Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права (1.Правовое регулирование договора коммерческой концессии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
Франчайзи, как основной участник отношений франчайзинга, должен обладать статусом либо коммерческой организации либо индивидуального предпринимателя и отвечать критериям, установленным франчайзером.
В ходе реализации бизнес-модели франчайзинга франчайзи может выступать в качестве пользователя, дистрибьютора, лицензиата и лизингополучателя. Кроме того, франчайзи, при наличии соответствующего письменного разрешения, может выступать и как субфранчайзер. В этом случае в качестве основного участника привлекается вторичный пользователь - субфранчайзи.
В публично-правовой сфере к субъектам государственного регулирования отношений франчайзинга необходимо отнести Федеральную службу по интеллектуальной собственности (ФСИС), которая осуществляет государственную регистрацию договоров по передаче исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Правовой статус данного субъекта определяется не договором, а нормативным правовым актом, закрепляющим функции и задачи службы при оказании государственной услуги.
К факультативным участникам предлагается относить лиц, которые на том или ином этапе реализации определенной бизнес-модели (проекта) франчайзинга привлекаются основными участниками для решения тех или иных вопросов, связанных с возникновением, осуществлением или прекращением отношений франчайзинга, либо вступают в отношения на основе предоставленных им законом полномочий.
Состав основных и факультативных участников, реализующих бизнес-проект франчайзинга, зависит, прежде всего, от выбранных стратегий франчайзинга, о которых говорилось выше, а правовое положение участников должно определяться на основании анализа различных нормативных актов, регулирующих данные отношения.
Наибольший интерес в рамках настоящего исследования представляет анализ правового положения участников стратегии франчайзинга бизнес-формата (business format franchising; "package franchise").
В рамках такой стратегии участники отношений франчайзинга реализуют свои субъективные права и законные интересы путем совершения совокупности действий, направленных на достижение необходимого для них результата, опираясь на принадлежащие им вещные, исключительные и обязательственные права.
Эксперты Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), определяя франшизу как "договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение" [14], выделяют, таким образом, двух основных участников - правообладателя и "лицо, использующее систему ведения бизнеса правообладателя".
В.В. Довгань рассматривает договор франчайзинга как "соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций" [15]. Следовательно, по мнению этого автора, к основным участникам следует относить производителя (единоличного распространителя) и розничного торговца.
Между тем, по нашему мнению, данные подходы не учитывают сути отношений франчайзинга бизнес-формата, а также комплексного характера таких отношений. В рамках стратегии франчайзинга бизнес-формата подход, рассматривающий отношения франчайзинга исключительно как разновидность договора о предоставлении исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности, т.е. по сути отношения между двумя участниками, не отражает существующей реальности.
Отношения франчайзинга бизнес-формата формируют бизнес-модель (проект) и носят комплексный характер, а следовательно, их содержание выходит за пределы предоставления исключительных прав и охватывает действия по оказанию правообладателем пользователю консультационных, обучающих и контрольных услуг. Это предопределяется целью отношений франчайзинга бизнес-формата, которая состоит в воспроизведении пользователем модели предпринимательской деятельности правообладателя во всех ее аспектах [16].
В состав основных участников отношений франчайзинга бизнес-формата, возникающих на основании договора коммерческой концессии, включаются правообладатель и пользователь.
Кроме того, состав основных участников отношений франчайзинга не может быть ограничен только правообладателем (франчайзером) и пользователем (франчайзи). В соответствии со ст. 1029 ГК РФ состав основных участников договора франчайзинга может быть расширен за счет привлечения, на основании коммерческой субконцессии, и других лиц - вторичных пользователей (субфранчайзи). Более того, в договоре коммерческой концессии на пользователя может быть прямо возложена обязанность в течение определенного срока предоставить определенному кругу субфранчайзи (вторичных пользователей) право пользования переданных ему прав на объекты интеллектуальной собственности.
Отметим здесь, нет законодательных ограничений даже на заключение договора коммерческой субсубконцессии, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 1029 ГК РФ к договору коммерческой субконцессии применяются правила о договоре коммерческой концессии. Таким образом, вторичный пользователь (субфранчайзи) может (если это предусмотрено договором коммерческой субконцессии) в свою очередь заключить договор коммерческой субсубконцессии с третичным пользователем (субсубфранчайзи). Однако дальнейшее разветвление основных участников договора коммерческой концессии законодательно ограничено положениями п. 5 ст. 1029 ГК РФ, поскольку законодатель не установил возможность применения положений главы 54 ГК РФ к договору субсубконцессии.
Вместе с тем, хотя законодательных ограничений на заключение договора коммерческой субсубконцессии не установлено, мы можем констатировать, что на уровне подзаконных актов установлено правило, в соответствии с которым государственной регистрации подлежат только договор коммерческой концессии и коммерческой субконцессии (п. 4.1 Административного регламента исполнения ФСИС государственной функции по регистрации договоров [17]). Поскольку договор коммерческой субсубконцессии государственной регистрации не подлежит, мы можем сделать вывод, что в этом случае правовая охрана и защита комплекса передаваемых объектов интеллектуальной собственности не предоставляется и, следовательно, привлечение в качестве основных участников субсубфранчайзи нецелесообразно.
