Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий ( 1 Теоретические основы распределения и использования прибыли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Динамика темпов роста по большинству показателей позитивная. Внеоборотные активы увеличились в общем на 21,4 %, в том числе основные средства – на 22,7 %, долгосрочные финансовые активы – на 35,2 гудвилл и прочие нематериальные активы – на 5,4 %.

Общая стоимость оборотных активов увеличилась на 8,5 %, в том числе за счет денежных средств и эквивалентов, темп роста которых составил

214,8 %. Стоимость товарно-материальных запасов уменьшилась на 0,3 %, а стоимость торговой и прочей дебиторской задолженности на 7,5 %. Общая стоимость активов ПАО «Газпром нефть» возросла за исследуемый период на 18,5 %.

Пассивы — это источники собственных и заемных средств, вложенных в имущество организации. Устойчивость организации принято рассматривать не только со стороны фактической суммы его активов, но и знать уровень из капитала и обязательств.

Уставной капитал на протяжении исследуемого периода не менялся. Добавочный капитал уменьшился на 11,5 %. Общая стоимость капитала увеличилась на 10,5 %, что связано с ростом нераспределенной прибыли на 7,3 %. В то же время мы наблюдает значительные увеличения краткосрочных и долгосрочных обязательств ПАО «Газпром нефть» на 39,2 % и 23,8 % соответственно. Самый большой теп роста наблюдается по краткосрочным кредитам и займам 241,0 %.

Одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия является ликвидность. Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности организации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам.

Предприятие считается ликвидным, если она может погасить свою краткосрочную кредиторскую задолженность за счет реализации оборотных (текущих) активов. Для анализа ликвидности и платежеспособности используются ряд показателей.

В результате проведенного анализа коэффициентов ликвидности и показателей платежеспособности можно сделать вывод, что в ПАО «Газпром нефть» коэффициент абсолютной ликвидности превышает нормативное значение. Коэффициент срочной ликвидности также в пределах нормы. Снижение коэффициента текущей ликвидности свидетельствует о появление финансовых рисков, и в 2015 году был ниже нормативного значения (1,46). На сегодня исследуемое предприятие является стабильным и может самостоятельно оплачивать текущие счета.

Для стабилизации и обеспечения ликвидности предприятия необходимо особенно в условиях кризиса применять гибкую систему управления платежеспособностью. В данном случае оптимальным способом управления может быть применения платежного календаря.


2.2 Анализ формирования прибыли ПАО «Газпром нефть»

В условиях рыночных отношений развиваются хозяйственные связи между субъектами хозяйствования. Характерными чертами являются взаимные соглашения, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, важную роль играют не только прямые (производство-рынок-потребитель), но и обратные (потребитель-рынок-производство) хозяйственные связи.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.

Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблемы социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются также обязательства предприятия перед бюджетом и другими организациями.

Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Исходные данные для анализа финансовых результатов деятельности предприятия представлены в таблице 2.

Таблица 2

Горизонтальный анализ финансовых результатов деятельности ПАО «Газпром нефть» за 2014-2015 гг., млн. руб.

Показатели

2014 г.

2015 г.

Темп роста, %

Выручка от продаж

1408238

1467943

104,2

Операционные расходы – всего

1187122

1246240

105,0

в том числе

стоимость приобретения нефти, газа и нефтепродуктов

382505

345909

90,4

производственные и операционные расходы

171711

214267

124,8

транспортные расходы

116125

133320

114,8

Операционная прибыль

212645

207615

97,6

Прибыль до налогообложения

145870

145450

99,7

Расход по налогу на прибыль - всего

19214

29252

152,2

Расход по текущему налогу на прибыль

17518

38026

217,1

Расход/доход по оплаченному налогу на прибыль

1696

8774

517,3

Прибыль (убыток) за период

126656

116198

91,7

Совокупный доход за период

151199

150405

99,5


Проведем анализ финансовых результатов ПАО «Газпром нефть» в таблице 2, руководствуясь данными Консолидированного отчета о прибылях и убытках и прочем совокупно доходе.

