Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной скоротечной экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя их последствий.

Каждое предприятие, функционирующее в условиях рыночной экономики и хозяйственной нестабильности, определяет стратегию своего развития с учетом существующее хозяйственное окружения. Оно состоит из других фирм (поставщиков сырья, потребителей продукции и услуг, конкурентов); банков, предоставляющих кредиты; государственных и международных организаций, содействующих предпринимательству, а также физических лиц с их потребностями, доходами и интересами.

В окружении предприятия постоянно происходят изменения, обусловленные эволюцией всех функционирующих в экономике субъектов, динамикой курсов валют, цен, процентных ставок и таможенных пошлин, налогов. Его место в экономическом окружении определяют: отрасль, в которой оно действует; рынок, где оно реализует свою продукцию; цены; качество; технология сбыта; динамика продаж; доступ к финансовым ресурсам.

Актуальность работы заключается в том, что именно коммерческая деятельность определяет главные преимущества и недостатки деятельности предприятия; определяет сегменты рынка, на которые направляется продукция; определяет направления ценовой, рекламной политики, а также меры по продвижению своей продукции на рынок.

Итак, целью работы является исследование коммерческой деятельности предприятия и пути её совершенствования.

Исходя из цели, автором были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и значение эффективности коммерческой деятельности;

- провести анализ коммерческой деятельности ООО «Varus»;

- исследовать основные направления по увеличению показателей коммерческой деятельности предприятия.

Объектом исследования было выбрано торговое частное предприятие ООО «Varus», которое занимается розничной торговлей товарами.

Предметом исследования является исследование коммерческой деятельности.

Глава 1. Понятие и значение эффективности коммерческой деятельности


1.1. Понятие и виды коммерческой деятельности в целом 

С переходом к рынку все большее значение приобретает коммерческая деятельность предприятия. Она является непременным условием его эффективной деятельности и развития.

В последнее время термин «коммерция» получил большое распространение. Коммерция (комерциум) - слово латинского происхождения (от лат. cоmmеrсium), что означает - торговля. Язык идет о свободной торговле, основанной на конкуренции, частной собственности, на риске, на свободном предпринимательстве, на индивидуализме для получения прибыли.

В условиях рыночного хозяйствования «коммерция» - это вид торгового предпринимательства, наиболее важный участок современного бизнеса.

Основной фигурой товарного рынка, квалифицированного управления им, защиты прав потребителей выступает коммерсант-специалист.

Коммерсант - ведущая профессия рыночной экономики, организатор торговли, здоровой рыночной конъюнктуры, сбалансированного товарного рынка. Современный коммерсант - это высококвалифицированный менеджер, который знает конъюнктуру и законы свободного рынка, основанного на использовании законов стоимости, спроса, предложения и др. Он универсальный специалист торгового дела, от результативной работы которого зависит эффективность деятельности предприятия или фирмы в целом.

Юридической основой коммерции является совокупность юридических норм, которые определяют формы юридических соглашений, статус торговых предприятий, контакты лиц, которые вступают в торговые отношения [19].

Коммерсанты-специалисты предназначены для коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг по обеспечению продвижения на рынок товаров оптимального ассортимента и высокого качества. Они должны владеть искусством ведения коммерческих переговоров с партнерами, знать средства и методы регулирования хозяйственных взаимоотношений между покупателями и поставщиками товаров и услуг, потребительские свойства и методы качественной экспертизы товаров, хорошо владеть основами рекламного дела, маркетинга, менеджмента.

Термин «коммерческая деятельность» появился наравне с термином «рынок», так как рыночная экономика - это экономика свободного предпринимательства, при котором получают развитие все коммерческие процессы и отношения обмена. Следовательно, коммерческая деятельность является составной частью коммерческого предпринимательства. Предпринимательство - это целенаправленная деятельность, направленная на получение доходов, прибыли. Предпринимательством является организация предприятия с целью производства и поставки товаров на рынок, торгового предприятия для осуществления купли-продажи товаров, организация финансового учреждения, фондовой биржи и т.д. Предпринимательство - означает поиск новых экономических возможностей.


Следовательно, коммерческая деятельность - это комплекс операций по обеспечению процесса закупки и сбыта на основе взаимодействия хозяйствующих субъектов с целью получения ими прибыли, а также конечным потребителям максимальной выгоды.

Коммерческая деятельность может осуществляться на рынке товаров и услуг.

Коммерческая деятельность на рынке услуг может осуществляться в виде предоставления платных услуг непосредственно населению, связывая производителей и потребителей, в виде бесплатных услуг для закрепления имиджа и формирования постоянного круга клиентов.

Основная цель коммерции в сфере товарного оборота - получение прибыли, которая может быть использована на развитие и расширение предпринимательства для более полного удовлетворения потребителей.

Торговля, удовлетворяя потребности потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мероприятий по доведению товаров от производителя к покупателю [4, С. 172].

Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:

- Установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;

- Изучение и анализ источников закупки товаров;

- Налаживание связей производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем, обновление выпускаемой продукции);

- Осуществление покупки и продажи товаров с учетом рыночной среды;

- Расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;

- Сокращение расходов оборота товаров.

