Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Прибыль как экономическая категория и ее характеристика).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления распределением и использованием прибыли предприятия
1.1. Прибыль как экономическая категория и ее характеристика
1.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
Глава 2. Анализ распределения и использования прибыли «АЛИКОВСКОЕ РАЙПО ЧПС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика «Аликовское райпо ЧПС»
2.2. Анализ финансового состояния деятельности «Аликовское райпо ЧПС»
Введение
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов управления экономикой, так как цены, финансы и кредиты связаны прямо или косвенно с прибылью.
Прибыль является одной из наиболее сложных экономических категорий, интерес к которой возрастает в связи с ужесточением конкуренции на рынке, усилением мобильности изменений, происходящих в экономике, повышением значимости прибыли для рыночных субъектов как основного источника их простого и расширенного воспроизводства. Для достижения успеха на рынке и обеспечения конкурентоспособности предприятию требуется не только тщательное изучение, анализ и оценка прибыли, но и ее планирование на будущий период.
Проблемой формирования и распределения прибыли, а так же основных ее элементов занимались такие отечественные ученые, как Бланк, Басовский, Шеремет, Ковалев и многие другие, не менее известные авторы. Степень изученности объекта исследования на сегодняшний день достаточно велика и многоаспектна.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что в условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.
Целью работы является изучение управление распределением и использованием прибыли предприятия на предприятии «Аликовское райпо ЧПС».
Из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
-изучить теоретические основы управление распределением и
использованием прибыли предприятия;
-провести анализ распределением и использованием прибыли предприятия «Аликовское райпо ЧПС»;
Объектом исследования является «Аликовское райпо ЧПС» и ее социально-экономические процессы, связанные с формированием и использованием прибыли.
Предметом исследования является формирование и распределение прибыли Аликовское райпо ЧПС.
При выполнении работы использовались нормативные и законодательные акты, учебная и научная литература, источники периодической печати, а также статистическая и бухгалтерская отчетность объекта исследования.
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников
.
Глава 1. Теоретические основы управления распределением и использованием прибыли предприятия
1.1. Прибыль как экономическая категория и ее характеристика
В современных условиях хозяйствования предприятий роль прибыли значительно возрастет, так как она является вознаграждением за предпринимательскую деятельность и коммерческий риск, источником простого и расширенного воспроизводства, материального стимулирования как работников, так и собственников предприятия.
Прибыль является одной из наиболее сложных экономических категорий.
В экономической литературе, посвященной вопросам прибыли предприятия (фирмы), понятие прибыли не имеет единого четкого определения. По мере развития экономической мысли возникло множество попыток отыскать однозначное определение прибыли. Все авторы сходятся в том, что прибыль - это разница, остаток, который содержится в выручке от продажи. [11, с.15]
В условиях простого товарного производства извлечение прибыли осуществлялось преимущественно на основе неэквивалентного обмена вследствие относительной неразвитости товарного обращения, разобщённости рынков, множественности цен на однородную продукцию и т. п.
В товарном производстве прибыль выступает как часть совокупной прибавочной стоимости, создаваемой трудом наёмных рабочих в сфере материального производства. На поверхности явления она представляется результатом реализации товаров по ценам выше стоимости. В действительности сфера обращения может быть самостоятельным источником прибыли лишь в той мере, в какой в ней продолжаются процессы производства. Сам же акт обращения связан не с самовозрастанием, а со сменой форм стоимости. [17, с.115]
Прибыль является продуктом перераспределения прибавочной стоимости между производством и торговлей. Она образуется на основе действия закона средней прибыли. На стадии реализации произведённой продукции торговый капитал включается в процесс межотраслевой конкуренции. Переливы капитала в поисках наиболее выгодных сфер приложения в итоге приводят к формированию двух центров колебания рыночных цен. Производитель реализует товары посредникам по ценам производства ниже стоимости (по ценам производства промышленного капитала), а посредники реализуют их потребителям по конечным или действительным ценам производства, сумма которых равняется сумме стоимостей. Таким образом, прибыль представляет собой разницу между двумя уровнями цен производства и «сводится к такой части всей прибавочной стоимости, которая приходится на долю торгового капитала как соответственной части совокупного капитала, занятого в общественном процессе воспроизводства» [15, с.85].
Прибыль как экономическая категория характеризует конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Категория прибыли выступает как приращенная форма прибавочной стоимости, в которой воплощён неоплаченный труд наемных рабочих. Приращённость формы прибыли заключается в том, что прибавочная стоимость может реально проявиться (в виде избытка цены над издержками производства) лишь после завершения оборота капитала. Будучи продуктом только переменного капитала, прибыль представляется приростом всего авансированного капитала - постоянного и переменного. Тем самым
рождение всего авансированного капитала, которая приобретает приращенную форму прибыли» [5, с.98]. К. Маркс особо подчёркивал, что прибыль «... есть то же самое, что и прибавочная стоимость, которая необходимо возникает из способа производства».
