Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (1.Общая характеристика рекламной деятельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Общая характеристика рекламной деятельности
1.1.Понятие и виды рекламы. Субъекты рекламной деятельности
1.2.Источники правового регулирования рекламной деятельности
Глава 2.Ответственность и проблемы регулирования рекламной деятельности
2.1.Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе
2.2.Актуальные проблемы регулирования рекламной деятельности
Введение
Актуальность исследования. Рекламная деятельность – это деятельность, связанная с ознакомлением потребителей с товарами, которые производятся и продаются, по формированию особенной атмосферы благожелательности со стороны потенциальных покупателей товаров, по выделению конкретных вещей и услуг из всего рынка товаров.
Переход отечественной экономики от административно-командного механизма управления к рыночной системе экономики, который начался в начале девяностых годов, выявил существенное количество проблем, которые необходимо разрешить в рамках образования новой государственности РФ. Одной из самых масштабных проблем для Российской Федерации является проблема создания цивилизованного рынка, который основывается на плюрализме всех форм собственности, добросовестной конкуренции, а также свободе предпринимательских отношений.
Стабильное развитие отношений на рынке, конкуренции невозможно без соответствующей рекламы в качестве важного способа продвижения на рынке товаров, услуг и работ. Влияние рекламы довольно многогранно и разносторонне. В качестве ее непосредственной утилитарной задачи выступает исполнение функции сбыта, а ее цель – активизация спроса и расширения рынка.
Активно воздействуя на потребительское сознание, пропагандируя преимущества того либо другого товара, реклама оказывает большое воздействие на образование потребителей в целом: стиля и уровня потребления, жизненного образа, моды и т.д. Одновременно при развитом ассортименте реклама выступает в качестве переводной нити, которая позволяет потребителю правильно сориентироваться в массе товаров.
В новых условиях экономического характера государство, предоставляя субъектам хозяйственной деятельности свободу предпринимательских отношений, не может дистанцироваться от нормативного регулирования рынка рекламных услуг, так как это чревато значительными отрицательными последствиями, как рыночных правоотношений, так и для всего общества в целом.
Объектом исследования выступает рекламная деятельность и регулируемые рекламным законодательством общественные отношения.
Предметом курсовой работы является государственное регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации.
Цель данной работы – исследование правового регулирования рекламной деятельности на территории Российской Федерации и в зарубежных странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить понятие, виды и субъектов рекламной деятельности;
2)рассмотреть источники правового регулирования рекламной деятельности;
3)изучить меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
4)выявить актуальные проблемы регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации.
При подготовке работы применялись философские (всеобщие), общенаучные (социологический, сравнительный, системного анализа) и частнонаучные (сравнительно-правовой, историко-правовой, теоретико-прогностический) методы познания.
Структура данной работы весьма традиционна. Она состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика рекламной деятельности
1.1.Понятие и виды рекламы. Субъекты рекламной деятельности
Реклама выступает в качестве одного из самых существенных явлений социально-экономического характера российского общества на современном этапе развития и одновременно результатом взаимообусловленных действий все участников гражданско-правовых отношений. Деятельность, связанная с производством либо распространением рекламы осуществляется согласно принятым на себя субъектами конкретным обязательствам, которые представляют из себя некоторый вид деятельности экономического характера, называемый услугами в сфере рекламы.
Реклама применяется во всех общественных областях, а наиболее тесно взаимодействует с предпринимательской деятельностью. Значение рекламы заключается в том, что, неся в себе сведения о гражданах и организациях – субъектах хозяйственной деятельности, о предлагаемых ими работах, товарах, услугах, она выступает в качестве одного из самых эффективных средств для конкурентной борьбы.
Для физических лиц, общества и государства, а также для стабильного функционирования рынка очень важно, чтобы рекламные сведения не вводили в заблуждение, были правдивыми, давали правильное представление об определенных предпринимателях и итогах их деятельности. Постепенно и сама реклама превратилась в независимый сектор рынка и поле довольно острой борьбы конкурентов.
Реклама является одной из разновидностей информации, по этой причине не случайно ныне действующий ФЗ «О рекламе» определения понятия «реклама» и «рекламная информация» признает синонимами. К тому же, рекламу от иных видов информации отличают некоторые признаки, которые, как правило, должны присутствовать в комплексе.[1]
Исходя из этого законного определения, реклама подлежит распространению в устной либо письменной форме, при помощи графиков, рисунков и др. Средствами распространения рекламных сведений используются способы распространения в массы, средства стационарного размещения по территориальности (световые табло, стенды) и т.д. В качестве основных целей распространения рекламы выступает образование и поддержание интереса к ней, что неизбежно ведет к формированию повышенного интереса к идеям, товарам, начинаниям и способствует их дальнейшей реализации.
Классификация разновидностей рекламы может проводиться по разным основаниям:
1)в зависимости от разновидностей рекламируемого товара принято выделять рекламу напитков, содержащих алкоголь, табака и изделий из него, средств лекарственного назначения, предметов медицины и других товаров.
