Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (1 Теоретические основы роли Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Общее понятие об управлении финансами
1.2 Полномочия Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами
2 Деятельность Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами
2.1 Обеспечено кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ
2.2 Учет поступлений от уплаты налогов, сборов и иных платежей
3 Основные направления деятельности Федерального казначейства на среднесрочную перспективу
Наименование показателя |
Доведено ЛБО (млн рублей) |
Распределено ЛБО (млн рублей) |
Кассовый расход (млн рублей) |
---|---|---|---|
По виду расходов 411 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность в рамках государственного оборонного заказа» |
3 384,8 |
3 384,8 |
3 383,9 |
По виду расходов 412 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность» |
4 299,5 |
4 299,5 |
4 279,2 |
По виду расходов 413 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа» |
318 421,3 |
317 660,6 |
312 356,4 |
По виду расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» |
424 824,9 |
423 562,9 |
378 697,9 |
По виду расходов 451 «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства» |
17 472,7 |
17 472,6 |
17 321,3 |
По виду расходов 464 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности бюджетным учреждениям» |
20 700,7 |
20 700,7 |
20 688,0 |
По виду расходов 465 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности автономным учреждениям» |
5 020,9 |
5 020,9 |
5 020,9 |
По виду расходов 466 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности государственным (муниципальным) унитарным предприятиям» |
3 920,2 |
3 920,2 |
3 920,2 |
В целях исполнения подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2015 г. № Пр-1659
по повышению эффективности использования бюджетных средств:
– в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2015 г. № 1256 «Об организации работы
по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета» (далее – Постановление № 1256) Федеральное казначейство определено ФОИВ, ответственным за координацию работы
по инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета (далее – дебиторская задолженность);
– в целях проведения всестороннего анализа причин образования дебиторской задолженности, а также принятия эффективных мер, направленных на ее снижение, в Федеральном казначействе создана Рабочая группа, с состав которой вошли представители Минфина России, Федерального казначейства, Федеральной службы по финансовому мониторингу (приказ Федерального казначейства от 16 октября 2015 г. № 280).
В рамках Рабочей группы на регулярной основе рассматривались организационные, методологические и нормативные меры по сокращению дебиторской задолженности.
2.2 Учет поступлений от уплаты налогов, сборов и иных платежей
В соответствии с положениями части 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Федеральное казначейство производит распределение доходов
от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата
и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Минфином России.
Учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации
и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством в соответствии
с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации
и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Приказ № 125н).
При исполнении Федеральным казначейством своих бюджетных полномочий по учету поступлений и их распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет учет поступлений и их распределение более чем по 4 тысячам кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
По предварительным данным Федерального казначейства за 2015 год
в бюджетную систему Российской Федерации (с учетом межбюджетных трансфертов) поступило 35 404,4 млрд. рублей.
Из них поступило в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации:
– в федеральный бюджет 13 478,4 млрд. рублей, что составляет 38,07 % от общего объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
– в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 10 403,4 млрд. рублей или 29,39 % от общего объема поступлений
в бюджетную систему Российской Федерации;
– в бюджеты субъектов Российской Федерации – 8 033,8 млрд. рублей или 22,69 % от общего объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
– в местные бюджеты – 3 488,8 млрд. рублей или 9,85 % от общего объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. [28]
Рисунок 1 – Поступление доходов в бюджетную систему РФ
При этом сумма невыясненных поступлений, зачисляемых
в федеральный бюджет, администрирование которых осуществляет Федеральное казначейство, по предварительным данным за 2015 год составила – 9,8 млрд. рублей (возвращено (уточнено).
Рисунок 2 – Объём невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, млрд. руб. [29]
Следует отметить, что объем невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, за 2015 год имел тенденцию, как
к увеличению (наибольший объем невыясненных поступлений достигнут
в октябре 2015 года – 65,1 млрд. рублей), так и снижению (наименьшее значение невыясненных поступлений достигнуто в декабре 2015 года – -9,8 млрд. рублей).
