Файл: Корпоративный инновационный проект и корпоративная инновационная система (Понятие корпоративного инновационного продукта и корпоративного инновационного менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. В настоящее время к методам ведения бизнеса предъявляются все более жесткие требования. Любое современное предприятие, чтобы быть конкурентоспособным или чтобы просто выжить на рынке, должно постоянно развиваться и адаптироваться под существующие рыночные реалии. Управление проектами является уже давно не модным нововведением, а по-настоящему действенным подходом к развитию бизнеса.

В результате применения проектных методов управления, руководителями осуществляется эффективный контроль, они добиваются наиболее высоких результатов, экономят ресурсы и снижают издержки, а это много значит для успешной работы предприятия в настоящее время. Поэтому анализ корпоративной системы управления проектами как эффективного инструмента управления инновационной деятельностью предприятия, является очень важной и актуальной темой.

Современные предприятия давно сами того не замечая, начали взращивать внутри своих компаний предпосылки корпоративной культуры управления проектами. Здесь немалую важность занимает умение оценивания своих возможностей и эффективная организация системы управления проектами. В настоящее время предприятия уделяют мало внимания вопросу корпоративного управления. Но при грамотном и безошибочном подходе к постановке корпоративной системы управления проектами предприятия в разы приумножают свои доходы [11, с. 73].

Для подобной постановки можно привлечь специалиста в данной области. На сегодняшний день это не является проблемой, так как многие консалтинговые фирмы в числе своих услуг предлагают внедрение корпоративной системы управления проектами, которая бы вбирала в себя и учитывала всю специфику деятельности хозяйствующего субъекта, также могут быть созданы реальные условия для стабильного функционирования и организационного развития предприятия. [2, c. 54]

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере корпоративной инновационной деятельности.

Предметом исследования являются корпоративные инновационные проекты и системы.

Целью данной работы является исследовать особенностей создания корпоративного инновационного проекта.

В процессе реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие корпоративного инновационного продукта и корпоративного инновационного менеджмента;
  • рассмотреть особенности построения корпоративных инновационных систем в холдингах;
  • охарактеризовать проблемы создания корпоративного инновационного продукта и построения корпоративной инновационной системы;
  • проанализировать процесс создания инновационного конкурентоспособного импортозамещающего продукта .

К методам научного подхода используемых в данной работе можно отнести следующие: методы эмпирического исследования (сравнение, описание, измерение), методы теоретического познания (формализация, восхождение от абстрактного к конкретному), общелогические методы и приёмы исследования (анализ, абстрагирование, обобщение, системный подход, структурно-функциональный метод).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Корпоративный инновационный продукт и корпоративная инновационная система

1.1. Понятие корпоративного инновационного продукта и корпоративного инновационного менеджмента

Понятие «проект» в современной интерпретации появилось в экономике совсем недавно. Проект (от лат. Projectus – заброшенный вперед) – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальной продукции или услуги [9, с. 82].Любое нововведение – это проект.

Современной рыночной ситуации определяются инновации в качестве фактора, который способствует усилению конкурентоспособности предприятий. Неопределенность и динамизм окружающей среды призывают менеджеров принимать эффективные стратегические решения, особенно в сфере инновационной деятельности. Сегодня существует потребность в необходимости предвосхищения потребностей рынка, непрерывном совершенствовании как качества продукции (услуг), так и внутренних бизнес-процессов. По оценкам специалистов, инновационный потенциал российских предприятий сегодня имеет востребованность лишь на 7-10% [7, с. 116].

Согласно данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), доля промышленных предприятий, внедряющих инновации, сокращается. Доля организаций, которые внедряют принципиально новые продукты (услуги), в нашей стране составляет менее 0,5%. По сравнению в ведущими зарубежными странами этот показатель на порядок меньше – около 5%. [5, с. 67]. Очевидно, что отечественная экономика не только значительно отстает по уровню инновационной активности, но и находится в стадии стагнации в области инновационного развития. Таким образом, сегодня особенно актуальна проблема повышения эффективности инновационной деятельности предприятий.


Развитие современной рыночной экономики тесно увязано с рыночным соперничеством агентов рынка — компаний, которые, стремясь выделиться из общей массы и привлечь внимание покупателей, постоянно осуществляют инновации. Инновации являются ключевым фактором развития предприятий в условиях рыночного хозяйства, основанного на принципах конкуренции. Успех инновационного менеджмента зависит от способности предприятия создать для нововведений стимулирующие внутренние и внешние рамочные условия. Инновационный процесс требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления. [2, c. 41]

Инновационный менеджмент, как фактор внедрения нововведений. Инновационный менеджмент — это управление разработкой и внедрением инноваций путем внедрения новых методов и форм использования материальных, трудовых и научных ресурсов, для достижения компанией долгосрочных преимуществ в ходе ее хозяйственной деятельности и адаптации к изменениям во внешней среде. Как и менеджмент в целом, инновационный менеджмент призван достигать определенные цели, построен на соблюдении ряда общих принципов и включает в себя несколько этапов. [3, c. 23]

Среди современных целей инновационного менеджмента можно выделить следующие: поддержание основного ассортимента, создание имиджа гибкой инновационной компании, рост доходности, увеличение рыночной доли, адаптация к изменившимся условиям на рынке, адаптация к изменившимся условиям доходности, снижение риска функционирования путем диверсификации деятельности.

