Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности (1. Теоретические аспекты стресс-менеджмента).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стресс-менеджмента
1.1. Источники и причины организационного стресса
1.2. Технологии стресс-менеджмента
Глава 2. Исследование управления стрессами в ЗАО «СМИК»
2.1. Общая характеристика организации ЗАО «СМИК»
2.2. Исследование типичных стрессовых ситуаций и управления стрессами в организации
Глава 3. Разработка рекомендаций по управлению стрессами в ЗАО «СМИК»
Введение
Актуальность. В современной практике управления персоналом сотрудник рассматривается не только как механический исполнитель работы, но и с психологической точки зрения. Точно установлено, что проблемы в психологии работника крайне неблагоприятно сказываются на его трудовой мотивации, и в конечно счете приводят к снижению производительности труда и убыткам для предприятия. Из всех негативных факторов в данном случае наиболее отрицательное воздействие оказывает стресс, вернее дистресс.
Стресс является ответной реакцией человека на различные ситуации, когда происходит эмоциональный ответ. Поэтому избежать его невозможно, однако если стресс становится постоянным или часто повторяющимся, это приводит к разрушению психики, а затем и личности человека. С точки зрения менеджмента наиболее важным является процесс управления стрессами, возникающими в результате производственной деятельности.
На многих российских предприятиях психологическим вопросам управления персоналом не уделяется достаточного внимания. Результатом этого становится не только резкое снижение трудовой мотивации и удовлетворенности работой, но и резкий рост стрессовых и конфликтных ситуаций, а значит и падение рудовой дисциплины и производительности труда. В связи с этим использование организационных методов управления стрессами является актуальным не только с точки зрения психологии, но и разных направлений менеджмента, и управления персоналом организаций.
Предмет исследования: технологии стресс-менеджмента в организации.
Объект исследования: практика управления стрессами в ЗАО «СМИК».
Цель работы: изучение технологий стресс-менеджмента в организации и их практического применения на ЗАО «СМИК»
Задачи работы:
-
- рассмотреть понятие стресса и его основные характеристики;
- ознакомиться с профессиональным стрессом как объектом управленческого воздействия;
- выполнить анализ стрессовых ситуаций у сотрудников ЗАО «СМИК»;
- предложить организационные методы управления стрессами.
Методологической и информационной основой работы являются: теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных специалистов в области управленческой психологии. Для написания работы использовались данные ЗАО «СМИК».
Глава 1. Теоретические аспекты стресс-менеджмента
1.1. Источники и причины организационного стресса
Стресс представляет собой специфическую реакцию организма и психики человека на внешние или внутренние воздействия, приводящие к нарушению эмоционального спокойствия и чувства равновесия.
Для полноценного развития нам необходимо, чтобы среда вокруг нас менялась, появлялись новые люди, события, провоцируя соответствующие им внутренние изменения в психо-эмоциональном состоянии[1]. Но такие перемены положительны лишь тогда, когда они достигают определенного уровня или слегка его превосходят. Если же эти перемены слишком резкие и интенсивные, либо же затягиваются по времени, и человеку требуются значительные усилия для адаптации к ним, то организм реагирует на них как на стресс.
Физический стресс возникает в результате переживания человеком боли, ощущения голода, жажды, жары, холода, инфекции, сильного физического перенапряжения.
Психологический стресс является следствием сильного нервного перенапряжения, вызванного каким-либо переживанием. Любая сильная эмоция, как то положительная, так и отрицательная, является стрессом для человека, особенно, если воздействует на него длительное время, поскольку сопровождается рядом физиологических процессов, в том числе выбросом в кровь веществ, влияющих на работу внутренних органов[2].
Профессиональный стресс, как и любой другой стресс, это не просто психологическое явление. Наша реакция на стрессовую ситуацию проявляется физиологически в головных болях, болях в спине, области плеч и шеи, усталости и даже изнуренности. Под удар попадает не только нервная система, но и организм в целом.
Отчего возникает профессиональный стресс? Причины могут быть разными, но условно можно разделить их на несколько групп.
Физические причины. К ним относятся шум, вибрация, загрязненная атмосфера. С этими причинами стресса чаще сталкиваются, к примеру, рабочие, но физические факторы нельзя полностью исключать ни в одном случае - даже громко работающее радио может стать причиной стресса[3].
Физиологические причины. К таким причинам относят неудобный график работы (к примеру, работа посменно), отсутствие нормального режима питания на работе. На подобные «издевательства» организм реагирует стрессом. И если начать нормально питаться на работе вполне реально, то с работы с неудобным графиком, возможно, придется уволиться[4].
Социально-психологические причины. Среди этих причин -напряженные отношения с коллективом, конфликты, моббинг, недогрузка или перегрузка работников, высокая ответственность, нехватка времени, отсутствие четкого распределения ролей и обязанностей.
Структурно-организационные причины. Эти причины вызывают так называемый организационный профессиональный стресс. К ним относят слишком высокий темп работы и слишком жесткие сроки ее выполнения, монотонность работы и невозможность как-то повлиять на порядок выполнения заданий.
Профессиональный стресс опасен и для работника, и для работодателя. Работникам длительный профессиональный стресс может «аукнуться» профессиональным выгоранием; по сути, стресс перейдет в хроническую форму, и избавиться от него будет совсем непросто. А работодатель, не сумевший обеспечить работникам комфортные условия, столкнется со снижением производительности труда, и, возможно, потеряет в итоге нескольких сотрудников[5].
