Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (1 Теоретические основы роли Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Общее понятие об управлении финансами
1.2 Полномочия Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами
2 Деятельность Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами
2.1 Обеспечено кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ
2.2 Учет поступлений от уплаты налогов, сборов и иных платежей
3 Основные направления деятельности Федерального казначейства на среднесрочную перспективу
По состоянию на 1 января 2016 года в органах Федерального казначейства велось обслуживание 355 461 лицевого счета, из них:
– 39 758лицевых счетов участников бюджетного процесса федерального уровня;
– 31 130лицевых счетов участников бюджетного процесса субъектов Российской Федерации;
– 172 503лицевых счета участников бюджетного процесса муниципальных образований;
– 5 146лицевых счетов участников бюджетного процесса бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
– 369лицевых счетов участников бюджетного процесса бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
– 106 555лицевых счетов, предназначенных для отражения операций со средствами организаций, а также бюджетных (автономных) учреждений.
По состоянию на 1 января 2016 года в органах Федерального казначейства бюджетным и автономным учреждениям всех уровней бюджета открыто:
– 105 243 лицевых счета, из них федеральным бюджетным учреждениям и федеральным автономным учреждениям – 11 710 лицевых счетов, в том числе:
– федеральным бюджетным учреждениям – 11 315 лицевых счетов;
– федеральным автономным учреждениям – 395 лицевых счетов.
В течение 2015 года Федеральным казначейством осуществлялось размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах
в кредитных организациях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах».[18]
На протяжении 2015 года Федеральным казначейством проведено 105 отборов заявок кредитных организаций на заключение с Федеральным казначейством договоров банковского депозита, по результатам которых
на банковских депозитах в кредитных организациях размещено 12 809 950,1 млн. рублей. Сумма зачисленных в федеральный бюджет процентов по заключенным договорам банковского депозита составила 68 148,3 млн. рублей.
Кроме того, за 2015 год проведено 12 отборов заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита в долларах США, по результатам которых на банковских депозитах в кредитных организациях размещено 1 750,0 млн. долларов США, уплачено процентов на сумму 5,9 млн. долларов США. [19]
В рамках постановления Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2013 г. № 777 «О порядке осуществления операций
по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета
в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо» в январе 2015 года Федеральным казначейством организованы и проведены первые операции в режиме «overnight» с привлечением Банка России, небанковской коммерческой организации ЗАО «Национальный расчетный депозитарий», а начиная с 20 мая 2015 года запущены ежедневные операции покупки (продажи) ценных бумаг в режиме «overnight».
Всего в 2015 году проведено 168 отборов заявок, в которых принято участие 19 кредитными организациями. По результатам проведенных отборов заключено 1 196 договоров репо и размещено средств федерального бюджета на сумму 15 517 485,0 млн. рублей. Сумма зачисленных
в федеральный бюджет процентов по заключенным договорам репо составила 6 513,9 млн. рублей.
В рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 721 «Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств
на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)» в 2015 году продолжено предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации.[20]
За 2015 год 58 субъектов Российской Федерации обратились
за получением бюджетного кредита и получили его, 52 субъектам Российской Федерации бюджетный кредит предоставлялся от 2 до 10 раз. Общий объем предоставленных бюджетных кредитов составил 869 607,6 млн рублей. [21]
Согласовано на начальном этапе (по июль 2015 года) и продлено
до конца 2015 года предоставление бюджетных кредитов пилотным муниципальным образованиям, определенным по согласованию
с субъектами Российской Федерации в соответствии с перечнем муниципальных образований.
В 2015 году заключено 88 договоров на получение бюджетных кредитов, из которых 80 муниципальным образованиям предоставлены бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов на общую сумму 47 168,5 млн . рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г.
№ 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) величина процентной ставки по предоставляемым бюджетным кредитам составляет 0,1 % годовых.[22]
Сумма уплаченных субъектами Российской Федерации процентов
по предоставленным бюджетным кредитам составила 66,2 млн. рублей,
а муниципальными образованиями – 3,7 млн. рублей.
Обязательства по возврату средств федерального бюджета
по предоставленным бюджетным кредитам и уплате процентов по ним выполнены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями своевременно и в полном объеме.
По поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина в соответствии с протоколом заседания Комиссии по вопросам строительства космодрома «Восточный» от 19 февраля 2015 г. № 2 организована работа по открытию в Федеральном казначействе лицевых счетов генеральным подрядчикам, подрядчикам, субподрядчикам – участникам кооперации, выполняющим строительные работы на космодроме «Восточный».
Обеспечивается казначейское сопровождение государственных контрактов по строительству космодрома «Восточный».
