Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы потребительской оценки качества косметических товаров
1.1. Классификация, косметических товаров
1.2 Потребительские свойства косметических товаров
1.3 Требования к качеству, упаковка, маркировка, хранение косметических товаров
2 Идентификация и оценка потребительских свойств косметических товаров (на материалах ИП Гущина)
2.1 Объекты и методы исследований
2.2 Анализ структуры ассортимента косметических товаров, реализуемых на предприятии
2.3 Результаты оценки качества и безопасности косметических товаров
Введение
Парфюмерно-косметические товары – это огромная группа непродовольственных товаров, которая занимает важное место в жизни каждого человека. В большом разнообразии парфюмерно-косметических товаров легко можно запутаться, существует определенный риск приобрести подделку или имитацию качественных товаров. На сегодняшний момент времени большое количество парфюмерно-косметических товаров импортируется в Россию из других стран: Франции, США, Германии, Швейцарии и др. Насыщение российского рынка импортными товарами вынудило отечественных изготовителей повысить конкурентоспособность своей продукции. Новые научно-исследовательские мероприятия, освоение передовых технологий, художественное оформление, рекламные мероприятия современный подход к товарной информации и другие исследования способствовали возрождению отечественной парфюмерно-косметической промышленности, повышению спроса на российские товары.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы очевидна, так как сегодня ассортимент парфюмерно-косметических товаров довольно широкий и глубокий, насчитывает тысячи видов и разновидностей разных торговых марок как отечественных, так и иностранных производителей. Однако качества этих товаров не всегда соответствует установленным нормам качества и безопасности. По этому, идентификация и товарная оценка качества и безопасности косметических товаров, реализуемых в торговом предприятии «Подружка» является весьма актуальной.
Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение идентификации и товарной оценки качества косметических товаров, реализуемых в одном из популярных торговых предприятий, а именно магазине «Подружка».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть классификацию, ассортимент и потребительские свойства парфюмерно-косметических товаров;
- изучить требования к качеству, упаковки, маркировки и хранение косметических товаров;
- рассмотреть и дать характеристику магазину «Подружка»;
- проанализировать структуру ассортимента косметических товаров, реализуемых на предприятии;
- провести оценку качества и безопасности косметических товаров, реализуемых на предприятии;
- дать рекомендации по усовершенствованию ассортиментной политики магазина «Подружка».
1 Теоретические основы потребительской оценки качества косметических товаров
1.1. Классификация, косметических товаров
Парфюмерно-косметические товары являются перспективной и развивающейся группой товаров. На российском рынке ассортимент парфюмерно-косметических товаров представлен отечественными производителями, а именно: ООО «Первое Решение», ООО "Натура HYPERLINK "http://www.hoztovari.ru/text/natura_siberica"Сиберика", концерн «Калина», ОАО «Свобода», ОАО «Невская косметика» и различными импортными производителями междунардными производителями, которые занимают лидирующие позиции на современном рынке: - ProcterHYPERLINK "http://www.hoztovari.ru/production/procter_gamble"&HYPERLINK "http://www.hoztovari.ru/production/procter_gamble"Gamble,, Beiersdorf, ColgatePalmolive, Unilever,Schwarzkopf и L'Oreal и др. К группе парфюмерно-косметические товары относят: парфюмерию, гигиеническую и декоративную косметика [18.].
Согласно общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП) парфюмерно-косметические товары принадлежат классу 91 «Продукция пищевой промышленности» подкласс 91 5000 «Продукция парфюмерно-косметической и эфирномасличной промышленности» [ 1].
По технологии производства вся продукция этого подкласса делится на восемь основных групп:
- масла эфирные натуральные (915100);
- вещества душистые синтетические (915200);
- композиции и отдушки (915300);
4- сырье косметическое, полупродукты синтетические, эссенции и ароматизаторы пищевые (915400);
5- одеколоны и воды душистые и туалетные (915500);
6- духи и масла эфирные натуральные в сувенирных футлярах (915600);
- наборы парфюмерные и косметические (915700);
- продукция косметическая (группа 9158).
Каждая подгруппа подразделяется на виды, подвиды и на индивидуальные препараты (наименования).
Согласно ТНВЭД парфюмерно-косметические товары входят в раздел VI «Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности» (группы 33 и 34. [2].
Согласно директиве инструкции Европейского экономического сообщества ЕЭС (76/768/ЕЭС-1984) вся парфюмерно-косметическая продукция по назначению подразделяются на следующие категории [3].:
- кремы, эмульсии, лосьоны, гели и масла для кожи (рук, ног, лица и др.);
-маски для лица (за исключением продукции для отслаивания);
- оттеночная продукция (жидкости, пасты, пудры);
- пудры для макияжа, пудры после принятия ванны, гигиенические
пудры и др.;
- туалетные мыла, парфюмерные мыла и др.;
- парфюмерная вода, туалетная вода и одеколон;
- средства для приготовления ванны и душа (соли, пена, масло, гель и др.);
- депиляторы;
- дезодоранты и препараты для уменьшения потения;
продукция для ухода за волосами:
- для оттенивания и обесцвечивания волос;
- препараты для завивки, спрямления и фиксации;
- препараты для закрепления прически;
- препараты для мытья волос (лосьоны, пудры, шампуни);
- препараты - кондиционеры (лосьоны, кремы, масла и др.);
- парикмахерская продукция (лосьоны, лаки, фиксаторы, препараты для придания блеска); [ 1].