Содержание основ коммерческой деятельности включает следующие направления:

- Изучение и прогнозирование емкости рынка и спроса;

- Определение потребности в товарах и услугах;

- Организация рекламной работы;

- Планирование объемов закупки и реализации товаров и услуг;

- Поиск и выбор наилучшего партнера-поставщика или покупателя;

- Организация товародвижения;

- Организация оптовой продажи товаров и коммерческое посредничество;

- Розничная торговля как форма коммерческо-посреднической деятельности.

Коммерческая деятельность связана практически со всеми аспектами работы предприятий: от технологии и организации производства к финансовому хозяйствования. Для разработки правильной стратегии на рынке товаров и услуг коммерческие службы предприятий должны правильно оценить общее состояние потребительского рынка и его тенденции в пределах того региона или сегмента, на который предприятие ориентируется [8, С. 125].


1.2 Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности

Для формирования и развития коммерческой деятельности определены условия и конкретизация влиятельных факторов. От объективности изучения исходных факторов зависит целевой подход к решению коммерческих задач.

Первоочередными факторами, влияющими на деятельность торгового предприятия, выступают субъекты и объекты.

Субъектами являются лица, выполняющие предпринимательские функции и принимают коммерческие решения. Свои действия они реализуют через объекты торгового предприятия: основные производственные фонды (пассивные - сооружения, активные - оборудование) и товарно-материальные ценности.

Торговое предприятие, имея дело с потребительским рынком, поставляет на него товары и обеспечивает покупателей необходимой информацией: характеристики товаров, их надежность, гарантийные сроки, цены, условия продажи и т.д. С рынка предприятие получает обратную информацию: данные о конкурентах, конкурирующие товары, потребности и возможности покупателей, объемы и темпы продаж.

В результате, возникает замкнутая система связи, которая функционирует как единое целое, где предприятие взаимодействует с внешней средой. Очевидно, что коммерческие позиции складываются под влиянием внутренней и внешней среды.

Основу внешней среды составляют: экономические тенденции, социальная среда, покупатели и поставщики товаров, конкуренты, субъекты партнерских связей, банки, финансовые учреждения, контролирующие органы (налоговые службы, инспекции по торговле и качеству товаров, ценах), товарные и фондовые биржи, ярмарки, выставки, действующие законодательные и нормативные акты.

Внутреннюю среду торгового предприятия представляют: производственные, технические, экономические, финансовые и кадровые ресурсы, функциональные службы, товарно-материальные ценности, торгово-технологические процессы, складское хозяйство, информационно-компьютерное обеспечение.

Существующие факторы внутренней и внешней среды следует рассматривать во взаимодействии и совокупности. Полученные данные позволяют активно влиять на коммерческие процессы, связанные с доведением продукции до потребителей.


1.3. Показатели эффективности коммерческой деятельности предприятия 

Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность, а, следовательно, осуществляется с целью достижения поставленных целей, которые, по сути, являются целями функционирования. Выступая атрибутом рынка, коммерция формируется на его основе, которая служит непременным условием ее развития.

Коммерческая деятельность - понятие более широкое, чем просто купля-продажа товара, т.е. чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо осуществить определенные оперативно-организационные и хозяйственные операции, в том числе изучение спроса и рынка сбыта товаров, возможность влияния поставщиков и покупателей товаров, установление с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.п.

Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:

- Установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;

- Изучение и анализ источников закупки товаров;

- Согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей;

- Осуществление покупки и продажи товаров с учетом рыночной среды;

- Расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;

- Сокращение издержек обращения товаров [12, С. 45-47].

Для того, чтобы предприятие функционировало успешно, необходим постоянный мониторинг его коммерческой деятельности, который позволит выяснить сильные и слабые стороны, устойчивость положения предприятия, эффективность его работы.

Соотношение результатов коммерческой деятельности к средствам производства и трудовых ресурсов, необходимых для ее осуществления в течение определенного периода называют эффективностью коммерческой деятельности.

Эффективность коммерческой деятельности имеет свои виды, которые выделяются в зависимости от полученных результатов (эффектов).

Виды эффектов коммерческой деятельности:

- Экономический - отражает различные стоимостные показатели, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты деятельности коммерческой фирмы. К таким показателям относятся: объем реализованной продукции, величину получаемой прибыли, экономию ресурсов, разницу между продажей и закупочной ценой товара и т.д.;

- Социальный - сводится к сокращению продолжительности рабочей недели, увеличение новых рабочих мест, уровня занятости, улучшения условий труда и быта, состояния окружающей среды, общей безопасности жизни, качества торгового обслуживания, стабильности и постоянной обновляемости ассортимента, внедрения современных методов продажи товаров, экономии затрат времени на осуществление торгового обслуживания и тому подобное. Показатели социального эффекта, как правило, не подлежат количественному измерению и в подавляющем большинстве измеряются балльной системе, основанной на экспертных оценках;