Файл: Процесс построения модели управленческого решения (1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее конструктивными можно считать целевую и проблемную модели.

Согласно данным моделям, основной целью деятельности любой организации является достижение поставленных целей, а также решение вопросов, которые способствуют достижению целей, а также устойчивому развитию и выживанию организации.

Дескриптивные и нормативные модели. Дескриптивные модели используются для описания параметров и свойств процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в дальнейшем.

Успех применения дескриптивных моделей в практической деятельности в значительной степени будет зависеть от точности описания закономерностей функционирования объекта управления.

Нормативные модели используются для управления процессом принятия решений, для формирования его развития и сущностных элементов.

Такие модели подразумевают активное участие в процессе принятия решений участников данного процесса, а также в их моделировании.

Индуктивные и дедуктивные модели. Индуктивные модели выстраиваются посредством обобщения наблюдений по единичным частным фактам. Последние считаются, в данном случае наиболее важными для выработки управленческий решений.[6]

Дедуктивные модели исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенного комплекса гипотетических ситуаций. В данном случае путь создания модели движется от абстрактного представления управленческой ситуации до ее конкретной реальности.

Проблемно-ориентированные модели и модели решения. Такие модели строятся на внедрении инновационных методов моделирования касаемо конкретной проблемной ситуации принятия решения. Основная задача таких моделей состоит в адаптации новых методов для моделирования управленческого процесса.

Модели решения разрабатываются при учете возможностей осуществления экспериментов с ними, а также инструментов современных управленческих технологий. Как правило, такие модели направлены на решение наиболее важные управленческих задач. Алгоритмы, которые используются в таких моделях, определяют специфические требования к условиям их применения, а также к структуре моделей.

Модели решения включают в себя модели, в которых активно применяются экономико-математические методы.


1.2 Управленческие решения в модели управления организацией

Свойства и структура любой модели зависят от тех це­лей, для достижения которых она и создается. Цель по­строения любой модели заключается в отражении всей совокупности существенных элементов со всеми их функциями, свойствами, особенностями, в установлении взаимосвязей и взаимо­зависимостей между ними.

В модель управления организацией входят такие си­стемообразующие элементы:

- определение управ­ления;

- виды управления;

- принципы;

- стратегия;

- объект и субъ­ект управления;

- методы;

- функции;

- технологии;

- управленческие решения.[7]

Управленческие решения являются необходимыми компонентами процесса реализации всех функций управления. Это своеобразные механизмы их осуществления. Ключевая роль управленческих решений в системе управления вполне согласуется с определе­нием управления как совокупности системообразу­ющих элементов, которые направлены на реализацию управленческих технологий. Конечным результатом последних явля­ется процесс принятия управленческих решений в организации.

Таким образом, управленческие решения ‒ это механизм ре­ализации технологии управления. Они являются спосо­бом воздействия управляющей подсистемы модели управления на управляемую подси­стему.

Само понятие «управленческое решение» обладает мно­гогранным характером. Принятие решений в организации можно характеризовать как:

  • сознательную и целенаправленную деятель­ность;
  • поведение, которое базируется на ценност­ных ориентациях и фактах;
  • процесс взаимодействия участников организации;
  • выбор альтернатив;
  • неотъемлемый компонент общего процесса управления;
  • неотъемлемый элемент рутинной, повседневной работы деятельности любого менед­жера;

‒ основа для выполнения всех остальных управленческих функций[8].

В научной литературе, в частности, экономической имеется огромное многообразие определений «управленческого решения». Безусловно, многие из них заслуживают внимания, но есть и довольно много дискуссионных.[9]

Полиморфизм ‒ имманентное для управлен­ческих решений свойство, которое в совокупности с ключевой ролью управленческих решений в модели управления организацией подразумевает в большинстве случаев высокую степень их сложности, максимальную развернутость, коллегиальную и индивидуаль­ную форму, многообразие методов и этапов процесса принятия решений, различные формы ответственности за результат принимаемых решений и т .д.[10]


Анализ всего многообразия классификаций управленческих ре­шений, которые предлагаются в экономической литературе, дает возможность сделать вывод, что все описанные в ней классификационные признаки нельзя назвать исчерпывающими. Часто наблюда­ется разнородность всех этих признаков. Кроме того, иногда можно наблюдать несоответствие содержания, описываемых управленче­ских решений их классификационным признакам.

Предлагаемые в научной литературе классификации управ­ленческих решений требуют до­полнений, поскольку не отражают всю многоаспектность моделей управления организацией. Сама же необходимость дополнения имеющейся в научной литературе классификации управленческих реше­ний обуславливается усложнением управленческих решений, их дифференцированием, совершенствованием методов принятия, а также значительным рас­ширением масштабов их практического применения.

