Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Прибыль как экономическая категория и ее характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стои­мостных инструментов управления экономикой, так как цены, финан­сы и кредиты связаны прямо или косвенно с прибылью.

Прибыль является одной из наиболее сложных экономических категорий, интерес к которой возрастает в связи с ужесточением кон­куренции на рынке, усилением мобильности изменений, происходя­щих в экономике, повышением значимости прибыли для рыночных субъектов как основного источника их простого и расширенного вос­производства. Для достижения успеха на рынке и обеспечения конку­рентоспособности предприятию требуется не только тщательное изу­чение, анализ и оценка прибыли, но и ее планирование на будущий пе­риод.

Проблемой формирования и распределения прибыли, а так же основных ее элементов занимались такие отечественные ученые, как Бланк, Басовский, Шеремет, Ковалев и многие другие, не менее из­вестные авторы. Степень изученности объекта исследования на сего­дняшний день достаточно велика и многоаспектна.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты нало­гов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что в усло­виях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получе­нию максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который поз­волял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую при­быль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным ре­зультатом.

Целью работы является изучение управление распределением и использованием прибыли предприятия на предприятии «Аликовское райпо ЧПС».

Из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

-изучить теоретические основы управление распределением и

использованием прибыли предприятия;

-провести анализ распределением и использованием прибыли предприятия «Аликовское райпо ЧПС»;

Объектом исследования является «Аликовское райпо ЧПС» и ее социально-экономические процессы, связанные с формированием и использованием прибыли.


Предметом исследования является формирование и распределение прибыли Аликовское райпо ЧПС.

При выполнении работы использовались нормативные и зако­нодательные акты, учебная и научная литература, источники периоди­ческой печати, а также статистическая и бухгалтерская отчетность объекта исследования.

Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников

.

Глава 1. Теоретические основы управления распределением и использованием прибыли предприятия

1.1. Прибыль как экономическая категория и ее характеристика

В современных условиях хозяйствования предприятий роль прибыли значительно возрастет, так как она является вознаграждением за предпринимательскую деятельность и коммерческий риск, источни­ком простого и расширенного воспроизводства, материального стиму­лирования как работников, так и собственников предприятия.

Прибыль является одной из наиболее сложных экономических категорий.

В экономической литературе, посвященной вопросам прибыли предприятия (фирмы), понятие прибыли не имеет единого четкого определения. По мере развития экономической мысли возникло мно­жество попыток отыскать однозначное определение прибыли. Все ав­торы сходятся в том, что прибыль - это разница, остаток, который со­держится в выручке от продажи. [11, с.15]

В условиях простого товарного производства извлечение при­были осуществлялось преимущественно на основе неэквивалентного обмена вследствие относительной неразвитости товарного обращения, разобщённости рынков, множественности цен на однородную продук­цию и т. п.

В товарном производстве прибыль выступает как часть сово­купной прибавочной стоимости, создаваемой трудом наёмных рабочих в сфере материального производства. На поверхности явления она представляется результатом реализации товаров по ценам выше стои­мости. В действительности сфера обращения может быть самостоя­тельным источником прибыли лишь в той мере, в какой в ней продол­жаются процессы производства. Сам же акт обращения связан не с са­мовозрастанием, а со сменой форм стоимости. [17, с.115]


Прибыль является про­дуктом перераспределения прибавочной стоимости между производ­ством и торговлей. Она образуется на основе действия закона средней прибыли. На стадии реализации произведённой продукции торговый капитал включается в процесс межотраслевой конкуренции. Переливы капитала в поисках наиболее выгодных сфер приложения в итоге при­водят к формированию двух центров колебания рыночных цен. Произ­водитель реализует товары посредникам по ценам производства ниже стоимости (по ценам производства промышленного капитала), а по­средники реализуют их потребителям по конечным или действитель­ным ценам производства, сумма которых равняется сумме стоимостей. Таким образом, прибыль представляет собой разницу между двумя уровнями цен производства и «сводится к такой части всей прибавоч­ной стоимости, которая приходится на долю торгового капитала как соответственной части совокупного капитала, занятого в обществен­ном процессе воспроизводства» [15, с.85].

Прибыль как экономическая категория характеризует конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе рас­ширенного воспроизводства.

Категория прибыли выступает как приращенная форма приба­вочной стоимости, в которой воплощён неоплаченный труд наемных рабочих. Приращённость формы прибыли заключается в том, что при­бавочная стоимость может реально проявиться (в виде избытка цены над издержками производства) лишь после завершения оборота капи­тала. Будучи продуктом только переменного капитала, прибыль пред­ставляется приростом всего авансированного капитала - постоянного и переменного. Тем самым

рождение всего авансированного капитала, которая приобретает приращенную форму прибыли» [5, с.98]. К. Маркс особо подчёрки­вал, что прибыль «... есть то же самое, что и прибавочная стоимость, которая необходимо возникает из способа производства».

Отношение величины прибыли к величине всего авансирован­ного капитала характеризует норму прибыли. Основными факторами, оказывающими влияние на норму прибыли, выступают норма приба­вочной стоимости, органическое строение капитала и скорость оборота капитала. Норма прибыли находится в обратной зависимости от орга­нического строения капитала и изменяется прямо пропорционально норме прибавочной стоимости и скорости оборота капитала. Норма прибыли повышается также вследствие экономии на постоянном капи­тале.