11. средства для бритья (кремы, пена, лосьон и др.);
12. препараты для нанесения и снятия макияжа с лица и век;
13. продукция для губ;
14. средства для ухода за зубами и полостью рта;
15. средства ухода за ногтями и лаки для ногтей;
16. средства для интимной гигиены;
17. средства для загара;
18. средства для загара без солнца;
19. продукция для отбеливания кожи;
20. средства для устранения морщин.
В торговой практике, и в учебных целях используется классификация ГОСТ по потребительским комплексам. Парфюмерно-косметические товары делятся на два потребительских комплекса: » [ 1].
- «Средства для ароматизации и гигиены»;
- «Изделия для ухода за кожей, волосами, полостью рта»;
Все косметические товары подразделяются на:
1.Средства ухода за кожей лица и тела:
- Кремы, эмульсии, сливки
- Маски питательные
- Средства для принятия ванн
- Мыло
- Дезодоранты - перспиранты
- Пудра, тальк
- Средства для бритья
2. Средства по уходу за волосами
- Средства для мытья
- Средства для ухода за волосами
- Средства для укладки волос
- Средства для завивки, фиксации, распрямления
- Краски для волос
3. Средства декоративной косметики
- Средства для губ
- Средства для макияжа глаз
- Пудра и румяна для макияжа
- Средства для ухода за ногтями и окраски
4. Специальная косметика (для загара, защитные средства)
1.2 Потребительские свойства косметических товаров
Потребительские свойства парфюмерно-косметических товаров можно разделить на следующие группы:
- функциональные;
- безопасность;
- экологические;
- эстетические;
- эргономические;
- надежность.
Классификация потребительских свойств для косметических товаров представлена на рисунке 1. [Error: Reference source not found.]
Потребительские свойства косметических средств
Функциональные
ные
Эргономические
Надежность
Эстетические
Безопас-ность
- внешний вид
- цвет
- запах
- соответ-ствие направлению моды
- оргигиналь-ность
- товарный вид упаковки
- срок годности
- коллоидная стабильность
- термо-стабильность
- удобство пользования
- консистенция
- ощущение на коже
- легкость применения
- очищающие (гигиенические)
- отшелушева-
ющая способность
- повышение упругости, эластичности кожи
- тонизирующая способность
- устранение пота
- придание цвета
- косметические
- защитные
Лечебно-профилактические
- Специальные
И т.д.
- клини-
ческая
- токсико-логическая
- микробио-логическая
- химическая
Рис. 1–Классификация потребительских свойств косметических товаров
Функциональные свойства парфюмерно-косметических товаров являются наиболее важными для потребителя. Различные косметические товары выполняют различные функции: например для шампуней и гелей для душа - это моющая, пенообразующая способность, для дезодорантов - устранение пота, а для декоративной косметики- цвет. Основными функциональными свойствами косметических средств являются: очищающая способность, косметические свойства, защитные, лечебно-профилактические и специальные. [17.,18].
Очищающая способность характеризуется моющей способностью (для мыла и гелей для душа), очищающим действием (для молочка, лосьонов), тонизирующей способностью (для тоников), отшелушивающей способностью (скрабы, которые удаляют с поверхности кожи ороговевшие чешуйки и способствуют более глубокой очистке)[17].
Косметические свойства, проявляются через внешний видимый эффект улучшения состояния кожи и волос, благодаря увлажнению, питанию, регенерации, улучшению обменных процессов в коже, в результате чего повышается упругость и эластичность кожи, улучшается ее цвет, разглаживаются морщины.
Защитные свойства, обеспечиваются благодаря солнцезащитным добавкам, добавкам, обеспечивающим защитный фактор старения (средства для загара), добавки обеспечивающие защиту от низких температур (кремы, предназначенные для применения в холодное время года) [16].
Лечебно-профилактические свойства, обладают антисептическим действием (средства для ухода за ногами, антиперспиранты), очищающим и обезжиривающим действием (средства от угревой сыпи), антисеборейным действием (лечебные шампуни для волос).
Специальные свойства, заключаются в отбеливании кожи, способности сжатия пор (дезодоранты-перспиранты), депиляции (удаление волос химическим или механическим путем).
Эргономические свойства, удовлетворяют физиологические и психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителей. Они характеризуют способность товара создавать ощущения удобства и комфортности. Эргономические свойства косметических товаров определяются консистенцией; упаковкой; приспособлениями, облегчающими пользование косметическими товарами и др. [18].
Надежность косметических товаров связана прежде всего с их сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок годности косметики должен вызвать внимательное отношение к ее составу, и прежде всего к виду и количеству консерванта. Срок годности отечественной косметики определен нормативными документами. Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве косметических средств сложилась практика установления срока годности самим изготовителем, который исходит из рецептуры средства. [17, 21.].
Эстетические свойства косметических товаров призваны удовлетворять эстетические потребности человека. Показателями этих свойств являются внешний вид, цвет, запах, дизайн упаковки, информативность упаковки, стилевая направленность. Стиль косметических товаров отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товаров. Фирменный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров особенно проявляется в художественном оформлении упаковки [25.].
Безопасность косметических товаров зависит от состава, качества исходных компонентов, технологического процесса получения, условий хранения и продажи, условий потребления. На каждом этапе жизненного цикла в косметических товарах могут протекать те или иные процессы , которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека. Поэтому для проверки безопасности косметических товаров проводят комплекс испытаний. Для химических показателей комплекс испытаний включает определение водородного показателя (кислотного числа или содержания щелочи). Все эти показатели определяют воздействие косметических средств на кожу и волосы.
Показатели безопасности парфюмерно-косметических средств должны соответствовать Техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» : [утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011г. № 799]. [2]