Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (1.Общая характеристика рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный закон специально регулировал особые правовые отношения субъектов деятельности в рекламной сфере для того, чтобы обеспечить баланс их интересов с государственными и общественными интересами, а также интересами определенных потребителей.

С одной стороны, принято законодательство в области рекламы должно было восполнить существующие проблемы в имеющихся в законодательстве о конкуренции механизмах противодействия конкуренции недобросовестного характера. С иной стороны, упорядочить те области рекламной деятельности, которые специально не могут быть урегулированы непосредственным образом в законе о конкуренции и требует отдельного регулирования в пределах рекламного законодательства.

По итогам более чем десятилетнего действия специального закона «О рекламе» от 1995 года достаточно прочно сложилась практика его применения. Однако нерешенными оставалось большое количество проблем законодательства в рекламной сфере, что не раз уже обсуждалось в литературе. Их количество, а также характер определили необходимость значительного преобразования рекламного законодательства, так как оно позволяет рекламным правоотношениям развиваться лишь до конкретного возраста.[7]

С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». Его принятия ожидали не только участники рекламной деятельности, правоприменители, и научная общественность.

На данный момент ФЗ «О рекламе» занимает одно из главных мест в механизме нормативного регулирования конкуренции и монополии и в общем рыночных правоотношений. Целями этого Закона выступают развитие товарного рынка, рынка работ и услуг на основании соблюдении общепризнанных принципов добросовестной конкуренции, обеспечение на территории РФ единства пространства в экономической сфере, реализация права потребителей по получении достоверной и добросовестной рекламы, предупреждение нарушения рекламного законодательства в Российской Федерации, а также пресечение любых фактов ненадлежащей рекламы.

В механизме нормативного регулирования монополии и конкуренции ФЗ «О рекламе», с одной стороны, систематизирует осуществление деятельности в рекламной сфере на территории РФ, определяет понятийную систему регулирования правоотношений в области рекламы, в т. ч. устанавливает статус субъектов регулирования законодательства в рекламной сфере, в частности профессиональных участников рынка рекламы, устанавливает механизм контроля за соблюдением действующего рекламного законодательства, в т. ч. компетенцию антимонопольного органа по контролю за деятельностью в рекламной сфере.


С другой - является специальным, уточняющим законом в области противодействия недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей. Он детализирует требования к рекламе в целях предупреждения, пресечения и применения мер ответственности за использование конкурентами средств рекламы для недобросовестной конкурентной борьбы на рынке соответствующих рекламируемых товаров, работ или услуг.[8]

Помимо Закона о рекламе важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы в настоящее время, являются: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации[9]; Гражданский кодекс Российской Федерации[10]; Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»[11]; Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».[12]

Глава 2.Ответственность и проблемы регулирования рекламной деятельности

2.1.Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе

В качестве субъектов ответственности выступают рекламодатели, производители рекламы и распространители рекламы.

Органом, который имеет право применять меры ответственности, является Федеральная антимонопольная служба, в том числе ее территориальные органы (статья 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

За нарушение рекламного законодательства определяются следующие разновидности ответственности: административная, гражданско-правовая и другая ответственность, определяемая федеральным законодательством.

Административная ответственность регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях.

Из всех разновидностей правонарушений самым распространенным и характерным для рекламной отрасли является правонарушение, установленное статье 14.3. «Нарушение законодательства о рекламе» в КоАП РФ. Ответственность за это правонарушение может быть применено руководителем ФАС и его заместителями, в том числе руководителями органов ФАС и их заместителями по территориальному принципу.


Для применения мер административной ответственности в КоАП РФ определен специальный процессуальный порядок.

В соответствие со статьей 28.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в качестве поводов для возбуждения дела об административных правонарушениях могут выступить:

1)непосредственное обнаружение специально уполномоченным должностным лицом достаточных сведений, прямо указывающих на наличие события административного правонарушения;

2)материалы, которые поступили из органов государства, органов местного самоуправления, общественных организаций, правоохранительных органов, содержащие сведения, прямо указывающие на наличие события административного правонарушения;

3)заявления и сообщения граждан и юридических лиц, в том числе сообщения в СМИ, которые содержат данные, прямо указывающие на наличие события административного правонарушения.[13]

Обратимся к материалам судебной практики.

Использование в рекламных буклетах нецензурных выражений является административным нарушением и карается штрафом. Так решил Верховный суд РФ. Суть спора Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления ФАС России по Иркутской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1статьи 14.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100,5 тысяч рублей.

