявлять отклонения фактических результатов от заданных значений.

В узком смысле определение понятия «антикризисное банковское регулирование» можно представить в виде системы наблюдения и проверки соответствия индикаторам процессов работы хозяйственной системы, которые характеризуют устойчивую тенденцию ее развития, а также выработку субъектами государственной власти и управления отдельных корректировок в случае появления кризисных ситуаций. Субъекты хозяйствования, кредитные организации и органы власти – это взаимодействующие субъекты системы антикризисного регулирования. Объекты антикризисного регулирования банков – процессы и явления, на которые устремлены меры антикризисного управления микро- и макро уровней.

В стратегическом антикризисном управлении государственного и регионального уровня имеет место наличие ретроспективного анализа экономических тенденций функционирования и реализации чрезвычайных мер недопускающие блокировки деятельности кредитных организаций и их несостоятельности. В виду чего проводится выработка концепции по стабильному экономическому развитию, формированию и поддержанию на необходимом стретегическом уровне путей экономического развития, долговременному обеспечению конкурентных преимуществ местными товаропроизводителями на внутреннем и внешнем рынке. В связи с этим, с одной стороны, должен быть охват антикризисным значительно более широких сфер деятельности, чем влияние на финансовое положение, с другой стороны, сконцентрированность процесса антикризисного управления должна быть направлена на узловые проблемы работы регулируемой системы. [18]


Сложность в сочетании тактических и стратегических антикризисных мер возрастает в связи с тем, что им свойственен чрезвычайный характер, т.е. существует необходимость их реализации в короткий период времени. Стратегия антикризисной деятельности напрямую зависит от выбора первоочередных тактических мероприятий. Тактика и стратегия антикризисного регулирования направлены на достижение конкретных показателей на каждом этапе кризисной ситуации.

2.3. Перспективы развития российской банковской системы

Таким образом, в ближайшем будущем текущий тренд на замедление роста банковской системы продолжиться. Более того, вероятнее всего, анемичный рост ожидает российские банки и в среднесрочной перспективе.

Базовый сценарий развития банковского сектора в 2015-19 гг. основан на следующих предпосылках в отношении ключевых факторов:

- динамика основных макропеременных соответствует базовому сценарию нашего макропрогноза;

- отзыв лицензий у российских банков продолжается текущими темпами в течение 2015-16 гг., и начинает последовательно замедляться с 2017 г.;

- постепенная отмена санкций финансовых санкций ЕС и США против российских банков и предприятий начинается не ранее 2017 г. [19]

Темп прироста активов банков будет резко снижаться до конца 2015 г. После достижения минимума – около +6% – в начале 2016 г. рост восстановится, но будет оставаться на невысоком уровне вплоть до конца 2019 г. Проникновение банковских услуг к ВВП на горизонте планирования увеличится до 120%.

Предполагается, что в 2015-19 гг. российским банкам удастся поддерживать уровень достаточности основного капитала на уровне 12%. Кроме того, по мере стабилизации ситуации в экономике аппетит банков к риску постепенно начнет расти, и к началу 2017 г. отношение активов, взвешенных по риску (RWA), к общим активам вернется к докризисным значениям. Неожиданный пик прироста капитала банковской системы в конце 2015 и начале 2016 гг. объясняется эффектом низкой базы по показателю RWA. В остальные периоды динамика прогноза по капиталу определяется темпом прироста активов (подробнее о дефиците капитала в российской банковской системе.

Корпоративное кредитование, включая сегмент малого и среднего бизнеса (МСБ), продолжит замедляться по сравнению с рекордом 2014 г. В начале 2016 г. ожидается провал в темпах роста, связанный с высокой базой начала 2015 г. В последующем рост кредитного портфеля вернется к своему среднему долгосрочному уровню в 12-13%. Рост средств, привлеченных от корпоративных клиентов, также будет замедляться. Однако провала в начале 2016 г., вероятнее всего, удастся избежать благодаря излишней ликвидности, накапливаемой компаниями на счетах в банках.