1.2. Технологии стресс-менеджмента
Со стрессом на работе нужно бороться. При этом не стоит думать, что профессиональный стресс - это проблема исключительно сотрудника. Если условия работы не изменятся, то причины стресса, соответственно, никуда не денутся. Никакой психолог не сможет помочь, если вы будете снова и снова подвергаться воздействию стрессовых факторов. Поэтому если начальник заинтересован в том, чтобы его работники выполняли свои обязанности продуктивно, он должен заметить признаки стресса у своих подчиненных и попытаться устранить причины, если это возможно. В большей степени это касается социально-психологических и структурно-организационных причин[6].
Что может сделать руководитель, чтобы предупредить профессиональный стресс? В первую очередь нужно создать благоприятный организационный климат и дать работникам возможность самостоятельно организовывать свою работу (скажем, определять порядок выполнения работ). Очень важно четко распределить обязанности между работниками - каждый из них должен знать, за что именно он отвечает. Также нужно проследить, чтобы у работников был оптимальный объем работы, не было ни перегруженности работой, ни недогруженности.
В жизни каждого из нас случаются ситуации, когда наступает тревожное состояние. Вот оно и называется стрессом. Это своеобразная реакция организма на воздействие раздражающих факторов или на угрожающую, трудноразрешимую ситуацию. Тогда вырабатывается адреналин - гормон, который помогает человеку выживать при стрессовых ситуациях.
Тревожное состояние - вполне нормальное явление, без него просто не представляется возможным жить в нашем мире. Отсутствие в жизни стрессовых ситуаций сделало бы ее немножечко скучной. Стрессовое состояние может быть связано с чрезвычайным напряжением, беспокойством или нервозностью. Оно заставляет мозг усиленно работать и приводит организм в такое состояние, в котором он может противостоять любым препятствиям. Но всему есть предел. Ведь если различные тревоги и страхи постоянно подавляют человека и влияют на его жизнь, то могут возникать более серьезные расстройства. Обычно этому подвержены люди старше 16-20 лет[7].
Организационные методы - методы, направленные на уменьшение степени экстремальности факторов производственной среды и их большее соответствие психофизиологическим особенностям работника. Можно классифицировать методы по типу инструментов, используемых для управления стрессом и сферы, на которую их использование направлено [8].
Первая группа методов - непосредственно организационные методы - это большой блок мероприятий, направленных на анализ структуры организации, ее целей и способов достижения этих целей с учетом требований стрессовых ситуаций.
Если говорить о факторах профессионального стресса, то, как было сказано выше, основной его причиной является содержание работы, поэтому для начала надо определить какой труд лежит в основе деятельности организации, и какой труд необходим работнику для удовлетворения своих материальных и моральных потребностей, а именно[9]:
-
- провести анализ фонда суточного времени населения России;
- работа должна быть интересной;
- вознаграждение и признание труда должно быть справедливым;
- рабочая среда должна соответствовать современным санитарным нормам;
- надзор руководства должен быть минимален, но при этом осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость;
- работники должны участвовать в принятии решений относительно их работы;
- должны быть обеспечены гарантии работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами;
- должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания[10].
В условиях качественной профессиональной жизни сотрудник обычно воспринимает значимость своей работы, ощущает ответственность за результаты и знает, насколько его труд эффективен. Необходимо определять базовый объем работ, который позволяет работнику испытывать все эти три психологических состояния. Ощущение значимости труда можно реализовать за счет предоставления работнику возможности расширения количества трудовых навыков, определенности производственных заданий, повышения их важности. Ответственность за результаты труда можно усилить, предоставив работнику больше самостоятельности. Осознание реальных результатов труда развивается, если работник получает ответную информацию[11].
Если выполняются предъявленные требования, то можно говорить о том, что работа приносит работнику полное удовлетворение и тогда организационные методы можно определить как совершенствование организации труда, направленное на то, чтобы труд стал давать большее внутреннее удовлетворение и больше возможностей для удовлетворения высших потребностей человека - заинтересованности, самоутверждения и развития личности. Получение такого удовлетворения - самое важное и полезное лекарство от стресса на работе, позволяющее имеющийся уровень стресса переводить в полезную форму - эвстресс[12].
Для решения подобной задачи требуется[13]:
1. Рациональная организация рабочих мест - все подразделения в фирме должны иметь реальную производственную значимость, быть необходимыми в равной степени и функционально зависимыми друг от друга. Недостаток полномочий или их переизбыток, неравенство имеющихся ресурсов, неопределенность в понимании самой сущности выполняемой работы - мощные двигатели к развитию стресса, причем на всех уровнях персонала фирмы. Рационализация рабочих мест кроме решения перечисленных проблем предполагает также совершенствование производственных связей: налаживание всесторонней коммуникации и информационного обеспечения. Оформлено это может быть в штатном расписании организации и в должностных инструкциях для работников, где четко очерчивается круг выполняемых трудовых действий и их объем[14].
2. Разработка объема труда и увеличение его содержания - необходима как для деятельности самой фирмы, так и для работоспособности самого работника. Требуется оптимальный расчет такого объема рабочей нагрузки, который не будет слишком большим, чтобы сотрудники теряли самооценку своих способностей и находились на грани стрессового истощения, или слишком маленьким, для того, чтобы сотрудники не начали переживать из-за низкой значимости, невостребованности своего труда[15]. Если говорить об определении объема работ - это расчет количества различных операций, выполняемых работником и частота их повторения. Объем называют узким, если рабочий выполняет лишь несколько операций и повторяет их часто. Типичным примером может служить работа на сборочном конвейере. Объем работы называют широким, если человек выполняет много различных операций и повторяет их редко. Содержательность работ определяется степенью влияния, которое работник может оказать на работу и рабочую среду. Она зависит от степени самостоятельности в планировании, выполнении, определении ритма работы, от участия в принятии решений. Работу можно реорганизовать, изменив ее объем или содержательность. Расширение объема и обогащение содержания работы - это два наиболее широко применяемых современных метода совершенствования организации труда[16].