В результате технического прогресса повышается значение фак­тора органическое строение капитала, что обусловливает тенденцию нормы прибыли к понижению, несмотря на такие противодействую­щие факторы, как возрастание степени нагрузки труда работников (по­лучает выражение в увеличении нормы прибавочной стоимости), по­нижение заработной платы ниже стоимости рабочей силы, удешевле­ние элементов постоянного капитала, наличие хронической безрабо­тицы и получение сверхприбылей от экспорта товаров, реализуемых по более высоким ценам мирового.


В результате межотраслевой кон­куренции за наиболее прибыльное приложение капитала различные нормы прибыли, сложившиеся в разных отраслях, выравниваются в общую, среднюю норму путём стихийного перелива капитала из одних отраслей в другие (посредством механизма цен и при активном воз­действии кредитной системы). Уравнение различных норм прибыли обусловливает превращение стоимости в цену производства (издержки производства плюс средняя прибыль). Производство прибавочной сто­имости и получение прибыли как её приращенной формы - непосред­ственная, постоянная цель предприятия [20, с. 237]. В период монопо­листического капитализма погоня за высокой нормой прибыли в ещё большей степени становится движущей силой развития производства. Возросшие возможности производства, науки и техники монополии используют для получения максимальных прибылей путём установле­ния высоких монопольных цен, а также посредством присвоения части прибыли немонополизированных предприятий.

В экономической литературе, посвященной вопросам прибыли предприятия, понятие прибыли не имеет единого четкого определения. По мере развития экономической мысли возникло множество попыток отыскать однозначное определение прибыли.

Все авторы сходятся в том, что прибыль - это разница, остаток, который содержится в выручке от продажи. Рассмотрим трактовку прибыли представителями научной мысли (табл. 1).

Таблица 1.

Систематизация мнений по вопросу определения категории «прибыль»

Автор

Определение

Дж. С. Милль

Прибыль - остаток после вычитания из доходов компании затрат на закупку необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также выплату зара­ботной платы персоналу

А. Маршалл и Дж. Мак Кул- лох

Прибыль - остаток после вычитания из доходов компании затрат на закупку необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также выплату зара­ботной платы персоналу, а также вознаграждение используемых в данном производстве капиталов

Ф. Найт и Уэс- тон

«Чистая прибыль» - «остаток из остатка», из кото­рого, помимо уже указанных элементов, отнима­ются вознаграждение руководству компании и премия за риск

Андре Бабо

Прибыль, с точки зрения бухгалтерского учета, со­стоит из двух компонентов:

  1. - доходы от обычной деятельности - представля­ют собой разницу между выручкой от продаж и необходимыми производственными, торговыми и иными затратами;
  2. - доходы от обладания предприятием определен­ными активами, приносящими прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), или активами, стоимость которых может изменяться отчетном периоде (запасы, земельные участки.ю основные фонды и т. д.)

В общем виде прибыль представляет собой приращенную фор­му прибавочной стоимости и выступает как денежное выражение сто­имости прибавочного продукта и той части необходимого продукта, которая не включается в себестоимость и распределяется через обще­ственные фонды потребления. Прибыль как финансовый результат де­ятельности предприятия представляет собой разницу между совокуп­ными доходами и расходами, возникающими в результате хозяйствен­ной деятельности. [7, с.15]

Назначение, роль и возможность использования прибыли в си­стеме экономических рычагов хозрасчетных отношений общества определяются функциями, которые она выполняет. В отечественной экономической литературе нет единого мнения по вопросу о функциях прибыли. Одни экономисты выделяют две основные функции прибыли (источник доходов бюджетов и источник производственного и соци­ального развития предприятия). Другие экономисты выделяют до ше- сти-восьми функций. На наш взгляд, можно выделить 7 основных функций (таблица 2).

Таблица 2.

Функции прибыли и их характеристика

Название функции

Характеристика

1. Аналитическая

Прибыль выступает в качестве обоб­щающего показателя экономического анализа хозяйственной деятельности во взаимосвязи с другими показателя­ми работы предприятия

2. Оценочная

Прибыль в абсолютных и относитель­ных показателях характеризует эконо­мическую эффективность деятельно­сти предприятия, возможности его перспективного развития и выступает мерилом успеха деятельности на рын­ке

3. Воспроизводственная

вития предприятия, т. е. сто простого и расширенного

4. Стимулирующая

Прибыль является стимулом лучшего использования экономических рычагов и соблюдения финансовой дисципли­ны. Ожидание прибыли призвано за­интересовать: в распределении ресур­сов, соответствующих потребно- ко­нечных количественных результатах работы

5. Источник вознаграж­дения

Часть прибыли поступает владельцам капитала в качестве вознаграждения, а также в виде источника материального поощрения труда работников предпри­ятия

6. Источник возрастания рыночной стоимости предприятия

Возрастание стоимости капитала обес­печивается путем капитализации части прибыли, полученный предприятием, поэтому чем выше уровень капитали­зации прибыли, тем выше рентабель­ность предприятия