Таким образом, в состав основных субъектов отношений франчайзинга бизнес-формата должны быть включены следующие лица: правообладатель (франчайзер), пользователь (франчайзи), вторичный правообладатель (субфранчайзер), вторичный пользователь (субфранчайзи).
3. Развитие франчайзинговых отношений в России
Юридическая конвергенция на международном уровне характеризует общемировые тенденции сближения правовых систем современности, а также общие тенденции в неюридическом, но опосредованном правом сближении стран и народов. Юридическая конвергенция данного уровня весьма сложна и неоднозначна: существует около двухсот стран в мире, связи их многообразны и разноплановы, разнообразны и производные цели данного вида конвергенции. Так, считается, что в число основных задач Евразийского экономического сообщества (далее: ЕврАзЭС) входят сближение и гармонизация национального законодательства, обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках данного сообщества. Общее правовое пространство выступает средством обеспечения единого экономического пространства.
Динамичное расширение и усложнение внешнеэкономических связей обусловливает необходимость в построении такой правовой платформы, которая послужила бы эффективному развитию отношений между контрагентами различных государств, складывающиеся в процессе реализации ими предпринимательской деятельности. Основным инструментом в создании такой платформы является правовая конвергенция, которая стимулирует взаимодействие между элементами внутри системы права, правом и иными регуляторами отношений в обществе, а также между правовыми системами в целом. Такое взаимодействие осуществляется путем проникновения принципиально новых правовых институтов и ценностей в национальную правовую систему и ее последующей трансформации. Тем не менее вне зависимости от целей взаимодействия уже давно идут процессы конвергенции на глобальном уровне, фактически с начала дипломатических отношений между странами. Само наличие международного права свидетельствует об этих процессах. Юридическая конвергенция идет по разным направлениям и затрагивает различные отношения, в том числе и отношения, связанные с имуществом и некоторыми неимущественными правами, т. е. в сфере гражданско-правового регулирования. В сфере гражданского права результатом сближения российских норм с международными правилами и стандартами явилось образование целого ряда договорных конструкций. К таким, в частности, можно отнести договор франчайзинга. В терминологическом аппарате российского законодательства понятия «франчайзинг» или «договор франчайзинга» отсутствуют. Однако данные отношения регулируются гл. 54 ГК РФ и представлены в виде коммерческой концессии.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Термин «коммерческая концессия» достаточно условен, он был избран разработчиками части второй ГК РФ как наиболее близкий по смыслу к английскому «franchising» – широко распространенному в западном законодательстве понятию «франчайзинг» (или «франшиза»), обозначающему определенную систему коммерческих отношений на постоянной договорной основе в самых разных областях экономического оборота.
Легализованное российским законодателем понятие вызывает множество споров о возможности отождествления его с «договором франчайзинга». Различные государства, адаптируя данные специфические отношения к своей национальной правовой природе, используют многообразные вариации определения, вкладывая свой смысл и содержание. Например, используются такие термины, как: «комплексная предпринимательская лицензия», «франчайзинг», «франшиза», «франшизное соглашение». Однако в большинстве случаев в скобках делается уточнение, что именно эти договоры и регулируют франчайзинговые отношения. Такой подход объясняется необходимостью гармонизации национальной и зарубежной терминологической базы и определения взаимосвязи и соответствия между национальным законодательством в сфере традиционных лицензионных отношений и относительно новыми от- ношениями, связанными с куплей-продажей франшиз
Система франчайзинга функционирует следующим образом: отдельные фирмы, пользующиеся франшизой, представляют собой группу тесно связанных между собой предприятий, деятельность которых планируется, направляется и контролируется инициатором всего процесса – франчайзером, т. е. фирмой, владеющей торговой маркой и предоставляющей лицензию на ее.
Франчайзинг в его наиболее типичной форме возник в XVIII в. в британской системе «связанных домов», которая получила широкое распространение в Англии. В связи с введением в стране ограничений на продажу пива, лицензия на нее выдавалась только владельцам постоялых дворов, которые должны были их содержать в соответствии с требованиями властей. Такая система появилась как защитный механизм, позволяющий пивоварам поддерживать нужный объем продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов» оказалась эффективным коммерческим механизмом В современном бизнес-формате франчайзинг начал использоваться в США компанией по производству швейных машин предпринимателя и изобретателя И. М. Зингера (Singer Sewing Machine Company). К началу XX в. швейных машин марки «Зингер» было произведено около 21 млн. При таком огромном производстве возникли проблемы реализации продукции, обслуживания швейных машин и замены неисправных деталей. В таких условиях была задумана и создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам в США и других странах исключительные права продавать швейные машины и обслуживать их в пределах определенной.