Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов (1 Теоретические основы роли Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Общее понятие об управлении финансами
1.2 Полномочия Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами
2 Деятельность Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами
2.1 Обеспечено кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ
2.2 Учет поступлений от уплаты налогов, сборов и иных платежей
3 Основные направления деятельности Федерального казначейства на среднесрочную перспективу
- по предоставлению субсидий юридическими лицами
под фактическую потребность (с учетом определения юридических лиц,
на которых распространяется данный механизм).
Совершенствование механизма предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, обеспечивающих результативность их использования.
1 Реализация новаций в части обслуживания исполнения федерального бюджета в 2016 году
1. Обеспечение применения новой структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации при осуществлении операций УБП федерального уровня, федеральными бюджетными (автономными) учреждениями, ФГУП, в том числе, при доведениибюджетных данных, санкционировании оплаты денежных обязательств и перерегистрации бюджетных обязательств.
2. Обеспечение своевременной реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2015 г. № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», в том числе:
– возврат в установленном порядке остатков субсидий, неиспользованных федеральными бюджетными и автономными учреждениями;
– отзыв неиспользованных по состоянию на 1 июня 2016 года остатков ЛБО, предусмотренных на исполнение обязательств по оплате государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2015 году;
– отзыв неиспользованных ЛБО, предусмотренных на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, по которым в установленные сроки не заключены соответствующие соглашения между ФОИВ и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3. Организация наполнения и веденияпланов-графиков и планов закупок, формируемых получателями средств федерального бюджета,
в подсистеме «Управление закупками» в ГИИС «Электронный бюджет».
4. Обеспечение внедрения и развития подсистемы «Управление расходами» ГИИС «Электронный бюджет», в том числе:
– ведение реестра государственных заданий;
– ведение реестра соглашений;
– формирование и ведение перечня публичных нормативных обязательств, формирование действующих расходных обязательств;
– учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета;
– апробация механизма учета денежных обязательств получателей средств федерального бюджета;
– апробация механизма автоматического формирования платежных документов, представляемых получателями средств федерального бюджета при оплате денежных обязательств.
1.2. Казначейское сопровождение
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 359-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. № 70 утверждены Правила казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения (далее – Правила).
Согласно положениям указанных правил казначейское сопровождение распространяется на:
– юридических лиц, в том числе на государственные корпорации
и Государственную компанию «Российские автомобильные дороги», получающие субсидии из федерального бюджета, условиями предоставления которых является требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями их предоставления;
– юридических лиц, получающих бюджетные инвестиции;
– юридических лиц, являющихся получателями аванса
по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму более 100 000 тыс. рублей, а также контрактам, договорам заключенным в рамках исполнения указанных государственных контрактов;
Казначейскому сопровождению подлежат:
– договора (соглашения) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций;
– договора о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции;
– контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций и договоров
о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи;
– государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму более 100 000 тыс. рублей, а также контракты
и договоры, заключенные в целях исполнения указанных государственных контрактов, в случае если условиями данных государственных контрактов (контрактов, договоров) предусмотрены авансовые платежи.
Также вышеуказанные правила включают в себя следующие особенности казначейского сопровождения.
1. Для предоставления субсидий ГРБС передает полномочия ТОФК
по перечислению средств из федерального бюджета юридическим лицам – получателям субсидий.
Указанные субсидии из федерального бюджета, предоставляются юридическому лицу – получателю субсидии в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам юридического лица – получателя субсидии.
2. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, ТОФК могут осуществлять «расширенное» казначейское сопровождение государственных контрактов (контрактов, договоров).
3. В 2016 году в качестве эксперимента на основании заявления государственного заказчика отдельного контракта ТОФК формируется документ, подтверждающий обязанность государственного заказчика оплачивать за счет суммы аванса, предусмотренного государственным контрактом, фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, при предъявлении исполнителем (соисполнителем) государственного контракта в орган Федерального казначейства документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Указанный документ является так называемым «казначейским аккредитивом».
Приказом Минфина России от 25 декабря 2015 г. № 213н утвержден Порядок проведения ТОФК санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений),
а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках
их исполнения, содержащий вариативность санкционирования операций
по расходам организаций, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, отраженные на лицевых счетах для учета операций НУБП.
ГРБС, предоставивший организации целевые средства, может выбрать один из двух вариантов санкционирования операций.
Вариант № 1: организация, получающая целевые средства, представляет в ТОФК по месту своего обслуживания платежное поручение с указанием, в том числе, в поле «Назначение платежа» текстового назначения платежа, которое должно соответствовать направлению расходования целевых средств, указанному в Перечне направления расходования целевых средств.
