Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека ( 1. Сущность невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования невербальной коммуникации обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, она определяется тем, что отличительной особенностью современного этапа общественного развития нашей страны является увеличивающаяся значимость социальной сферы, переориентация политических, социально-экономических задач на человека, на развитие и становление его личности. Это придает особую актуальность исследованиям, ориентированных па получение целостных представлений о поведении, деятельности, общении, важной составляющей которых является невербальное поведение.

Традиционные определения понятия невербальной коммуникации в полном объеме не удовлетворяют потребности как теоретической, так и практической психологии, так как не раскрывают всего своеобразия этого многогранного явления. В отечественной и зарубежной психологической науке имеется большое количество определений понятия «невербальная коммуникации», зачастую противоречащих и оппонирующих друг другу. Изучение этого понятия осуществляется в рамках психологии общения по следующим направлениям: как коммуникативный феномен, как предмет социальной перцепции, как вид взаимодействия людей (В.А. Барабанщиков, Н.В. Витт, В.А. Лабунская, Т.Н.Малкова, В.П. Морозов и др.).

Цель курсовой работы – изучение сущности и видов невербальной коммуникации.

Задачи:

  1. Изучение понятия невербальной коммуникации.
  2. Изучение роли невербальной коммуникации в процессе общение.
  3. Изучение видов невербальной коммуникации.

Объект – коммуникативный процесс.

Предмет – невербальный компонент коммуникативного процесса.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Сущность невербальной коммуникации

1.1 Понятие невербальной коммуникации

Под невербальной коммуникацией в узком смысле понимается средство информации, система невербальных символов, знаков, кодов, применяющихся для передачи сообщения. В широком смысле трактовка понятия «невербальная коммуникация» практически равняется понятию «невербальное поведение» и определяется как социально обусловленная система взаимодействия, в структуре которой превалируют непроизвольные, неосознаваемые паттерны движений, отражающие личностную неповторимость человека.


Центром невербального поведения являются самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические

характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с меняющимися психическими состояниями индивида, его отношениями к партнеру по общению, с ситуацией взаимодействия.

Максимально полно особенности невербального языка как специфического вида общения охарактеризованы американским психологом Р. Харрисоном. Он понимает невербальный язык как природный, первичный, правополушарный, обладающий в отличие от вербального языка не линейной временной последовательностью, а пространственно-временной целостностью. Вербальный язык является вокально-звуковым явлением, легко кодирующимся и декодирующимся. Невербальный язык включает в себя разнообразные движения, и большая часть невербальной информации в целом не может быть переведена в код какого-либо языка без значительной потери их сути для партнеров.[1]

Главным элементом структуры невербальной коммуникации является кинестетика, понимаемая как зрительно воспринимаемый диапазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица. Центральное место в кинестетике принадлежит экспрессивной подструктуре, которая делится на выразительные движения и физиогномику.

Посредством акустического канала выражается просодическая структура невербального поведения (темп, тембр, высота, громкость голоса).

В непосредственном взаимодействии с ней - экстралингвистическая структура (речевые паузы и психофизиологические реакции человека — плач, кашель, смех, вздох и т.д.).

Такесика представляет собой область невербального поведения, которая находится под контролем тактильно-кинестетической системы отражения (информация поступает от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивая оценку всех элементов физического контакта.

Ольфакторная система основывается на обонянии индивида и определяет искусственные и естественные запахи.