В 2015 году выполнены следующие мероприятия по созданию
и развитию подсистем государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»(далее – ГИИС «Электронный бюджет»):
– обеспечено формирование и ведение Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
– обеспечено формирование и ведение базовых (отраслевых)
и ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг (работ);
– обеспечена разработка Реестра государственных заданий
на оказание государственных услуг (выполнение работ) и Реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам,
не являющимся федеральными государственными учреждениями
и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации;
– обеспечено централизованное составление, представление, свод
и консолидация отчетности об исполнении федерального бюджета
и бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в подсистеме «Учет и отчетность»;
– обеспечено планирование закупок на этапе составления проекта бюджета, определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков), заключение и исполнение контрактов, оценка результативности закупок.
С 1 июля 2015 года введен в эксплуатацию единый портал бюджетной системы Российской Федерации (budget.gov.ru)(далее – Единый портал).
В настоящее время на страницах Единого портала представлено
в открытом доступе свыше 35 000 записей Реестра соглашений (договоров)
о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации и свыше 150 000 записей Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц,
не являющихся участниками бюджетного процесса.
По состоянию на 1 января 2016 года 32 субъектами Российской Федерации реализованы мероприятия по интеграции информационных систем с государственной автоматизированной информационной системой «Управление». [23]
В течение 2015 года осуществлено подключение к закрытой части портала государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (далее – ГАС «Управление»)должностных лиц 11 ФОИВ, 1 256 региональных органов исполнительной власти(далее – РОИВ) и более 5 000 органов местного самоуправления.
Кроме того, в 2015 году Республикой Крым и городом федерального значения Севастополь завершены мероприятия по подключению
к ГАС «Управление» должностных лиц региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, таким образом подключение к системе реализовано во всех 85 субъектах Российской Федерации.
Число пользователей закрытой части портала ГАС «Управление»
по состоянию на 1 января 2016 года – 13 926, что по сравнению с 1 января 2015 года (1 769 пользователей) увеличилось более чем в 7 раз.
По состоянию на 1 января 2016 года участниками государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП)являются 71 159 организаций и учреждений, из них:
– 724 кредитные организации, из числа которых 703 кредитными организациями передается информация о фактах оплаты на постоянной основе, что составляет 97,1 % от общего количества кредитных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации;
– 65 258 администраторов начислений (администраторы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственные
и муниципальные учреждения), из числа которых 41 346 администраторами начислений информация о начислениях передается на постоянной основе.
По состоянию на 1 января 2016 года количество зарегистрированных государственных и муниципальных учреждений
на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации
о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) (далее – Официальный сайт ГМУ)составило 169 552 (98 % от общего количества учреждений в Перечне государственных (муниципальных) учреждений).
В среднем в 2015 году ежедневно указанный сайт посещало более 25 тысяч уникальных пользователей и фиксировалось порядка 120 тысяч просмотров страниц. [24]
За 2015 год по состоянию на 1 января 2016 года общее количество организаций-заказчиков, зарегистрированных на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – Официальный сайт www.zakupki.gov.ru)в соответствии с положениями Федерального закона
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), составило 273 458, общее количество процедур размещения заказов (опубликованных извещений) – 3 072 330, общая сумма размещенных заказов – 6 598 119,8 млн. рублей.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 18июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ)по состоянию
на 1 января 2016 года количество зарегистрированных организаций-заказчиков составило 79 253, количество процедур размещения заказов (опубликованных извещений) – 1 265 022, общая сумма размещенных заказов – 23 074 315,4 млн. рублей.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 1132 с 1 января 2015 года обеспечено ведение Реестра договоров, заключенных заказчиками
по результатам закупки. [25]
По состоянию на 1 января 2016 года на Официальном сайтеwww.zakupki.gov.ruразмещено 861 078 договоров на сумму 15 144 338,3 млн рублей.
В течение 2015 года в рамках проведения работ по созданию Единой информационной системы в сфере закупок:
– проведена опытная эксплуатация Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС);
– проведена подготовка к запуску ЕИС в промышленную среду.
С 1 января 2016 года ЕИС введена в эксплуатацию.
В рамках выполнения полномочий по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, проведению операций со средствами неучастников бюджетного процесса (далее – НУБП) и в целях совершенствования кассового обслуживания исполнения федерального бюджета и учета операций со средствами НУБП в 2015 году Федеральным казначейством проведен ряд мероприятий.
Отдельные показатели исполнения федерального бюджета
по расходам представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Сведения о принятых на учет бюджетных обязательствах и их кассовом исполнении [26]
Наименование показателя |
2013 (млн рублей) |
2014 (млн рублей) |
2015 (млн рублей) |
---|---|---|---|
Сумма принятых на учет бюджетных обязательств, всего |
13 228 363,3 |
13 686 955,2 |
15 353 952,5 |
Исполнено бюджетных обязательств текущего финансового года |
12 999 650,0 |
13 425 055,3 |
14 991 726,5 |
Не исполнено бюджетных обязательств текущего финансового года |
228 713,4 |
261 899,9 |
362 226,0 |
Таблица 2
Сведения об осуществлении в 2015 году капитальных вложений
в объекты государственной собственности Российской Федерации, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу (консолидированные открытые данные) [27]