Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека ( 1. Сущность невербальной коммуникации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность исследования невербальной коммуникации обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, она определяется тем, что отличительной особенностью современного этапа общественного развития нашей страны является увеличивающаяся значимость социальной сферы, переориентация политических, социально-экономических задач на человека, на развитие и становление его личности. Это придает особую актуальность исследованиям, ориентированных па получение целостных представлений о поведении, деятельности, общении, важной составляющей которых является невербальное поведение.
Традиционные определения понятия невербальной коммуникации в полном объеме не удовлетворяют потребности как теоретической, так и практической психологии, так как не раскрывают всего своеобразия этого многогранного явления. В отечественной и зарубежной психологической науке имеется большое количество определений понятия «невербальная коммуникации», зачастую противоречащих и оппонирующих друг другу. Изучение этого понятия осуществляется в рамках психологии общения по следующим направлениям: как коммуникативный феномен, как предмет социальной перцепции, как вид взаимодействия людей (В.А. Барабанщиков, Н.В. Витт, В.А. Лабунская, Т.Н.Малкова, В.П. Морозов и др.).
Цель курсовой работы – изучение сущности и видов невербальной коммуникации.
Задачи:
- Изучение понятия невербальной коммуникации.
- Изучение роли невербальной коммуникации в процессе общение.
- Изучение видов невербальной коммуникации.
Объект – коммуникативный процесс.
Предмет – невербальный компонент коммуникативного процесса.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сущность невербальной коммуникации
1.1 Понятие невербальной коммуникации
Под невербальной коммуникацией в узком смысле понимается средство информации, система невербальных символов, знаков, кодов, применяющихся для передачи сообщения. В широком смысле трактовка понятия «невербальная коммуникация» практически равняется понятию «невербальное поведение» и определяется как социально обусловленная система взаимодействия, в структуре которой превалируют непроизвольные, неосознаваемые паттерны движений, отражающие личностную неповторимость человека.
Центром невербального поведения являются самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические
характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с меняющимися психическими состояниями индивида, его отношениями к партнеру по общению, с ситуацией взаимодействия.
Максимально полно особенности невербального языка как специфического вида общения охарактеризованы американским психологом Р. Харрисоном. Он понимает невербальный язык как природный, первичный, правополушарный, обладающий в отличие от вербального языка не линейной временной последовательностью, а пространственно-временной целостностью. Вербальный язык является вокально-звуковым явлением, легко кодирующимся и декодирующимся. Невербальный язык включает в себя разнообразные движения, и большая часть невербальной информации в целом не может быть переведена в код какого-либо языка без значительной потери их сути для партнеров.[1]
Главным элементом структуры невербальной коммуникации является кинестетика, понимаемая как зрительно воспринимаемый диапазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица. Центральное место в кинестетике принадлежит экспрессивной подструктуре, которая делится на выразительные движения и физиогномику.
Посредством акустического канала выражается просодическая структура невербального поведения (темп, тембр, высота, громкость голоса).
В непосредственном взаимодействии с ней - экстралингвистическая структура (речевые паузы и психофизиологические реакции человека — плач, кашель, смех, вздох и т.д.).
Такесика представляет собой область невербального поведения, которая находится под контролем тактильно-кинестетической системы отражения (информация поступает от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивая оценку всех элементов физического контакта.
Ольфакторная система основывается на обонянии индивида и определяет искусственные и естественные запахи.
Значимой особенностью невербальной коммуникации представляется её независимость от семантики речи. В практике это наблюдается в случаях, когда слова несут одно значение, а информация голоса — совсем иное. По сути, между речевым и неречевым сообщениями возможны соотношения трех типов:
- неречевое сообщение согласуется с речевым, усиливая его (например, неприятное отношение к человеку, в словесном выражении, усиливается отталкиванием, увеличением дистанции);
- неречевое сообщение противоречит речевому (например, человек информирует партнера о своих симпатиях к нему, но одновременно сдвигает брови, морщит лоб);
- неречевое сообщение относится к совершенно иному предмету, чем речевое (к примеру, человек участвует в обсуждении деловой проблемы, а на невербальном уровне наблюдается информация об эмоциональных отношениях с партнером).[2]
Установлено, что индивиды получают в ходе невербальной коммуникации следующую информацию:
-
- Информация о личности коммуникатора, в которую входят сведения о темпераментальных характеристиках человека, его эмоциональном состоянии в конкретной ситуации, его «Я» -образе и уровне самооценки, личностных свойствах и качествах, коммуникативных навыках, социальном статусе, принадлежности его к определенной группе или субкультуре.
- Информация о характере отношения участников коммуникации друг к другу, их ожидаемом уровне общения, типе отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение), динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его и т.д.).
- Информация об отношении участников коммуникативного процесса непосредственно к самой ситуации, дающая им возможность регулировать взаимодействие.
Различие между вербальной и невербальной коммуникацией представлено в таблице 1.
Таким образом, первое отличие невербальной коммуникации от вербальной состоит в её ситуативности: тон голоса характеризует нынешнее состояние коммуникатора и его эмоциональное отношение к предмету разговора и слушателям, но не может свидетельствовать о его переживаниях на прошлой неделе; будет различаться то, как люди будут стучать в дверь относительно их эмоционального состояния и от того, в чью дверь они стучат. Различные экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т. д.), идущие в дополнение и противоречащие друг другу, сопряжены с меняющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия.