Значимой особенностью невербальной коммуникации представляется её независимость от семантики речи. В практике это наблюдается в случаях, когда слова несут одно значение, а информация голоса — совсем иное. По сути, между речевым и неречевым сообщениями возможны соотношения трех типов:

  • неречевое сообщение согласуется с речевым, усиливая его (например, неприятное отношение к человеку, в словесном выражении, усиливается отталкиванием, увеличением дистанции);
  • неречевое сообщение противоречит речевому (например, человек информирует партнера о своих симпатиях к нему, но одновременно сдвигает брови, морщит лоб);
  • неречевое сообщение относится к совершенно иному предмету, чем речевое (к примеру, человек участвует в обсуждении деловой проблемы, а на невербальном уровне наблюдается информация об эмоциональных отношениях с партнером).[2]

Установлено, что индивиды получают в ходе невербальной коммуникации следующую информацию:

    1. Информация о личности коммуникатора, в которую входят сведения о темпераментальных характеристиках человека, его эмоциональном состоянии в конкретной ситуации, его «Я» -образе и уровне самооценки, личностных свойствах и качествах, коммуникативных навыках, социальном статусе, принадлежности его к определенной группе или субкультуре.
    2. Информация о характере отношения участников коммуникации друг к другу, их ожидаемом уровне общения, типе отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение), динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его и т.д.).
    3. Информация об отношении участников коммуникативного процесса непосредственно к самой ситуации, дающая им возможность регулировать взаимодействие.

Различие между вербальной и невербальной коммуникацией представлено в таблице 1.

Таким образом, первое отличие невербальной коммуникации от вербальной состоит в её ситуативности: тон голоса характеризует нынешнее состояние коммуникатора и его эмоциональное отношение к предме­ту разговора и слушателям, но не может свидетельствовать о его переживаниях на прошлой неделе; будет различаться то, как люди будут стучать в дверь относительно их эмоционального состояния и от того, в чью дверь они стучат. Различные экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристики голоса и т. д.), идущие в дополнение и противоре­чащие друг другу, сопряжены с меняющимися психическими состояниями челове­ка, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия.

Табл. 1

1.2 Различия вербальной и невербальной коммуникации

Вербальная коммуникация

Невербальная коммуникация

  1. Обмен сообщениями, которые имею место быть помимо передающего их индивида (к примеру, в пересказе или в виде текста), позволяющие информиро­вать об отсутствующих предметах или явлениях.
  1. Обмен сообщениями о происходящем «здесь и сейчас», в пределах конкретной ситуации, с людьми, находящимися в непосредственное взаимо­действие.
  1. Компоненты вербального со­общения (буквы, слова, предложения, фразы) строго отделены друг от друга, их соотношение подчиняется конкретным правилам.
  1. Невербальные сообщения сложно разложить на отдельные едини­цы; их ядром являются самые разнообразные движения тела, лица, голоса, простран­ственных перемещений и т. д.
  1. Вербальные сообщения достаточно осознанны, их легче анализировать, оценить, понять, осуществить контроль.
  1. Невербальное поведение в большей степени спонтанно, непроизвольные движения преоблада­ют над произвольными, неосознавае­мые над осознаваемыми.
  1. Говорить детей учат целенаправленно, се­мья и общество расходуют на это доста­точно много времени и сил.
  1. Невербальный язык люди, чаще всего, успешно усваивают самостоятельно посредством наблюдения, копирования, подражания.

Вторая особенность невербальной коммуникации — их синтетичность. Экспрессив­ное поведение достаточно сложно разложить на отдельные элементы.

Непроизвольность, спонтанность многих невербальных проявлений — еще одна их особенность. Даже при условии, что люди стремятся скрыть свои намерения или эмоциональные реакции, замас­кировать свои истинные переживания, у большинства они обязательно проявятся через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».[3]

Функции невербальной коммуникации

В теории коммуникации выделяются следующие функции невербальных компонентов: социальную (контактоустанавливающую); эмотивную, отражающую эмоции адресанта; волютативную; апеллятивную (влияние на адресата); фатическую (установление и поддержание коммуникативного фона); дейктическую (указание на местоположение партнера или объекта); жестовая передача физических действий человека; риторическую (художественные невербальные средства)

По мнению В.П. Конецкой, как вербальные, так и невербальные средства выполняют основные функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную, в рамках которых реализуются разнообразные частные функции. В информационную функцию входит сообщение о ком-либо или о чем-либо, о свойствах кого-либо или чего-либо, сообщения о действиях, указания местонахождения кого-либо или чего-либо.

