Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (1 Теоретические основы роли Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Система управления государственными финансами, действующая на уровне Российской Федерации, была предназначены для работы в стабильной экономической среде и оказалась мало пригодной для решения антикризисных задач в период снижения деловой активности. Поэтому актуальной научно-практической задачей является разработка научно обоснованного комплекса антикризисных управленческих мер государственной политики, адекватных специфике проявления кризисов на макроуровне, так как важным фактором макроэкономической стабильности России является экономическая состоятельность ее регионов.

Устойчивость финансовой системы управления государственными и муниципальными финансами напрямую зависит от качества управления финансами. Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами предполагает формирование целостной системы управления финансами, повышение качества управления бюджетным процессом в том числе, посредством организации действенной системы исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Казначейская система способствует бесперебойному и в полном соответствии с законом исполнению бюджетов в условиях многоуровневой бюджетной системы Российской Федерации. Кроме этого, применение передовых казначейских технологий обеспечивает оптимизацию процесса управления общественными финансовыми ресурсами, контроль за целевым использованием бюджетных средств, повышение эффективности бюджетных расходов, что, в свою очередь, выступает в качестве объективных предпосылок к повышению качества государственных и муниципальных услуг.

Федеральное казначейство обладает широким кругом полномочий и методическим инструментарием для обеспечения единства технологий в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Во-первых, обладая уникальной информационно-технологической инфраструктурой, только Федеральное казначейство на сегодняшний день способно обеспечить комплексный охват операций в секторе общественных финансов. Информационные системы Федерального казначейства позволяют сделать процесс исполнения бюджета прозрачным и открытым. Во-вторых, внедрение инновационных механизмов управления общественными финансовыми ресурсами является чрезвычайно актуальным направлением в условиях их ограниченности. Кроме того, широкое применение в платежной системе Федерального казначейства современных электронных технологий и программно-технических средств способствует формированию новых подходов к организации системы бюджетных платежей. Наряду с этим Федеральное казначейство осуществляет учет и распределение поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.


Все вышеизложенное подчеркивает значимость института Федерального казначейства (Казначейства России) в системе современных финансовых институтов в целом и в бюджетном процессе публично-правовых образований в частности. Очевидно, что именно федеральная служба в лице Федерального казначейства обладает потенциалом для обеспечения единства техники и механизма функционирования бюджетной системы, способна выполнять функцию интеграции информации об общем состоянии публичных финансовых ресурсов страны.

Методологию деятельности Федерального казначейства исследовали такие авторы, как: Акперов И. Г., Головач С. П., Гришина В. Н., Гусев С. И., Демидов А. Ю., Ермакова Е. А., Иванова Н. Г., Коноплева И. А., Костюченко В. Ф., Кравченко И. А. и др.

Цель курсового исследования состоит в теоретическом обосновании роли Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами и выработке комплекса практических мер по повышению их эффективности.

В соответствии с выбранной целью нами были обозначены для решения следующие задачи, которые определили логику исследования и его структуру:

- исследовать генезис возникновения и развития института казначейства;

- раскрыть функциональное содержание деятельности органов Федерального казначейства и финансовых органов муниципальных образований с позиции распределения полномочий;

- обосновать комплекс мер по совершенствованию организации деятельности Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами.

Теоретической основой данного исследования послужили современные и классические положения, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых и специалистов, которые посвящены проблемам государственного управления финансами, разработки и реализации государственной политики в кризисных условиях экономики.

В работе использовались такие приемы, как анализ, системный подход, обобщение, синтез, применялись методы группировки и динамические сравнения.

Информационно-эмпирическая база формировалась на основе законодательных актов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений и программных документов Правительства Российской Федерации, нормативно-законодательных актов Министерства финансов Российской Федерации, Казначейства России, статистических сборников, монографических исследований, научных трудов отечественных и зарубежных ученых, материалов научно-практических конференций по рассматриваемой проблеме.


1 Теоретические основы роли Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами

1.1 Общее понятие об управлении финансами

Управление - это элемент, функция организационной системы различной природы, обеспечивающая сохранение структуры управления, режима деятельности, реализацию их целей и программ.