Можно выделить важнейшие принципы, необходимые условия эффективного управления инновациями:

  1. Четкая постановка цели. Прежде чем осуществлять инновационный процесс, необходимо сформулировать конечную цель. Затем с помощью «дерева целей» выделяются общие и специфические цели, которые ранжируются по приоритетности и первоочередности. [4, c. 50]
  2. Перспективное планирование. В силу того, что процесс осуществления инноваций по своей сути рассчитан на достижение долгосрочных целей, наиболее эффективным является построение плановой системы показателей на каждый период или фазу инноваций с обязательным использованием принципов альтернативности. [4, c. 51]
  3. Коллегиальность принятия инновационных решений. Дело в том, что многие решения в той или иной области инновационного менеджмента не являются по своей сути рациональными. Как показывает практика, очень часто они принимаются интуитивно с высокой степенью риска. В этой ситуации для оптимизации самого процесса принятия решения используют коллегиальный подход, означающий максимально возможное участие в данном процессе представителей всех звеньев управления, функциональных подразделений, комитетов и даже обычного персонала и рабочих. [5, c. 34]
  4. Четкое распределение функций между всеми субъектами инноваций, исключающие дублирование или антагонизмы. [6, c. 15]
  5. Постоянный учет и контроль за осуществлением инновационного процесса, а соответственно, проведение в случае необходимости его корректировки в любом объеме.
  6. Обязательное использование маркетинга, как одной из основополагающих функций инновационного менеджмента. [5, c. 44]

Для эффективного управления инновациями применяется соответствующая систематика и инструментарий методов. Главным элементом этой систематики является разбивка инновационного процесса на фазы, а также использование техники повышения его эффективности.

Очевидно, что к планированию, кроме динамичности, предъявляются также требования обоснованности, оптимальности, точности, оперативности и пр. Указанные принципы и требования были характерны для выполнения функции планирования и в условиях командно-административной экономики. Все, кроме одного — ориентации на достижение целей самостоятельного субъекта хозяйствования, действующего в условиях свободного рынка. [4, c. 33]

В современных условиях, можно выделить следующие этапы процесса принятия инновационных решений:

  • постановка целей,
  • изучение окружающей среды,
  • идентификация собственных стратегических возможностей,
  • формирование альтернативных стратегий,
  • выбор наиболее оптимальной, с точки зрения достижения, цели при условии максимизации эффективности,
  • реализация и осуществление контроля. [6, c. 19]

При этом полностью отвергается какая- либо корректировка этапа после его прохождения. Примером использования данной теории является ситуация, когда крупнейшая американская корпорация RCA (Radio Corp. Of America) потеряла 500 млн. долл. при внедрении на рынок дискового видеопроигрывателя. Изменения рыночной конъюнктуры были замечены уже на стадии реализации проекта и руководство отказалось от дорогостоящей корректировки целей, что привело к полному провалу инновационного проекта. [7, c. 80]

Вторая теория — рациональная, исходит из метода ПОС (Постепенное Ограниченное Сравнение). Эта теория предполагает: отсутствие четких целей; постановка целей происходит в процессе принятия решения; используется коллегиальность при принятии решений, но отсутствует полная согласованность между «ключевыми фигурами». Таким образом, есть определенное представление куда должна «идти» организация, а определение конкретных мер происходит в процессе каждодневного управления. [6, c. 23]

Таким образом, анализируя применение руководителями компаний одной из двух теорий принятия решений, для современных условий постоянного изменения внешней среды, следует признать большую эффективность рациональной теории.

В результатах обследований процесса анализа и использования информации на одном из крупных британских предприятий, где важная информация отбирается, анализируется и представляется в виде стандартного доклада лицам, принимающим решения. Определение эффективности направлений и проектов в концепции инновационного менеджмента.


Управляемая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из конкретных компонентов по созданию новшеств и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций; производство новшеств; сервис инноваций. Последняя, управляющая подсистема, является важнейшей, так как эта подсистема несет ответственность за все происходящее в системе менеджмента. Компонентами подсистемы являются управление персоналом, разработка управленческого решения, координация выполнения инновационных проектов. Эти компоненты определяют качество всех остальных подсистем системы инновационного менеджмента. [7 ,c . 32]

1.2. Особенности построения корпоративных инновационных систем в холдингах

Корпоративная инновационная система (инновационная система предприятия, локальная инновационная система) представляет собой все важные факторы, оказывающие влияние на разработку, распространение и использование инноваций, повышение эффективности инновационного процесса в компании, а также взаимосвязи между этими факторами.

Корпоративная инновационная система холдинга состоит из совокупности субъектов, действий, ресурсов и учреждений, а также причинно-следственных взаимосвязей, которые в некотором смысле важны для инновационной деятельности корпорации. [8, c. 31]

Цель корпоративной инновационной системы - обеспечение устойчивого роста бизнеса компании за счет повышения конкурентоспособности продукции, увеличения рентабельности производства. [8, c. 34]

Задачи корпоративной инновационной системы - повышение качества продукции (сохранение и увеличение доли рынка, улучшение структуры потребителей, в том числе повышение доли заинтересованных лиц).

Инновационная система холдинга включает функции: [19, c. 75]

  • разработки новых продуктов (услуги);
  • совершенствования существующих продуктов (услуги);
  • управления исследованиями и разработками, включая координацию с внешними разработчиками в сетевых проектах, а также в стратегических альянсах;
  • выявления новых предпринимательских возможностей (изучения изменений внешней среды и отраслевого рынка, оценки влияния и выявление угроз);
  • генерирования и выявления новых идей;
  • осуществления отбора идей на основе принципов соответствия стратегии и их дальнейшее развитие;
  • обеспечения восприимчивости к новым технологиям. Трансфер технологий;
  • организации внедрения технологий, инновационных проектов, интеграции технологических, рыночных и организационных изменений;
  • совершенствования действующих технологических процессов;
  • обеспечения принципиальной рационализации системы производства и
  • управления;
  • рационализации коммерческих процессов;
  • управления знаниями и интеллектуальной собственностью, коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности. [20]