Табл. 1
1.2 Различия вербальной и невербальной коммуникации
Вербальная коммуникация |
Невербальная коммуникация |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вторая особенность невербальной коммуникации — их синтетичность. Экспрессивное поведение достаточно сложно разложить на отдельные элементы.
Непроизвольность, спонтанность многих невербальных проявлений — еще одна их особенность. Даже при условии, что люди стремятся скрыть свои намерения или эмоциональные реакции, замаскировать свои истинные переживания, у большинства они обязательно проявятся через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».[3]
Функции невербальной коммуникации
В теории коммуникации выделяются следующие функции невербальных компонентов: социальную (контактоустанавливающую); эмотивную, отражающую эмоции адресанта; волютативную; апеллятивную (влияние на адресата); фатическую (установление и поддержание коммуникативного фона); дейктическую (указание на местоположение партнера или объекта); жестовая передача физических действий человека; риторическую (художественные невербальные средства)
По мнению В.П. Конецкой, как вербальные, так и невербальные средства выполняют основные функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную, в рамках которых реализуются разнообразные частные функции. В информационную функцию входит сообщение о ком-либо или о чем-либо, о свойствах кого-либо или чего-либо, сообщения о действиях, указания местонахождения кого-либо или чего-либо.
Прагматической направленностью обладают следующие частные функции: формирование контакта и обратной связи, самопрезентация, социальная ориентация, побудительная и регулирующая функции. К экспрессивным функциям относятся эмфатическая, эмотивная и адаптирующая.
Большинство исследователей отмечают, что невербальные компоненты коммуникации - обязательное условие общения и в большинстве случаев является неосознанным, но всегда учитывающимся слушающим и способны в коммуникативном акте реализовывать любую функцию, относящуюся к знаку вербальному.[4]
Традиционно выделяется три группы функций, которые выполняют невербальные средства коммуникации:
-
- Первая группа, непосредственным образом связанная с социальной ситуацией, включает следующие виды функций:
- отражение межличностных отношений;
- отражение эмоциональных состояний;
- самопрезентация партнеров по общению.
- Вторая группа связанна с поддержанием вербальной коммуникации и выполняет следующие функции:
- дополнение или опровержение значения высказывания;
- регуляция обмена сообщениями;
- поддержание обратной связи;
- сигнализация о внимательном восприятии сообщения.
- Третья группа тесно связанна с замещением вербальной коммуникации, и выполняет функции:
- использования невербальных знаков в качестве знаковых систем; сигнализация о состоянии нервной системы.
Помимо выделенных групп определяют следующие функции невербальной коммуникации:
-
- включение дополнительной информации (в том числе вступающей в противоречие вербальной, как в случаях трансляции текста, содержащего положительную оценку, с фонационными свойствами, несущими значение отрицательного отношения);
- замещение вербального элемента (к примеру, применение отрицательного жеста);
- сочетание с вербальными средствами для отражения общего смысла повествования.
Таким образом, в работах, посвященных изучению речевых и невербальных коммуникаций, обозначается, что функция последних сводится к дополнению, интерпретации текста и к применению его подтекста, т.е. невербальная коммуникация призвана усилить эмоциональный фон слова, его выразительность и силу высказывания.
Имеется и иной подход к оценке роли неречевой коммуникации. Согласно ему в ходе общения признается «автономность текста» невербальной коммуникации, так как она выражается знаками и имеет одновременно с речевой свой план выражения содержания и интерпретации. Таким образом, неправильно считать, что невербальная коммуникация является только дополнением «главного» (речевого) языка. Она существует в совокупности с речью как независимая от нее система.
Но встречается и третья точка зрения, которая отстаивает приоритет невербального поведения над вербальным в виде более экономного и эффективного средства в достижении целей коммуникации. Человек в ходе общения реализует определенную невербальную программу, накладывая на нее вербальную форму. Кроме того, невербальное поведение играет особую роль в создании образа партнера и всей ситуации общения, что не означает второстепенной роли речевого поведения.[5]
- Невербальная коммуникация представляет собой средство передачи информации, выражающаяся в невербальных символах и знаках. В широком смысле под невербальной коммуникацией понимают определенный вид взаимодействия, который включает в себя неповторимую систему движений, характеризующую человека.
- Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: оптико-кинетическую; пара- и экстралингвистическую; организацию пространства и времени коммуникативного процесса; визуальный контакт.
- Анализ всех систем невербальной коммуникации демонстрирует тот факт, что они, в действительности, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в общении. Имея способность не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации содействуют в выявлении такого существенного параметра коммуникативного процесса, как намерения его участников. В совокупности с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который требуется людям для организации совместной деятельности.
- Хотя вербальная и невербальная формы коммуникации максимально эффективны в дополнении друг к другу, невербальные сигналы могут замещать вербальные или даже вступать в противоречие с ними. В целом, в случае, когда вербальные и невербальные сигналы противоречат друг другу, необходимо больше доверять невербальной коммуникации.