Управление государственными финансами осуществляется на основе действующей правовой базы, регулирующей финансовые отношения на макроуровне, так и деятельность специально созданных субъектов управления финансами.[1]

По мнению Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. под управлением государственными финансами можно понимать «процесс направленного воздействия на финансовые отношения при помощи специальных приемов и методов с использованием различных видов финансовых ресурсов с целью реализации своих функций.[2]

Кроме этого, по мнению Солянниковой С.П. под управлением государственных финансов можно понимать «процесс использования государственными органами политической и экономической власти от имени общества и над обществом для управления финансовыми ресурсами в целях, необходимых и признанных этим обществом». [3]

Финансово-кредитный энциклопедический словарь трактуется термин «управление государственными финансами» как «сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач». [4]

В системе управления государственными финансами, как и в другой управляемой системе, выделяют объект и субъект управления.[5]

Элементы системы управления государственными финансами в Российской Федерации представлены на рисунке 1.


Управление государственными финансами в Российской Федерации

Объекты управления

Субъекты управления

Финансы федеральных органов государственной власти

Финансы органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Органы управления за государственными финансами: законодательные и исполнительные органы власти

Разнообразные виды финансовых

отношений и финансовые ресурсы

Рисунок 1 - Элементы системы управления государственными финансами в Российской Федерации[6]

Государственные финансы выступают объектом управления, они выступают объективной экономической категорией, управление которыми следует через познание, изучение специфических свойств и возможностей этой категории. Материальным носителем здесь выступают финансовые ресурсы. Поэтому без эффективного управления финансовыми отношениями и их материальными носителями невозможно эффективно управлять экономикой государства.

Субъектом управления  государственными финансами в финансовой науке традиционно выступают организационные структуры, осуществляющие управление. К таким структурам можно отнести государственные органы власти, как участников бюджетного процесса, а так же органы, которые осуществляют государственное управление за финансами. Их деятельность можно охарактеризовать, как очень сложную, многоаспектную, потому что здесь объектом выступают финансовые отношения и виды финансовых ресурсов, составляющих сферы и звенья финансовой системы государства, которые являются объектом управления финансами.

Однако следует отметить важность рассмотрения процесса управления финансами «не только как управление объектами, но и как совершенствование деятельности организации самих субъектов управления. [7]

В системе управления финансами, как и в другой управляемой системе, выделяют объект и субъект управления. Объектами управления являются группы финансовых отношений, а субъектами финансовые органы управления. Поскольку вопрос о границах финансовых отношений и их группировке является дискуссионным (более подробно взгляды учѐных на эти проблемы рассмотрены в первой главе данной книги), то дискутируются и виды объектов управления финансами. [8]

Кроме этого к объектам финансового управления относятся:

- финансовые взаимоотношения между коммерческими организациями по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.;


- финансовые взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и коммерческими организациями и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;

- финансовые взаимоотношения между коммерческими организациями и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;

- финансовые взаимоотношения внутри коммерческих организаций, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

К субъектам управления финансами можно отнести законодательные и исполнительные органы власти и управления со своими компетенциями в области финансовых отношений. Например, Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах занимаются текущим управлением финансами государства.

Финансы коммерческих организаций для управления своими финансами создают в своих организационных структурах департаменты финансов, финансовые управления или отделы.[9]

Функции управления финансами рассматриваются в различных источниках и разными авторами.

По мнению профессора Родионовой В.М. выделяются следующие функциональные элементы, а именно планирование, оперативное управление, контроль. [10]

Если рассматривать функции управления финансами в соответствии с финансово-кредитном энциклопедическом словарём, то там выделяются функции: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль за их состоянием, учѐт финансовых ресурсов.[11]

На субъекты и объекты управления оказывают воздействие административно-распорядительные и экономические методы управления.

Те и другие методы применяются как в условиях командно-административной, так и в условиях рыночной экономики.

1.2 Полномочия Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации является Федеральное казначейство. Деятельность Федерального казначейства регламентируется Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (в ред. от 27.12.2014) «О Федеральном казначействе».[12]