Выбытие из бюджета невыясненных поступлений, зачисляемых
в федеральный бюджет, по состоянию на 1 января 2016 года в сумме 9,8 млрд. рублей обеспечено благодаря проводимой Федеральным казначейством активной работе по уточнению невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, как за 2015 год, так и за предыдущие годы. На протяжении 2015 года Федеральное казначейство в целях уточнения невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, осуществляло определение предполагаемых администраторов доходов бюджетов, направляло им в установленном порядке запросы
о невыясненных поступлениях за все отчетные периоды.
Рисунок 3 – Соотношение невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет[30]
В результате проведенной Федеральным казначейством работе
из общей суммы невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет в 2015 году в сумме 448,7 млрд. рублей, было уточнено – 391,9 млрд рублей, а также возвращено плательщикам – 66,6 млрд. рублей.
В соответствии с положениями статьи 166.1 Бюджетного кодекса ТОФК для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата
и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляют перечисление необходимых средств с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета ТОФК, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
По предварительным данным Федерального казначейства в 2015 году для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета органов Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, было перечислено 1 398,2 млрд. рублей.
Рисунок 4 – Перечисление средств с единых счётов бюджетов, необходимых осуществления возврата[31]
Из них перечислено на соответствующие счета органов Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации:
– с ЕСФБ 1 098,6 млрд. рублей, что составляет 78,57 % от общего объема перечисленных средств;
– с единых счетов государственных внебюджетных фондов – 165,9 млрд рублей или 11,87 % от общего объема перечисленных средств;
– с единых счетов бюджетов субъектов Российской Федерации – 67,3 млрд рублей или 4,81 % от общего объема перечисленных средств;
– с единых счетов местных бюджетов – 66,4 млрд рублей или 4,75 %
от общего объема перечисленных средств.
В ходе реализации Федеральным казначейством своих бюджетных полномочий по формированию и ведению перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации реализованы изменения в приказ Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. № 24н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» в части представления в ТОФК
в электронном виде нормативных правовых актов главных администраторов доходов бюджетов по наделению участников бюджетного процесса (далее – УБП) полномочиями администратора доходов бюджета, с указанием администрируемых ими кодов бюджетной классификации Российской Федерации в виде Реестра администрируемых доходов. [32]
По состоянию на 1 января 2016года Федеральным казначейством обеспечено создание и ведение Реестра администрируемых доходов:
– по 81 главному администратору доходов федерального бюджета
или 91 % от общего количества главных администраторов доходов федерального бюджета;
– по всем главным администраторам доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, муниципальных образований – 67 168 Реестров администрируемых доходов (100 % от общего объема указанных главных администраторов доходов бюджетов).
С 1 января 2015 года Федеральное казначейство осуществляет реализацию положений Договора о Евразийском экономическом союзе
от 29 мая 2014 года в соответствии с Порядками исполнения Федеральным казначейством положений Приложения № 5 «Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие),
их перечисления в доход бюджетов государств-членов» и Приложения № 8 «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер по отношению к третьим странам» к Договору
о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, утвержденными приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2014 г. № 320. [33]
В 2015 году Федеральное казначейство принимало участие
в разработке и согласовании Соглашения о проведении совместных контрольных мероприятий по вопросам соблюдения порядка зачисления
и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления
в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза.
3 Основные направления деятельности Федерального казначейства на среднесрочную перспективу
1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, учет операций со средствами неучастников бюджетного процесса.
Федеральным казначейством планируется проведение экспериментов:
- по интеграции механизма по перечислению сумм авансовых платежей из федерального бюджета в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств организации, возникших в рамках исполнения сопровождаемого государственного контракта (казначейский аккредитив),
с банковским сопровождением государственного контракта, заключенного, в том числе, в рамках исполнения государственного оборонного заказа;