2)в зависимости от разновидности рекламируемых услуг принято выделять рекламу услуг инвестиционного и страхового характера, услуг банков, участников рынка ценных бумаг, организаций и иных субъектов, которые оказывают услуги в финансовом секторе экономики;
3)в зависимости от метода распространения рекламы следует говорить о рекламе телевизионных и радиопрограммах, изданиях периодической печати, в видео- и кинообслуживании, на транспорте, отправлениях по почте. К этой группе следует отнести и наружную рекламу, которая распространяется в сельских и городских поселениях, на иных территориях при помощи плакатов, специальных табло, стендов и других технических средств;[2]
4)в зависимости от целей, на которые прямо была направлена реклама, принято выделять:
а)политическая реклама – это сведения, которые распространяются участниками избирательного процесса о всех кандидатах на должность депутата, Президента Российской Федерации т.д. для того, чтобы сформировать мнение общества и достичь требуемого результата голосования;
б)социальная реклама – это реклама интересов общества и государства в благотворительных целях;
в)коммерческая реклама, основные цели распространения которой установлены в понятии рекламы, определенной в ФЗ «О рекламе».
5)в зависимости от субъектов, которым предназначались рекламные сведения, особо можно вести речь о рекламе, которая адресована лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста.
Вышеизложенная классификация имеет большое значение, как в теории, так и на практике. В рекламном законодательстве имеются специальные требования, которые предъявляются к рекламе разных видов, и положения, которые направлены на охрану интересов субъектов (к примеру, лиц, не достигших совершеннолетнего возраста).[3]
В рекламной деятельности, как правило, принято выделять две группы субъектов: тех, кто непосредственным образом занимается формированием и распространением рекламных сведений, и тех, для кого осуществляются все рекламные кампании.
К первой группе следует отнести рекламодатель, производителя рекламы и распространителя рекламы, а ко второй группе относится неопределенный круг потребителей рекламы.
Рекламодатель является физическим либо юридическим лицом, которое выступает в качестве источника рекламных сведений для производства, размещения или распространения рекламы.
Производитель рекламы – это физическое либо юридическое лицо, которое осуществляет полное либо частичное приведение рекламных сведений к готовой для дальнейшего распространения форме.
Распространитель рекламы – это физическое либо юридическое лицо, которое осуществляет размещение либо распространение рекламных сведений при помощи предоставления либо использования технических средств каналов связи, теле- и радиовещания, эфирного времени и другими способами.
Потребителями рекламы являются граждане и организации, до сведения которых доводится, либо может быть доведена реклама, следствием чего выступает либо может выступить соответствующее влияние рекламы на них. Правоотношения между данными субъектами базируются на договорной основе.
В первую очередь, можно назвать договор, заключаемый между рекламодателем и производителем рекламы об образовании определенного продукта рекламы. Он выступает в качестве вида договора подряда на выполнение рекламных работ. Если создание рекламы не может быть ограничено написанием определенного текста, а требует конкретного решения в художественной сфере, то с производителем подлежит заключению авторский договор заказа.
Между рекламодателями и распространителями рекламы должны заключаться договоры об оказании услуг возмездного характера.содержанием подобных договоров выступает предоставление и использование мест в изданиях печати, телевизионного времени эфира, технических средствах вещания на радио и т.д. Особой разновидностью выступают заказы на осуществление рекламных кампаний.
Если распространяться должна статичная реклама, т.е. наружная реклама, в виде разного рода средств для их стабильного размещения, то на распространителя рекламы зачастую возлагается обязанность по получению соответствующего разрешения со стороны органов местного самоуправления, в том числе регулирование договорных отношений с собственниками участков земли, зданий и сооружений, на которых будут определены рекламные табло, растяжки, конструкции, стенды и др.
Следует отметить, что в тех случаях, когда реклама размещается на детали кузова либо крыши транспортных средств, договор между распространителем рекламы и рекламодателем получил наименование «прокат рекламной информации». По всей видимости, данное название объясняется тем, что рекламу на автомобилях в буквальном смысле этого слова «катают», несмотря на то, что, разумеется, ничего общего с договором проката в качестве разновидности аренды (статьи 626 – 631 Гражданского кодекса РФ)[4] подобный договор не имеет.
Рекламодатель, производитель рекламы и распространитель рекламы осуществляют собственную деятельность для достижения одной цели – оказания воздействия на потребителей, проявления их интереса для дальнейшего приобретения товара, работы либо услуги.[5]
1.2.Источники правового регулирования рекламной деятельности
Первый рекламный бум на территории Российского государства произошел во время перестройки. Единственным законом, который регулировал деятельность в рекламной сфере на тот момент, был закон РСФСР «О конкуренции и ограничении деятельности в области монополии на рынках товаров», который ввел запрет на недобросовестную рекламу.
Отличительная особенность рекламной деятельности уже в начале девяностых годов со всей очевидностью продемонстрировала чрезмерную обобщенность и явную недостаточной положений о недобросовестной конкуренции.
Специальное нормативное регулирование деятельности в рекламной сфере началось с Указа Президента Российской Федерации от 10.06.94 № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», а для того, чтобы осуществить защиту от недобросовестной конкуренции в сфере рекламы, пресечения и предотвращения ненадлежащей рекламы, которая способна ввести потребителей в заблуждение либо причинить им вред, в 1995 году был принят соответствующий ФЗ «О рекламе»[6].