Отношение величины прибыли к величине всего авансированного капитала характеризует норму прибыли. Основными факторами, оказывающими влияние на норму прибыли, выступают норма прибавочной стоимости, органическое строение капитала и скорость оборота капитала. Норма прибыли находится в обратной зависимости от органического строения капитала и изменяется прямо пропорционально норме прибавочной стоимости и скорости оборота капитала. Норма прибыли повышается также вследствие экономии на постоянном капитале.
В результате технического прогресса повышается значение фактора органическое строение капитала, что обусловливает тенденцию нормы прибыли к понижению, несмотря на такие противодействующие факторы, как возрастание степени нагрузки труда работников (получает выражение в увеличении нормы прибавочной стоимости), понижение заработной платы ниже стоимости рабочей силы, удешевление элементов постоянного капитала, наличие хронической безработицы и получение сверхприбылей от экспорта товаров, реализуемых по более высоким ценам мирового.
В результате межотраслевой конкуренции за наиболее прибыльное приложение капитала различные нормы прибыли, сложившиеся в разных отраслях, выравниваются в общую, среднюю норму путём стихийного перелива капитала из одних отраслей в другие (посредством механизма цен и при активном воздействии кредитной системы). Уравнение различных норм прибыли обусловливает превращение стоимости в цену производства (издержки производства плюс средняя прибыль). Производство прибавочной стоимости и получение прибыли как её приращенной формы - непосредственная, постоянная цель предприятия [20, с. 237]. В период монополистического капитализма погоня за высокой нормой прибыли в ещё большей степени становится движущей силой развития производства. Возросшие возможности производства, науки и техники монополии используют для получения максимальных прибылей путём установления высоких монопольных цен, а также посредством присвоения части прибыли немонополизированных предприятий.
В экономической литературе, посвященной вопросам прибыли предприятия, понятие прибыли не имеет единого четкого определения. По мере развития экономической мысли возникло множество попыток отыскать однозначное определение прибыли.
Все авторы сходятся в том, что прибыль - это разница, остаток, который содержится в выручке от продажи. Рассмотрим трактовку прибыли представителями научной мысли (табл. 1).
Таблица 1.
Систематизация мнений по вопросу определения категории «прибыль»
Автор |
Определение |
Дж. С. Милль |
Прибыль - остаток после вычитания из доходов компании затрат на закупку необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также выплату заработной платы персоналу |
А. Маршалл и Дж. Мак Кул- лох |
Прибыль - остаток после вычитания из доходов компании затрат на закупку необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также выплату заработной платы персоналу, а также вознаграждение используемых в данном производстве капиталов |
Ф. Найт и Уэс- тон |
«Чистая прибыль» - «остаток из остатка», из которого, помимо уже указанных элементов, отнимаются вознаграждение руководству компании и премия за риск |
Андре Бабо |
Прибыль, с точки зрения бухгалтерского учета, состоит из двух компонентов:
|
В общем виде прибыль представляет собой приращенную форму прибавочной стоимости и выступает как денежное выражение стоимости прибавочного продукта и той части необходимого продукта, которая не включается в себестоимость и распределяется через общественные фонды потребления. Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между совокупными доходами и расходами, возникающими в результате хозяйственной деятельности. [7, с.15]
Назначение, роль и возможность использования прибыли в системе экономических рычагов хозрасчетных отношений общества определяются функциями, которые она выполняет. В отечественной экономической литературе нет единого мнения по вопросу о функциях прибыли. Одни экономисты выделяют две основные функции прибыли (источник доходов бюджетов и источник производственного и социального развития предприятия). Другие экономисты выделяют до ше- сти-восьми функций. На наш взгляд, можно выделить 7 основных функций (таблица 2).
Таблица 2.
Функции прибыли и их характеристика
Название функции |
Характеристика |
1. Аналитическая |
Прибыль выступает в качестве обобщающего показателя экономического анализа хозяйственной деятельности во взаимосвязи с другими показателями работы предприятия |
2. Оценочная |
Прибыль в абсолютных и относительных показателях характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия, возможности его перспективного развития и выступает мерилом успеха деятельности на рынке |
3. Воспроизводственная |
вития предприятия, т. е. сто простого и расширенного |
4. Стимулирующая |
Прибыль является стимулом лучшего использования экономических рычагов и соблюдения финансовой дисциплины. Ожидание прибыли призвано заинтересовать: в распределении ресурсов, соответствующих потребно- конечных количественных результатах работы |
5. Источник вознаграждения |
Часть прибыли поступает владельцам капитала в качестве вознаграждения, а также в виде источника материального поощрения труда работников предприятия |
6. Источник возрастания рыночной стоимости предприятия |
Возрастание стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части прибыли, полученный предприятием, поэтому чем выше уровень капитализации прибыли, тем выше рентабельность предприятия |