Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Прибыль как экономическая категория и ее характеристика).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления распределением и использованием прибыли предприятия
1.1. Прибыль как экономическая категория и ее характеристика
1.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
Глава 2. Анализ распределения и использования прибыли «АЛИКОВСКОЕ РАЙПО ЧПС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика «Аликовское райпо ЧПС»
2.2. Анализ финансового состояния деятельности «Аликовское райпо ЧПС»
Единство функций в их зависимости и взаимообусловленности делает прибыль тем элементом хозяйствования, в котором увязываются экономические интересы общества, коллектива предприятия и каждого работника.
Для того, чтобы прибыль выполняла эти функции, необходима реализация ряда условий:
- механизм формирования и налогообложения прибыли должен стимулировать вложение прибыли на развитие предприятия и расширение его деятельности, а не на текущее потребление
- механизм определения затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг должен быть научно обоснованным; [8, с.105]
Процесс производства продукции и услуг является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость продукции и услуг, что, в конечном счете, при прочих равных условиях существенно влияет на финансовые результаты деятельности предприятия - его прибыль или убыток. Получение максимально возможной прибыли является одной из основных целей предприятия в условиях рыночной экономики.
Прибыль становится важнейшим показателем для оценки деятельности предприятий, она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия - рентабельность предприятия.
В условиях рыночной экономики, когда предприятия вынуждены функционировать в условиях минимального внешнего финансирования или при полном его отсутствии, прибыль является важнейшим показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности.В отечественной экономической литературе можно выделить многочисленные определения того, что считать финансовым результатом. При этом зачастую категории прибыли и связанной с ней рентабельности трактуются неоднозначно.В постановлениях Правительства, документах Минфина РФ и отечественной литературе имеются следующие определения финансового результата:
•сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям;
•разница между доходами и расходами, относящимися к одному периоду, балансовая прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей баланса;
•показатель, отражающий реальные достижения хозяйствующего субъекта [11, с.15].
В работах российских экономистов предлагаются следующие определения: экономические и юридические последствия хозяйственных операций. При этом финансовый результат в экономическом смысле необязательно должен совпадать с финансовым результатом в юридическом смысле.
Важнейшими показателями финансовых результатов являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия.
Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаком.
Финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации в связи с уменьшением объёма поставок, снижением покупательского спроса. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно- хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат.
Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость расходов и ресурсов, используемых в производстве.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно- технических и социальных программ. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение расходов на производство.
При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен.
Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ [12, с. 52].
Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности фирмы вместе с тем не означает его уникальности и универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб социальному развитию коллектива. Более того выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. В процессе управления прибылью предприятия используются различные инструменты.
Операционный анализ и методы оптимизации прибыли используются в процессе планирования и формирования прибыли.
Дивидендная политика и капитализация прибыли являются инструментами распределения и использования прибыли.
Рассмотрим указанные на рисунке 1 инструменты управления прибылью более подробно.
Финансовый менеджер ориентируется на достижение высокой или постоянно растущей прибыли от реализации. Получение желаемого результата зависит от трех составляющих - затрат на производство и реализацию продукции, планируемой цены единицы продукции и объема реализации продукции.
Взаимосвязь составляющих определяется в процессе операционного анализа, который также называют анализом «издержки- объем-прибыль». В основу операционного анализа положено разделение затрат на переменные (пропорциональные) и условнопостоянные (непропорциональные) (таблица 3).
Таблица 3
Разделение затрат на переменные и условно-постоянные
Переменные |
Изменяются |
Затраты на сырье, материалы, |
Условно |
Не изменяются или незначительно изменяются |
Амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата |
Некоторые элементы затрат состоят из постоянной и переменной частей (почтовые и телеграфные расходы, плата за электроэнергию расходы на оплату труда, на текущий ремонт оборудования и др.) и их называют смешанными.
Из-за наличия условно-постоянных затрат предприятие, реализуя каждую единицу продукции (товаров, работ, услуг) с прибылью, заложенной в цене, будет оставаться убыточным, пока не достигнет такого объема реализации продукции, выручка от которого покроет все условно-постоянные затраты.
В операционном анализе используют расчет промежуточного финансового результата деятельности предприятия, т. е. результат от реализации после возмещения переменных затрат. Этот показатель называют валовой маржой (или маржинальным доходом); рассчитывают его как разность между выручкой и переменными затратами.
Следовательно, валовая маржа - это источник получения прибыли и покрытия постоянных затрат. Задача финансового менеджера - увеличить валовую маржу. Наилучший вариант - сочетание низких условно-постоянных затрат с высокой валовой маржой.
Основными методами оптимизации прибыли любой организации является снижение издержек и увеличение доходов [14, с.151].
Поскольку уровень затрат и себестоимости влияет на величину финансовых результатов предприятия, снижение себестоимости является важным фактором роста прибыли и эффективности деятельности всего предприятия в целом и его руководства в частности. Поэтому обычно предприятия стремятся к снижению себестоимости производимой ими продукции.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
1.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшим является прибыль, которая рассчитывается как разность между доходами, полученными предприятием от всех видов деятельности, и расходами.
В составе доходов учитываются:
- доходы от перевозок грузов и пассажиров, от других видов работ и услуг (погрузочно-разгрузочных, транспортно-экспедиционных и др.);
- суммы дивидендов (доходов) от вкладов в уставный капитал других предприятий и в совместную деятельность;
- операционные доходы (от продажи, списания и прочего выбытия имущества предприятия — основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг; сдачи имущества в аренду);
- внереализационные доходы, куда включаются штрафы, пени,
неустойки, полученные за несоблюдение договорных обязательств.
Прибыль является одним из основных показателей деятельности коммерческих предприятие. Она характеризует конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности всего предприятия, т.е. составляет основу его экономического развития.