Таким образом, можно прийти к выводу, что принятие управленческих решений собой представля­ет довольно сложный, систематизированный процесс, который состоит из ряда протекающих последовательно этапов. Многочисленные спе­циалисты по управлению предлагают самые различ­ные схемы процесса управленческих решений, которые между собой различаются, в первую очередь, степенью детализации отдельных процедур. Простейшая универсальная схема процес­са управленческих решений, которая применима практически в любой организации, содержит следующие этапы:

- постановка задачи;

- разработка решения;

- организацию вы­полнения;

- оценка полученных результатов.[11]

Сам процесс принятия управленческих решений должен осуществляться на основе всей совокупности информации о той или иной управленческой си­туации. Из этого следует, что, базовым условием нормального процесса разработки и принятия управленче­ских решений в организации должно выступать движение в ней потоков информации.

Для выработки управленческого решения необходима, в первую очередь, информация о параметрах управляемой подсистемы. Это обуславливает необходимость поиска, сбора и обработки информации, а затем и ее интерпретации. Затем появляется возможность сформулировать основные проблемы, которые требуют решения. Получен­ную информацию необходимо преобразовать согласно поставленным задачам. Управляемая же система контролирует качество и ход выполнения управленческих решений.

Что касается эффективности и результативности управлен­ческих решений, то эти параметры в значительной мере определяются методами, которые используются в процессе принятия и реали­зации решений. Методы принятия управленческих решений ‒ это со­вокупность различных способов и приемов исследования, которые направлены на получение наиболее полных, достоверных и релевантных результатов касаемо решаемой управленче­ской проблемы. Для обоснования управленческих решений, их разработки и реализации используется широкий спектр методов:


  1. Методы, которые базируются на использовании интуиции и зна­ний экспертов, специалистов своей сферы.
  2. Формализованные методы, которые базируются на определённых заданных алгоритмах. В данных методах весьма широко используется математический аппарат.
  3. Неформализованные методы ‒ основываются на опи­сании процедур разработки и реализа­ции управленческих решений на логическом уровне.
  4. Методы исследования информационных по­токов имеют своей целью исследование информационных по­токов. При этом, изучаются и формализуются инфор­мационные процессы касаемо поставленной управленческой проблемы.[12]

Таким образом, важное значение имеет рациональный выбор методов, используемых на конкретном этапе и применимых к тому или иному виду управленческих решений. На каждом этапе подготовки и реализации управленче­ских решений используются определенные методы. Правильность выбора того или иного метода и (или) их оптимальное сочетание зависит в целом от знаний, опыта и интуиции лиц, принимающих решения (ЛПР).

Заключительным этапом обоснования, разработки и реализации управленческого решения является оценка эффек­тивности и результативности, которая дает возможность определить качество принятого решения. Под последним понимается совокупность следующих па­раметров:

- своевременность;

- обоснованность;

- оптимальность;

- непротиворечи­вость;

- ясность и лаконичность;

- конкрет­ность во времени;

- эффективность (как отношение результата к затратам).

В процессе правления важное значение должно отводиться релевантности информации, потому как информация не должна быть какой угодна ‒ оно должна обладать строго целевым характером.[13]

Методы принятия управленческих решений целесообразно было бы, н мой взгляд, дополнить методом декомпозиции, который дает возможность расчленить сложные явления на более простые. Это должно обеспечить глубокое проникновение в содержание и суть исследуемого явления.

Декомпозиция управленческих решений способствует гибкости и оперативности модели управления, четкому разграничению от­ветственности и функций субъектов управления, то есть будет препятствовать дублированию и параллелизму.

Таким образом, схема согласования принятия управленческих решений на различных уровнях управления должна быть заложена в основу разра­ботки методологических подходов к формированию информационной составляющей управленческих решений.


2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ

2.1. Выявление проблемы и постановка задачи

Необходимость в разработке управленческого решения возникает еще на этапе осознания проблемы. Само же наличие проблемы можно представить, как рассогласование между желаемым положением вещей и реальным, требующее принятия решения.

В наиболее общем виде можно выделить два основных подхода к определению проблемы. Следуя первому из них, проблемой можно считать ситуацию, когда не достигнуты поставленные цели. Согласно второму подходу, в качестве проблемы рассматривается существующая потенциальная возможность.[14]

Индикатором проблемы можно назвать достижение одним или несколькими параметрами проблемы эффекта критического значения.

При этом можно выделить:

- осознание проблемы. Под ним понимается установление факта существования проблемы. Происходит это обычно в результате контроля над деятельностью управляемой подсистемы, исследования рыночных возможностей и т. д. Проблема, которая достигает определённой степени остроты, может трансформироваться в мотив для деятельности управляющей системы организации и ее элементов ‒ менеджеров;

- определение проблемы. В данном случае подразумевается необходимость ответа на следующие вопросы: что на самом деле происходит в организации, что служит причинами происходящего, что за всем этим скрывается и т.д. Определение и формулировка менеджером проблемы, дает ему возможность ранжировать данную проблему среди остальных. Стоит отметить ‒ важно, чтобы все лица, которые в той или иной мере связаны с разработкой управленческого решения, однозначно трактовали проблему, ее суть и содержание.

В основе определения приоритета проблемы могут лежать такие факторы:

- последствия проблемы;

- воздействие данной проблемы на организацию;