Прагматической направленностью обладают следующие частные функции: формирование контакта и обратной связи, самопрезентация, социальная ориентация, побудительная и регулирующая функции. К экспрессивным функциям относятся эмфатическая, эмотивная и адаптирующая.

Большинство исследователей отмечают, что невербальные компоненты коммуникации - обязательное условие общения и в большинстве случаев является неосознанным, но всегда учитывающимся слушающим и способны в коммуникативном акте реализовывать любую функцию, относящуюся к знаку вербальному.[4]

Традиционно выделяется три группы функций, которые выполняют невербальные средства коммуникации:

    • Первая группа, непосредственным образом связанная с социальной ситуацией, включает следующие виды функций:
  • отражение межличностных отношений;
  • отражение эмоциональных состояний;
  • самопрезентация партнеров по общению.
  1. Вторая группа связанна с поддержанием вербальной коммуникации и выполняет следующие функции:

  • дополнение или опровержение значения высказывания;
  • регуляция обмена сообщениями;
  • поддержание обратной связи;
  • сигнализация о внимательном восприятии сообщения.
  1. Третья группа тесно связанна с замещением вербальной коммуникации, и выполняет функции:
  • использования невербальных знаков в качестве знаковых систем; сигнализация о состоянии нервной системы.

Помимо выделенных групп определяют следующие функции невербальной коммуникации:

    • включение дополнительной информации (в том числе вступающей в противоречие вербальной, как в случаях трансляции текста, содержащего положительную оценку, с фонационными свойствами, несущими значение отрицательного отношения);
    • замещение вербального элемента (к примеру, применение отрицательного жеста);
    • сочетание с вербальными средствами для отражения общего смысла повествования.

Таким образом, в работах, посвященных изучению речевых и невербальных коммуникаций, обозначается, что функция последних сводится к дополнению, интерпретации текста и к применению его подтекста, т.е. невербальная коммуникация призвана усилить эмоциональный фон слова, его выразительность и силу высказывания.

Имеется и иной подход к оценке роли неречевой коммуникации. Согласно ему в ходе общения признается «автономность текста» невербальной коммуникации, так как она выражается знаками и имеет одновременно с речевой свой план выражения содержания и интерпретации. Таким образом, неправильно считать, что невербальная коммуникация является только дополнением «главного» (речевого) языка. Она существует в совокупности с речью как независимая от нее система.

Но встречается и третья точка зрения, которая отстаивает приоритет невербального поведения над вербальным в виде более экономного и эффективного средства в достижении целей коммуникации. Человек в ходе общения реализует определенную невербальную программу, накладывая на нее вербальную форму. Кроме того, невербальное поведение играет особую роль в создании образа партнера и всей ситуации общения, что не означает второстепенной роли речевого поведения.[5]

Выводы по Главе 1

  1. Невербальная коммуникация представляет собой средство передачи информации, выражающаяся в невербальных символах и знаках. В широком смысле под невербальной коммуникацией понимают определенный вид взаимодействия, который включает в себя неповторимую систему движений, характеризующую человека.
  2. Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: оптико-кинетическую; пара- и экстралингвистическую; организацию пространства и времени коммуникативного процесса; визуальный контакт.
  3. Анализ всех систем невербальной коммуникации демонстрирует тот факт, что они, в действительности, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в общении. Имея способность не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации содействуют в выявлении такого существенного параметра коммуникативного процесса, как намерения его участников. В совокупности с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который требуется людям для организации совместной деятельности.
  4. Хотя вербальная и невербальная формы коммуникации максимально эффективны в дополнении друг к другу, невербальные сигналы могут замещать вербальные или даже вступать в противоречие с ними. В целом, в случае, когда вербальные и невербальные сигналы противоречат друг другу, необходимо больше доверять невербальной коммуникации.