Портфель розничных кредитов начнет снижаться во второй половине 2015 г. и вряд ли выйдет на положительные темпы роста ранее II кв. 2016 г. Тренды в розничном кредитовании на среднесрочном горизонте: наибольший потенциал роста сохраняется у обеспеченных кредитов – ипотека и автокредиты (насыщенность в обоих сегментах рынка низкая, потребители продолжат предъявлять спрос на недвижимость и автомобили); в сегменте необеспеченного потребкредитования уже сейчас заметно перенасыщение рынка, в будущем этот сегмент вряд ли сможет расти быстрыми темпами; отношение Банка России к необеспеченному потребкредитованию негативное, поэтому мы можем ожидать дальнейшего "закручивания гаек" в регулировании этого вида кредитов в пользу кредитных карт, которые являются более цивилизованным видом розничных кредитов. Динамика вкладов населения после некоторого замедления в 2015 г. вернется к средним долгосрочным темпам роста на уровне около 14-15%.[20]

В целом, рост банковской системы в среднесрочном периоде можно разделить на два этапа: период торможения или спада в 2015-16 гг.; возобновление роста в 2017-19 гг.

Учитывая основные цели и задачи антикризисного регулирования, основными мероприятиями по его осуществлению являются:

1) сценарии развития кризисных ситуаций, анализ отрицательных тенденций и определение негативных факторов, воздействующих на экономическую систему;

2) выявление результативных способов осуществления государственной антикризисной политики;

3) разработка модели поведения экономических субъектов на рынке;

4) разработка системы законодательных норм антикризисного управления;

5) определение путей упорядочения экономической системы;

6) выявление направлений устойчивого развития рыночной инфраструктуры.

7) комплекс процедур по гибкому реагированию региона к постоянно меняющимся факторам окружающей среды. Для антикризисного регулирования инфраструктуры банковской системы необходимо поэтапное осуществление всех указанных пунктов. [21]

Финансовый кризис 2014 г., секторальные санкции после воссоединения Крыма с Россией, сложная внешнеполитическая обстановка актуализировали потребность в модернизации экономики страны и, соответственно, изыскании ресурсов для нее. В современных условиях процентные ставки настолько высоки, что практически не оставляют предприятиям возможности проведения модернизационных мероприятий. Именно поэтому необходим новый подход к организации предложения банковских услуг по всей стране. Впервые о модернизации заговорили в 1999 году, когда реформы первого постсоветского десятилетия не принесли желаемых результатов. Модернизацию предложили на смену шоковой терапии и проводимым реформам как понятие, не предполагающее резких изменений, но связанное с изменениями умеренными, способными сократить отставание от развитых стран.


Постепенно в это понятие стали вкладывать более глубокий смысл. Это наращивание производительности труда более быстрыми, чем развитые страны, темпами. Только в этом случае при демографическом спаде модернизация может успешно продвигаться. С 2008 г. начинается третий этап постсоветского развития88, характеризующийся падением темпов роста производства и производительности труда. В течение последних лет можно выделить ряд характерных факторов: кризис 2008-2009 гг.; последующий подъем экономики 2010-2011 гг.; снижение темпов роста в 2012 г. до 3,4%, в 2013 г. – до 1,3%, в 2015 г. – до 0,6%.[22]

К началу 2016 г. в российской экономике накопились негативные тенденции как следствие нерешенных ранее проблем: недоверие бизнеса и низкая деловая активность; переход экономики к затяжной стагнации в условиях опережающего роста потребления и спада инвестиций; хронический отток капитала; необеспеченный рост бюджетных обязательств, разрастание в экономике неэффективного государственного сектора при ослаблении рыночных и правовых институтов. Введение санкций против России и контрсанкций привели к сужению финансовых потоков с внешним миром и сокращению импорта. Президент России В. Путин оценил ущерб от санкций для России в размере 160 млрд. долларов и отметил, что «санкции осложнили доступ к рынкам внешнего финансирования, из-за чего российские компании недополучили около 160 млрд. $». [23]

В то же время более половины вложений в основной капитал российский бизнес осуществляет за счет собственных средств или денег, выделяемых материнской компанией, на банковские кредиты приходится всего лишь 9,3%. В настоящее время требуется новая институциональная система, которая способна обеспечить модернизационное развитие. Ее главная отличительная черта - обеспечение роста эффективности рыночной экономики. И неотъемлемой частью такой институциональной среды должно стать банковское пространство. Банковский сектор входит в состав общего экономического пространства, что подтверждает наличие недостатков в территориальной организации финансовой системы, присущих производственной структуре страны.

При этом в отличие от экономического пространства банковское пространство может выступать только в качестве бизнес-пространства, а следовательно может ориентироваться только на коммерческий персональный эффект, чего недостаточно для деятельности финансовой организации. В рамках стратегического развития банковской системы целесообразно проводить оптимизацию соотношения коммерческого и социального эффекта, который на различных этапах развития общества имеет конкретный потенциал эффективности.