Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (1 Теоретические основы роли Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наименование показателя

Доведено ЛБО (млн рублей)

Распределено ЛБО (млн рублей)

Кассовый расход (млн рублей)

По виду расходов 411 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность в рамках государственного оборонного заказа»

3 384,8

3 384,8

3 383,9

По виду расходов 412 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность»

4 299,5

4 299,5

4 279,2

По виду расходов 413 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа»

318 421,3

317 660,6

312 356,4

По виду расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности»

424 824,9

423 562,9

378 697,9

По виду расходов 451 «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства»

17 472,7

17 472,6 

17 321,3

По виду расходов 464 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности бюджетным учреждениям»

20 700,7

20 700,7

20 688,0

По виду расходов 465 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности автономным учреждениям»

5 020,9

5 020,9

5 020,9

По виду расходов 466 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности государственным (муниципальным) унитарным предприятиям»

3 920,2

3 920,2

3 920,2

В целях исполнения подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2015 г. № Пр-1659
по повышению эффективности использования бюджетных средств:

– в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2015 г. № 1256 «Об организации работы
по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета» (далее – Постановление № 1256) Федеральное казначейство определено ФОИВ, ответственным за координацию работы
по инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета (далее – дебиторская задолженность);


– в целях проведения всестороннего анализа причин образования дебиторской задолженности, а также принятия эффективных мер, направленных на ее снижение, в Федеральном казначействе создана Рабочая группа, с состав которой вошли представители Минфина России, Федерального казначейства, Федеральной службы по финансовому мониторингу (приказ Федерального казначейства от 16 октября 2015 г. № 280).

В рамках Рабочей группы на регулярной основе рассматривались организационные, методологические и нормативные меры по сокращению дебиторской задолженности.

2.2 Учет поступлений от уплаты налогов, сборов и иных платежей

В соответствии с положениями части 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Федеральное казначейство производит распределение доходов
от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата
и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Минфином России.

Учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации
и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством в соответствии
с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации
и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Приказ № 125н).

При исполнении Федеральным казначейством своих бюджетных полномочий по учету поступлений и их распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет учет поступлений и их распределение более чем по 4 тысячам кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

По предварительным данным Федерального казначейства за 2015 год
в бюджетную систему Российской Федерации (с учетом межбюджетных трансфертов) поступило 35 404,4 млрд.  рублей.


Из них поступило в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации:

– в федеральный бюджет 13 478,4 млрд. рублей, что составляет 38,07 % от общего объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

– в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 10 403,4 млрд. рублей или 29,39 % от общего объема поступлений
в бюджетную систему Российской Федерации;

– в бюджеты субъектов Российской Федерации – 8 033,8 млрд. рублей или 22,69 % от общего объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

– в местные бюджеты – 3 488,8 млрд. рублей или 9,85 % от общего объема поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. [28]

Рисунок 1 – Поступление доходов в бюджетную систему РФ

При этом сумма невыясненных поступлений, зачисляемых
в федеральный бюджет, администрирование которых осуществляет Федеральное казначейство, по предварительным данным за 2015 год составила – 9,8 млрд. рублей (возвращено (уточнено).

Рисунок 2 – Объём невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, млрд. руб. [29]

Следует отметить, что объем невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, за 2015 год имел тенденцию, как
к увеличению (наибольший объем невыясненных поступлений достигнут
в октябре 2015 года – 65,1 млрд. рублей), так и снижению (наименьшее значение невыясненных поступлений достигнуто в декабре 2015 года – -9,8 млрд. рублей).

Выбытие из бюджета невыясненных поступлений, зачисляемых
в федеральный бюджет, по состоянию на 1 января 2016 года в сумме 9,8 млрд. рублей обеспечено благодаря проводимой Федеральным казначейством активной работе по уточнению невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, как за 2015 год, так и за предыдущие годы. На протяжении 2015 года Федеральное казначейство в целях уточнения невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, осуществляло определение предполагаемых администраторов доходов бюджетов, направляло им в установленном порядке запросы
о невыясненных поступлениях за все отчетные периоды.

Рисунок 3 – Соотношение невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет[30]

В результате проведенной Федеральным казначейством работе
из общей суммы невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет в 2015 году в сумме 448,7 млрд. рублей, было уточнено – 391,9 млрд рублей, а также возвращено плательщикам – 66,6 млрд. рублей.


В соответствии с положениями статьи 166.1 Бюджетного кодекса ТОФК для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата
и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляют перечисление необходимых средств с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета ТОФК, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

По предварительным данным Федерального казначейства в 2015 году для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета органов Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, было перечислено 1 398,2 млрд. рублей.

Рисунок 4 – Перечисление средств с единых счётов бюджетов, необходимых осуществления возврата[31]

Из них перечислено на соответствующие счета органов Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации:

– с ЕСФБ 1 098,6 млрд. рублей, что составляет 78,57 % от общего объема перечисленных средств;

– с единых счетов государственных внебюджетных фондов – 165,9 млрд рублей или 11,87 % от общего объема перечисленных средств;

– с единых счетов бюджетов субъектов Российской Федерации – 67,3 млрд рублей или 4,81 % от общего объема перечисленных средств;

– с единых счетов местных бюджетов – 66,4 млрд рублей или 4,75 %
от общего объема перечисленных средств.

В ходе реализации Федеральным казначейством своих бюджетных полномочий по формированию и ведению перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации реализованы изменения в приказ Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. № 24н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» в части представления в ТОФК
в электронном виде нормативных правовых актов главных администраторов доходов бюджетов по наделению участников бюджетного процесса (далее – УБП) полномочиями администратора доходов бюджета, с указанием администрируемых ими кодов бюджетной классификации Российской Федерации в виде Реестра администрируемых доходов. [32]


По состоянию на 1 января 2016года Федеральным казначейством обеспечено создание и ведение Реестра администрируемых доходов:

– по 81 главному администратору доходов федерального бюджета
или 91 % от общего количества главных администраторов доходов федерального бюджета;

– по всем главным администраторам доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, муниципальных образований – 67 168 Реестров администрируемых доходов (100 % от общего объема указанных главных администраторов доходов бюджетов).

С 1 января 2015 года Федеральное казначейство осуществляет реализацию положений Договора о Евразийском экономическом союзе
от 29 мая 2014 года в соответствии с Порядками исполнения Федеральным казначейством положений Приложения № 5 «Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие),
их перечисления в доход бюджетов государств-членов» и Приложения № 8 «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер по отношению к третьим странам» к Договору
о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, утвержденными приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2014 г. № 320. [33]

В 2015 году Федеральное казначейство принимало участие
в разработке и согласовании Соглашения о проведении совместных контрольных мероприятий по вопросам соблюдения порядка зачисления
и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления
в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза.

3 Основные направления деятельности Федерального казначейства на среднесрочную перспективу

1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, учет операций со средствами неучастников бюджетного процесса.

Федеральным казначейством планируется проведение экспериментов:

- по интеграции механизма по перечислению сумм авансовых платежей из федерального бюджета в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств организации, возникших в рамках исполнения сопровождаемого государственного контракта (казначейский аккредитив),
с банковским сопровождением государственного контракта, заключенного, в том числе, в рамках исполнения государственного оборонного заказа;