Означенное нарушение, по мнению ФАС, выразилось в том, что организация распространяла в кинотеатрах города Иркутска, продукцию в виде рекламных буклетов к фильму «Все и сразу» с использованием оскорбительного и непристойного выражения. Тем самым оказались нарушены требования статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Решение суда Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями апелляции и кассации, в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Верховный суд РФ в постановлении от 5 мая 2016 г. N 305-АД16-3588 с выводами коллег согласился. Судьи указали, что в статье 3 закона о рекламе определено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем - лицо ее публикующее и распространяющее. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. Ответственность за нарушение указанной нормы, как следует из статьи 38 закона о рекламе, несет рекламодатель. Суды признали обоснованным привлечение организации к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, поскольку доказательств невозможности соблюдения требований законодательства о рекламе в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, представлено не было. По мнению судей, это свидетельствует о наличии вины организации во вмененном правонарушении.[14]


Ответственность гражданско-правового характера за правонарушения в рекламной области представляет собой санкции, установленные Гражданским кодексом РФ и применяемые в отношении правонарушителя в виде лишения его гражданского права либо возложения на него мер дополнительной обязанности гражданско-правового характера.

В качестве общей меры ответственности гражданско-правового характера выступает возмещение убытков. Ответственность в виде возмещения убытков подлежит применению в любых случаях при нарушении гражданских прав, в т. ч. при нарушении договоров, которые были заключены рекламодателями, производителями рекламы и распространителями рекламы.

К специальным мерам ответственности гражданско-правового характера, которые присущи для рекламной сферы, следует отнести компенсацию морального вреда, возмещение нанесенного вреда, а также опровержение недостоверной рекламы в публичной форме.

Помимо общей и специальной ответственности гражданско-правового характера выделяют также ответственность на договорной и внедоговорной основе. Ответственность договорного характера наступает за нарушение соответствующего договорного обязательства. Внедоговорная ответственность формируется тогда, когда правонарушитель не состоит с потерпевшим в договорных правоотношениях.

Статья 38 ФЗ «О рекламе» устанавливает, что лица, чьи права и интересы были нарушены в результате распространения рекламы ненадлежащего характера, имеют право обратиться в суд общей юрисдикции, либо арбитражный суд, в т. ч. с исками о возмещении убытков, с учетом упущенной выгоды, о возмещении вреда, нанесенного здоровью граждан и (либо) их имуществу, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении рекламы недостоверного характера.

Гражданский кодекс РФ устанавливает разные способы возмещения вреда: в натуре, т.е. предоставления вещи аналогичного качества и рода, исправление поврежденной вещи либо возмещение нанесенных убытков (статья 1082 Гражданского кодекса РФ).

В случае нанесения гражданину увечья либо другом повреждении его здоровья, возмещению подлежит заработок или доход, который был утрачен потерпевшим лицом, в том числе дополнительные расходы, которые были вызваны повреждением здоровья, в т. ч. расходы на питание, лечение, приобретение протезов и лекарств, лечение в санатории, если определено, что потерпевшее лицо нуждается в данных видах помощи и ухода и не обладает никакими права получить их на бесплатной основе (статья 1085 Гражданского кодекса РФ).


Возмещение вреда, который был вызван уменьшением трудоспособности либо смертью потерпевшего, осуществляется, обычно, на основе ежемесячных платежей.[15]

Вред, который был нанесен жизни, здоровью либо имуществу физического лица или имуществу организации из рецептурных, конструктивных либо других недостатков товара, услуги либо работы, в том числе из-за недостаточных либо недостоверных сведений о товаре (услуге, работе), должен быть возмещен продавцом либо изготовителем товара, лицом, которое выполнило работу либо оказало услугу (исполнителем), вне зависимости от вины, и от того, возникли ли с потерпевшим лицом договорные правоотношения или нет(статья 1095 Гражданского кодекса РФ).

В данном случае вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем). Те же лица возмещают вред, причиненный вследствие непредоставления полной или достоверной информации о товаре (работе, услуге). Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности только в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.

Особой мерой гражданско-правовой ответственности, распространенной в сфере рекламы, является компенсация морального вреда. Согласно статье 151 (ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Физические и нравственные страдания гражданам могут быть причинены, например, в случае распространения недостоверной рекламы лекарственных средств.

Другой специальной мерой гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе является контрреклама, т.е. публичное опровержение недостоверной рекламы. Такая ответственность применяется только в случае распространения недостоверной рекламы. Форма, место и сроки размещения опровержения определяются судом по иску потерпевшего или антимонопольного органа. Опровержение осуществляется за счет рекламодателя.