Анализ показателей таблицы 2 позволяет сделать вывод о том, что за последние два года ПАО «Газпром нефть» имело увеличение, прибыли от продаж на 4,2 %. В первую очередь это связано с увеличение операционных расходов на 5,0 %, хотя показатель прибыли в общем можно считать неудовлетворительным, так как он уменьшился на 8,3 %. Совокупный доход ПАО «Газпром нефть» за период также снизился на 0,5 %. Увеличение операционных расходов связано в первую очередь с ростом транспортных расходов на 14,8 %, а также ростом производственных и операционных расходов на 24,8 %.

Операционная прибыль ПАО «Газпром нефть» уменьшилась на 2,4 %. Прибыль до налогообложения также снизилась на 0,3 %. Общий расход по налогу на прибыль составил в 2014 г. 19214 млн. руб., в 2015 г. – 29252 млн. руб.

Проведем факторный анализ прибыли (табл. 3)

Таблица 3

Факторный анализ прибыли

№ п/п

Показатель

2014 г.

2015 г.

Абсолютное изменение, млн. руб.

Относительное изменение, %

1

Выручка от продаж

1408238

1467943

59705

4,2

2

Операционные расходы

1187122

1246240

59118

5,0

3

Прочие расходы

75246

76253

1007

1,3

4

Расход по налогу на прибыль

19214

29252

10038

52,2

5

Прибыль за период

126656

116198

-10458

-8,3

6

Индекс изменения цен

1,0

1,15

0,15

15,0

7

Объем реализации

1408238

1276472

-131766

-9,4

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 1467943 млн. рублей, для начала необходимо определить объем реализации в базисных ценах (1467943/1,15), который составил 1276472 млн. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 90,6% (1276472/1408238*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 9,4%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль за период снизилась: 126656 * (-0,094) =


-11906 млн. рублей.

Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения влияния объема реализации на прибыль предприятия связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме реализации путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние ассортимента продажна величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 1276472 млн. рублей;

фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (1187122*0,906) = 1075533 млн. рублей;

прочие расходы базисного периода 75246 млн. рублей;

расходы по налогу на прибыль базисного периода 19214 млн. рублей;

прибыль за период, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (1276472-1075533-75246-19214) = 106479 млн. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли за период равно: 106479 - (126656*0,906) = -8271 млн. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения операционных расходов на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: (1187122*0,906) - 1246240 = -170707 млн. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения прочих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения размера прочих расходов прибыль выросла на 1007 млн. рублей (76253-75246).

5. Влияние изменения расходов по налогу на прибыль компании определим путем сопоставления его величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения размера прочих расходов прибыль выросла на 10038 млн. рублей (29252-19214).


6. Для определения влияния ценреализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 1467943 - 1276472 = 191471 млн. рублей.

Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

-влияние объема реализации -11906 млн. рублей;

-влияние структуры ассортимента реализованной продукции -8271 млн. рублей;

-влияние себестоимости -170707 млн. рублей;

-влияние величины прочих расходов +1007 тыс. рублей;

-влияние расходов на прибыль +10038 тыс. рублей;

-влияние цен реализации +191471 млн. рублей;

-общее влияние факторов +10458 млн. рублей.

Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на нефть и газ, которые добываются. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением цен. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.

Таким образом, в целом можно отметить, что анализ финансово-экономических показателей ПАО «Газпром нефть» за 2014-2015 гг. позволяет сделать вывод про достаточный уровень финансовой устойчивости и прибыльность предприятия, однако в существующей тенденцией к снижению эффективности осуществляемой деятельности.

2.3 Мероприятия по распределению прибыли ПАО «Газпром нефть»

Для того чтобы решить проблему по повышению мотивации персонала ПАО «Газпром нефть» за счет нераспределенной прибыли определено 4 варианта решений (таблица 4):

1) Разработать эффективную систему начисления постоянной части оплаты труда (оклада)

2) Разработать эффективную систему премирования по ключевым показателям деятельности (Key Performance Indicators, KPI).

3) Разработать систему социальных мероприятий по принципу «кафетерия».

4) Разработать программу развития организационной культуры и психологической поддержке работников.

Таблица 4

Сводная таблица решений по стимулированию эффективного труда работников ПАО «Газпром нефть» за счет нераспределенной прибыли