Вариант № 2: организация, получающая целевые средства, представляет в ТОФК по месту своего обслуживания Сведения
о направлениях расходования целевых средств на 2016 год, содержащие направления расходования целевых средств, соответствующие:
– целям, установленным договором (соглашением) о предоставлении целевой субсидии (соглашения), а также предмету контракта (договора), заключенного в рамках исполнения договора (соглашения)
о предоставлении целевой субсидии (соглашения), при осуществлении организацией расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии;
– предмету государственного контракта (контракта, договора)
при осуществлении организацией расходов, источником финансового обеспечения которых являются предусмотренные условиями государственного контракта авансовые платежи.
1.3. Совершенствование проведения валютных операций
Федеральным казначейством в целях совершенствования осуществления платежей клиентов ТОФК в иностранной валюте на 2016 год запланированы мероприятия по созданию условий для полномасштабного внедрения модели осуществления операций с иностранной валютой, среди которых:
– «пилотное» внедрение проведения ТОФК платежей в иностранной валюте;
– выработка предложений по механизму проведения валютных операций на счетах ТОФК в рамках создания валютного ЕКС.
Также в целях совершенствования осуществления платежей клиентов ТОФК в иностранной валюте Федеральным казначейством будет проведена работа по разработке механизма зачисления в доход федерального бюджета иностранной валюты, обращенной в собственность государства
и находящейся у ФОИВ.
Кроме того,в целях усиления контроля за расходованием бюджетных средств при совершении внешнеторговых сделок, а также реализации Госпрограммы в 2016 году планируется подготовить предложения
по разработке законодательных или иных актов по наделению Федерального казначейства полномочиями агента валютного контроля,
в первую очередь в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ
«О валютном регулировании и валютном контроле».
Важной стратегической задачей Федерального казначейства на 2016 год в условиях увеличения дефицита федерального бюджета станет подготовка предложений по запуску механизма привлечения краткосрочных займов у кредитных организаций в случае предполагаемых кассовых разрывов на ЕСФБ.
В 2016 году большое внимание будет уделено созданию методологической и технологической базы для развития операций покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо (расширение линейки сроков договоров репо, учет компенсационных взносов и купонного дохода
по ценным бумагам и др.), а также совершенствованию операций репо
в части ликвидационного неттинга.
В 2016 году планируется продолжить практику предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (в рамках ограниченной группы «пилотов»). Предполагается разработка механизма финансовых гарантий субъектам Российской Федерации
при предоставлении бюджетных кредитов.
В 2016 году будет продолжена работа по определению системы рейтингования публично-правовых образований при предоставлении бюджетных кредитов в случае недостаточности средств федерального бюджета.
В 2016 году продолжится работа по развитию операций управления остатками средств на ЕСФБ в части размещения средств федерального бюджета на депозиты в государственной корпорации «Банк развития
и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
В рамках антикризисных мер в 2016 году будет продолжена работа по разработке предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, предусматривающих изменение требований к кредитным организациям при размещении средств федерального бюджета
на банковских депозитах.
Большое внимание будет уделено мероприятиям по сопряжению операций управления остатками средств на ЕСФБ с ГИИС «Электронный бюджет».
В целях повышения эффективности использования ресурсов ЕКС Федеральному казначейству в 2016 году предстоит внедрить механизм доведения и контроля предельных объемов оплаты денежных обязательств (далее – предельные объемы финансирования), утвержденных ГРБС,
а также механизм мониторинга непревышения кассовыми выплатами предельных объемов финансирования, доведенных до ГРБС.
Механизм доведения и контроля предельных объемов финансирования при исполнении расходной части федерального бюджета
в 2016 году является действенным инструментом, позволяющим минимизировать риски кассового разрыва на ЕКС в условиях неравномерности поступлений в федеральный бюджет в соответствующий период времени, вследствие сложной макроэкономической ситуации
в Российской Федерации.
Также внедрение механизма предельных объемов финансирования как инструмента временного ограничения на осуществление расходов позволит обеспечить безусловное исполнение расходной части федерального бюджета в условиях, как неравномерности, так и некоторого снижения поступлений в доходную часть федерального бюджета.
В 2016 году Федеральное казначейство продолжит работу, начатую
в 2014–2015 годах, в части адаптации информационных систем Федерального казначейства к новым условиям в рамках реализации концепции реформирования системы бюджетных платежей.
Создание нового единого казначейского счета (далее – новый ЕКС), централизация средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств отдельных юридических лиц требует расширения горизонта кассового планирования и прогнозирования. Переход к новому ЕКС обеспечит возможность таргетирования существенно возросших остатков денежных средств на нем, а также использования избыточной ликвидности для получения дохода в рамках операций размещения временно свободных денежных средств.